После окончательного оглашения обвинений по делу «Оборонсервиса» очаг разоблачительных новостей переехал в Государственный кадастр недвижимости. Стало известно, что Федеральной налоговой службе неизвестно, кому принадлежит 40% недвижимости России. Получить эти сведения из кадастра ФНС не может, поскольку таких данных там просто нет.

Как все подобные ситуации, эта сложилась очень просто. На сегодняшний день в кадастре содержатся данные из ЕГРП (Единого государственного реестра правообладателей) и БТИ (Бюро технической инвентаризации). Данные в ЕГРП не затрагивают период до 1998 года, поскольку тогда учётом сведений о правах занималось БТИ. Сейчас БТИ занимается исключительно планировками и техническим состоянием помещений, а в области права собственности играет чисто архивные функции. Тем не менее нельзя просто взять и передать в кадастр из БТИ архив с документами на право собственности на недвижимость.

Дело в том, что в архиве бюро содержатся копии лишь свидетельств о праве, но не правоустанавливающих документов. К последним относятся договора купли-продажи, дарения, обмена, бумаги о вступлении в наследство и прочие подобные документы. Они устанавливают основание, по которому было получено право, а БТИ его лишь фиксировало своим свидетельством. В результате о факте права запись есть, а о его основании — нет, и пользоваться такими записями нельзя.

Так мы неожиданно выяснили любопытный факт: уже 15 лет примерно 40% недвижимости в России находится в одних и тех же руках и ни разу не участвовало в сделках или иных операциях. Однако ФНС это малоинтересно, для службы остро стоит вопрос налогообложения. Без обновлённых сведений о владельцах не с кого брать налог на недвижимость физических лиц, который будет вводиться в 2014–2018 годах. В 18 регионах для налоговиков дела обстоят ещё хуже, чем в среднем по стране: таких объектов недвижимости там более 50%. В Костромской области 69% неизвестных собственников, в Архангельской 75%, в Смоленской 77%. В Московской области 40% земельных участков и 20% строений относятся к «бесхозным», несмотря на то что где-то живут люди с документами о праве собственности на руках.

Из-за тянущегося уже 15 лет бардака с регистрацией права региональные бюджеты могут ежегодно недополучать от физических лиц 45 млрд рублей налогов, считает ФНС. Решить проблему предлагается, например, массовой перерегистрацией собственников: чтобы они сами пришли со своими свидетельствами и правоустанавливающими документами и получили некий новый документ, уже внесённый в современную базу данных. Это решение потребует, в свою очередь, дополнительного нешуточного финансирования всей процедуры обмена и неминуемо повлечёт новые имиджевые потери — проще говоря, раздражение людей, вынужденных бросать дела и идти исправлять ошибки чиновников.

Обратим внимание на то, что у этой проблемы есть имя и фамилия — Сергей Сапельников, бывший замруководителя Росреестра. В его отношении с августа этого года проводится служебная проверка, после того как у Счётной палаты возникло к нему множество вопросов. За последние пять лет Сапельников отвечал за исполнение ряда целевых госпрограмм, к которым относилось и создание современного, адекватного кадастра.

Вкратце напомним, куда делись выделенные на это деньги. По данным аудита Счётной палаты, направленные на создание кадастровой системы средства израсходованы:

  • неэффективно (5,8 млрд);
  • безрезультатно (8,2 млрд);
  • без правовых на то оснований (5,1 млрд);
  • на нецелевые расходы (2,5 млрд);
  • без подтверждённых результатов работ (0,5 млрд);
  • на ремонт здания центрального аппарата Росреестра (1,7 млрд).

Это 24,1 млрд рублей из выделенных 42,3 млрд. Сумма растраты равна целому государственному бюджету таких государств, как Мальдивы или Мавритания. Или, например, можно было бы на эти деньги всю армию Грузии, не так давно перевооружённую с иголочки, вооружить ещё раз заново. Впрочем, выхлоп от остальных 18,2 млрд также нулевой: за прошедшее с 2008 года время система кадастрового учёта недвижимости не создана, внедрение АИС ГКН (Автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости) не состоялось.

Все работы в данной сфере, точнее, их отсутствие, принимал именно Сапельников. А теперь представим, что на его месте находился некий другой чиновник, не обучавшийся в Высшей школе экономики (ВШЭ) эффективному менеджменту, зато умеющий и желающий работать. И тогда за счёт экономии на создании эффективной цифровой кадастровой системы можно было бы вообще не вводить налог на собственность физлиц — суммы-то идентичны.

Нельзя не признать, что безоглядное выделение миллиардов из бюджета не слишком-то помогает решить государственные задачи. Существующие механизмы контроля обычно срабатывают уже после того, как всё разворовано эффективными менеджерами, а сам виновник торжества сбежал за границу. В результате на фоне диких, совершенно безумных цифр растраченного любые намерения Минфина изыскать средства для бюджета в новых сборах и пошлинах вызывают у населения только оторопь и гнев. Никто не может утверждать с уверенностью, что всё изысканное не растворится без остатка с тем же успехом, что и пресловутые миллиарды Сапельникова. Это понимают люди и это понимают остальные сапельниковы, пока остающиеся нераскрытыми. Один масштаб выявленной растраты уже показывает, насколько бесконтрольно может себя ощущать чиновник высокого ранга.

В итоге из всех структур, призванных не допускать подобного, лишь Счётная палата в смычке со Следственным комитетом демонстрируют реальную работу, но от этого лишь множатся новости об уже свершившихся растратах. Есть мнение, что без создания автономного внесистемного регулятора с широкими полномочиями, подчинённого лично президенту, переломить ситуацию коренным образом не удастся. Без радикальной реформы органов контроля граждане по-прежнему рискуют получать информацию о выделенной государством громадной помощи не из радостных заголовков, а из уголовной хроники.

 

Андрей Каменецкий