Почему-то вспомнился анекдот о внучке декабриста, которая узнала, что большевики борются за то, чтобы не было богатых, и ответила: «Странно, а мой дед боролся за то, чтобы не было бедных...». Франция, судя по всему, не пошла по второму пути.
В пятницу, 18 октября, вечером, после длительных дебатов парламент страны одобрил спорный налог в 75% на доходы свыше одного миллиона евро, который был одним из предвыборных обещаний нынешнего президента-социалиста.
Как отмечает Euromag со ссылкой на RFI, согласно принятому варианту закона сверхналог будут платить компании, выплачивающие своим сотрудникам годовую зарплату, превышающую один миллион евро. Ранее Конституционный совет Франции признал незаконным первый вариант законопроекта, в котором предполагалось, что налог будет взиматься с индивидуальных доходов налогоплательщиков. Он мотивировал свое решение тем, что во Франции налоги выплачиваются с домохозяйств. Другими словами – с совокупного дохода семьи.
Начались мучительные поиски компромисса, которые проходили по принципу «не понос, так золотуха» и в конечном итоге привели к увеличению социальных начислений на заработную плату. Это та система, которая существует в Украине и против которой вот уже много лет выступают организации работодателей, поскольку она плодит теневую занятость и вынуждает бизнес платить наемным работникам зарплату в конвертах. Очень забавно, что продвинутые французы только сейчас наступили на грабли, по которым мы ходим 20 лет. Что ж, в добрый путь, как говорится...
Вообще, борьба с доходами реального сектора, похоже, стала такой же фишкой Олланда, как забота о правах сексуальных меньшинств. Не так давно он повысил налог на доходы предприятий, введенный еще прежним правительством, с 5% до 10,7%
Вообще, борьба с доходами реального сектора, похоже, стала такой же фишкой Олланда, как забота о правах сексуальных меньшинств. Не так давно он повысил налог на доходы предприятий, введенный еще прежним правительством, с 5% до 10,7%. Изменения вступят в силу со следующего года.
Кроме того, французское правительство взбудоражило бизнес-сообщество страны сообщением о введении нового экологического налога, направленного на то, чтобы предприятия и домашние хозяйства уменьшили энергопотребление. Затем кабинет министров попытался отбиться от шквала критики, заявив, что налог, заявленный в рамках бюджета 2015 года, был бы финансово нейтральным. Но ему не поверили.
Затем министерство финансов Франции предложило ввести налог на использование информации о пользователях социальных сетей и других ресурсов. И привязать его к количеству зарегистрированных на сайте аккаунтов. Инициатива родилась после целой череды неудачных попыток заставить такие компании, как Apple и Facebook, зарабатывают на французском рекламном рынке около 3 млрд. евро.
Власти заявили, что введение нового сбора существенно увеличит налоговую базу компаний. А зарубежные интернет-компании, активно зарабатывающие на французском рекламном рынке, должны оставлять в стране адекватную часть прибыли в виде налогов, уверены в правительстве Пятой республики.
Представители рынка со своей стороны напомнили, что Франция уже вводила так называемый налог Google, обязывавший делать отчисления за каждую сделку по продаже виртуальных услуг французским контрагентам. Однако из-за резкого подорожания контекстной рекламы для французских клиентов этот налог был отменен уже через месяц. Еще одной провалившейся попыткой оказался налог на размещение интернет-рекламы. От этой инициативы отказались, посчитав, что отчисления будут куда более обременительными для представителей местного бизнеса, нежели для западных онлайн-ресурсов.
Впрочем, сейчас французы могут ограничить пользованием Интернетом, поскольку среди прочих инициатив правительства – налог на планшеты и другие мобильные гаджеты, также налог на пальмовое масло, которое содержится в «Нутелле». Таким образом, популярная альтернатива традиционному завтраку в виде кофе с круассанами – чай, бутерброд с «Нутеллой» и просмотр новостей на планшете – становится дорогим удовольствием. В прямом смысле этого слова.
Налоговая «чесотка» власти, как окрестили происходящее пользователи социальных сетей, имеет совершенно логичное объяснение – другого выхода нет. Экономика страны зашла в тупик и устанавливает, сидя в нем, своеобразные рекорды
Налоговая «чесотка» власти, как окрестили происходящее пользователи социальных сетей, имеет совершенно логичное объяснение – другого выхода нет. Экономика страны зашла в тупик и устанавливает, сидя в нем, своеобразные рекорды.
