Украина за последние годы потратила 16 млрд долларов или 40% своих золотовалютных резервов на поддержание национальной валюты. Девальвация гривны уже неизбежна, произойдет она к концу этого года, ожидают экономисты. Спасти украинскую экономику могла бы интеграция с Россией и ТС, считают они.
С середины 2011 года Украина потратила 16 млрд долларов из золотовалютных резервов (ЗВР) на удержание валютного курса. Это составляет 40% от всего объема ЗВР. Об этом заявил экс-глава Минфина, депутат Верховной рады Виктор Пинзеник в эфире телеканала «Интер», передает «Украинская правда».
Если в середине 2011 года золотовалютные резервы Украины были на уровне 38,4 млрд долларов, то сегодня – лишь 22 млрд долларов. «Это абсурд – четыре года курс держат на уровне 7,99 гривны за доллар. Не является геройством удерживать курс», – считает он.
Только с начала этого года Украина потратила на удержание гривны 3 млрд долларов. «Это недопустимая роскошь для Украины, которая не имеет права тратить резервы, тем более что они сегодня очень низкие по отношению к краткосрочным долгам», – заявил экс-глава Минфина страны.
По его словам, сейчас Украина «стала заложником ситуации, когда держать курс доллара возможно только за счет новых займов». «Сегодня ничего экстраординарного не происходит. Хочу подчеркнуть: «нехорошие вещи» происходят уже четвертый год подряд и требуют адекватных профессиональных действий. Не таких, как введение налога на валюту или налога на экспорт. Профессиональное решение должно быть такое: на ситуацию должен реагировать курс, он не может стоять», – заявил Пинзеник.
По его словам, курс доллара все равно придется опустить, чем позже это будет сделано, тем большему риску подвергнется национальная экономика.
«Ни Америка, ни Европа не боятся, когда курс доллар-евро меняется, а в Украине почему-то боятся сделать совершенно очевидный, фундаментальный шаг (отпустить курс гривны – прим.). Но Украине не избежать этого шага», – подытожил Пинзеник.
«На самом деле тратить международные резервы на поддержание валютного курса можно и даже нужно. Стабильный валютный курс позволяет избежать инфляции, негативных социальных последствий. Однако нельзя это делать до бесконечности, международные резервы Украины сейчас упали до минимально приемлемых значений», – говорит газете ВЗГЛЯД директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.
Российские эксперты МЭР, оценивая состояние украинской экономики, также указывают на угрозу девальвации гривны к концу этого года. В ситуации, когда дефицит текущего счета Украины увеличивается (экспорт падает, импорт сокращается почти вдвое быстрее), поддержка курса гривны ведет к сокращению валютных резервов, что грозит ослаблением гривны в оставшиеся месяцы 2013 года, считают аналитики Минэкономразвития России.
Так, в первом квартале физические объемы товарного экспорта Украины сократились на 4,5%, а импорт в физическом выражении упал на 8%. Во втором квартале ситуация оказалась еще хуже: экспорт снизился на 12,8%, а импорт – на целых 22%.
По мнению российских экономистов, возможное снижение стоимости гривны наряду с двукратным сокращением Национальным банком Украины учетной ставки до уровня 6,5% может привести к тому, что уже в нынешнем году дефляционные процессы сменятся инфляционными.
Между тем слабая гривна позволит повысить конкурентоспособность украинского экспорта, что улучшит экономику страны и позволит более экономно тратить валютные резервы. С другой стороны, потребительская инфляция сразу скажется на кошельках украинцев, покупательская способность которых упадет.
Поэтому на рост ВВП Украины на 3,4% в этом году надеяться не стоит. По прогнозу Минэкономики России, в 2013 году экономика Украины покажет нулевой рост или даже спад в размере 1%. В 2014 году страна может рассчитывать на восстановление экономики только благодаря ослаблению курса гривны.