Судя по бюджету, в 2014 году Францию ждет рекордный уровень госдолга – 95% ВВП, рекордный уровень налогообложения – 46% ВВП, а также сокращение дефицита бюджета на 18 млрд. евро. При этом жесткие требования ЕС заставляют ограничивать размер дефицита бюджета показателем в 3% ВВП. Для достижения этой цели Франция получила от Еврокомиссии двухлетнюю отсрочку – до 2015 года. В этом году дефицит бюджета превысит 4% ВВП, в 2014-м запланирован на уровне 3,6%. Но дальше нужно будет как-то выкручиваться.
Поэтому бюджет на 2014 год, который был представлен Совету министров Франции 25 сентября, предполагает беспрецедентное сокращение расходов государства и рост налогов. Власти подчеркивают, что на 80% речь идет о сокращении расходов государства. Урезать расходы Париж намерен на 15 млрд. евро. Расходы центрального госаппарата сократят на рекордную сумму в истории V Французской республики – 1,5 млрд. евро. Более 3 млрд. евро должны будут сэкономить территориальные образования и агентства госуслуг. Задача сэкономить еще 3 млрд. евро поставлена перед системой социального страхования.
В 2014 году французов ждет отмена ряда налоговых льгот (в том числе на детей), а также рост НДС (обычной ставки с 19,6% до 20%, промежуточной – с 7% до 10%). А также очередное повышение налогов, которое правительство президента Франсуа Олланда постаралось сделать умеренным. Если в текущем году налоговые сборы выросли на целых 20 млрд. евро, то в будущем году заложен рост всего на 3 млрд. евро.
Но и это является критической суммой, учитывая, что Франция по размеру совокупных налогов на реальный сектор и частных лиц стоит на седьмом месте в мире, а сейчас перекочевывает на пятое. В целом налоговые поступления составляют 44,2% от ВВП. А в 2014 году Франция установит новый «печальный рекорд» обязательных отчислений – более 46% ВВП.
25 августа (за месяц до представления бюджета) Европейская комиссия попросила власти страны не вводить новое повышение налогов, так как их размер достиг роковой точки. Об этом заявил европейский комиссар по экономическим и валютным вопросам Олли Рен. "Стратегия по новому бюджету должна основываться не на новых налогах, а на сокращении государственных расходов", – добавил Рен в интервью французскому еженедельнику Le Journal Du Dimanche.
Международный валютный фонд также присоединился к Еврокомиссии и призвал правительство воздержаться от введения новых налогов и вместо этого сократить расходы, чтобы снизить уровень дефицита.
Олланд с энтузиазмом пообещал это сделать. И сразу был подвергнут критике за двуличие. Observatoire Economique заявил, что политика сокращения расходов может привести к тому, что уровень безработицы вырастет в 2014 году до 11,6% и не будет опускаться ниже 10,6% в течение пятилетнего президентского срока Франсуа Олланда. В случае если этот мрачный прогноз подтвердится, позициям Олланда будет нанесен сокрушительный удар.
На фоне всего этого продавливание пресловутого 75%-го налога является, по мнению аналитиков, пирровой победой власти и попыткой команды социалистов показать, что они держат слово. На самом деле от первоначального варианта налог сильно отличается. И не только тем, что его будет платить бизнес, а не наемные работники. Как пишут французские СМИ, в действительности размер налога составляет 50%, однако с учетом выплат на социальное обеспечение он достигает символических 75%, что так важно президенту для официальной риторики.
Экономисты и бизнесмены уже выразили свое негативное отношение к новшеству, заявив, что в нынешнем виде налог в принципе не имеет смысла, поскольку его достаточно легко обойти. И единственными его жертвами станут французские футбольные клубы, которые могут лишиться крупной доли прибыли, ибо выплачивают большие официальные зарплаты ведущим футболистам. Как написала на одном из форумов русская парижанка: «Депардье мы уже потеряли, сейчас потеряем футбол. Останутся одни гомосексуалисты и соискатели эвтаназии, которую Олланд стремится разрешить! Ура Франции!..».
По материалам зарубежной прессы