Но главный риск украинской экономики в другом. Экономисты не исключают дефолта страны из-за роста дефицитного баланса и внешнего долга, который составляет 40% ВВП страны.
Сначала об этой угрозе заявил директор Института новой экономики Государственного университета управления, академик РАН Сергей Глазьев. «Если Украина сейчас не сбалансирует свою финансовую систему, то дефолт не за горами. Он может случиться через два–три месяца, может быть, через полгода», – предупреждает экономист. Украинский премьер-министр Николай Азаров отреагировал на такое заявление со смехом, уверив, что дефолта не будет.#{ussr}
Однако на прошлой неделе рейтинговое агентство Moody’s снизило рейтинг Украины до уровня «Caa1» из-за сложной ситуации с государственными финансами страны. Эксперты Moody’s также указали на риск дефолта Украины, который они оценили в 10%.
Это подтверждает, что угроза дефолта – это не выдумка российских экспортов, а реальная угроза, заявил депутат Верховной рады от Коммунистической партии Украины Александр Голуб. При этом соглашение об ассоциации с ЕС, по его словам, только подтолкнет Украину к экономической пропасти.
Тогда как вступление Украины в ТС все эти проблемы автоматически снимает за счет более дешевого газа, снятия барьеров для экспорта в Россию и доступа к российским кредитным ресурсам, считает Сергей Глазьев.
Экономика Украины переживает не лучшие времена, что еще больше осложняет ее возможности по выплате в срок своих долгов. После падения ВВП в 2009 году на 15,1% украинская экономика в 2010 году выросла на 4,1%, в 2011 году – на 5,2%, однако уже в 2012 году экономический рост замедлился до 0,2%.
В первых двух кварталах этого года ВВП Украины сокращался на 1,1%. На протяжении всех месяцев наблюдалось падение промышленного производства – за шесть месяцев падение составило 5,3%. Хотя оборот розничной торговли вырос на 10,6% благодаря росту реальных доходов населения из-за дефляции (за семь месяцев составила 0,4%).
Впрочем, директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев не драматизирует ситуацию. По его словам, ситуация на Украине не кризисная, но противоречивая.
Если Украина подпишет соглашение с Евросоюзом, то сможет рассчитывать на помощь со стороны европейских финансовых структур. «Это будет касаться и поддержания стабильности национальной валюты, и выплаты суверенных долгов. Плюс будет приток краткосрочного спекулятивного капитала, как во время избрания Ющенко в 2004 году», – считает Разуваев.
Однако закрытие в этом случае российского рынка больно ударит по украинской промышленности и, соответственно, ослабит и без того слабый торговый баланс, добавляет он. Доходы страны зависят от экспорта, причем примерно половина идет в Европу, половина – в Россию.
«Стабильность валютного курса может обеспечить в этой ситуации только поток инвестиций из Евросоюза. Если все получится, то инвестиции в итоге увеличат экспорт, что приведет к росту валютной выручки. Это в свое время получилось у Польши и Турции. Однако не факт, что получится у Украины. На мой взгляд, вероятность успеха не более 30%. Причина проста: в Европе дела с экономикой в целом не радуют. А износ основных фондов на украинских предприятиях достигает 80%. На модернизацию экономики Украины нужны слишком серьезные деньги», – считает Александр Разуваев.
Если бы Украина пошла по пути евразийской интеграции, то возникли бы проблемы с экспортом в Европу. Однако меньшие, чем с экспортом в Россию в случае с соглашением с ЕС, отмечает Разуваев.
«Однако ключевым моментом евразийской интеграции является евразийская валюта, рабочее название – алтын. Валюта фундаментально сильная и здоровая, за ней бы стоял сырьевой экспорт РФ и Казахстана. Однако отказаться от гривны в пользу алтына – вопрос в том числе политический и, вероятно, неприемлемый для Украины. Хотя экономически это однозначно правильное решение», – резюмирует экономист.
Ольга Самофалова
ВЗГЛЯД