Миллионы пиарщиков, разносчиков пиццы и юристов по всему миру тратят на выполнение глупых заданий по 15 часов в неделю, а все остальное время сидят в интернете. В России наемные работники ведут себя точно также
Лондон. 23 августа. FINMARKET.RU - В 1930 году великий Джон Мейнард Кейнс предсказал, что к концу века технологии продвинутся настолько, что такие страны, как Великобритания или Соединенные Штаты смогут позволить себе 15-часовую рабочую неделю. И не ошибся в своем прогнозе. При современном уровне автоматизации люди могли бы работать всего 8 неполных дней в месяц. Но вместо этого американцы и европейцы работают еще больше, чем в начале прошлого века.
Профессор антропологии Лондонской школы экономики Дэвид Граебер полагает , что у этого парадокса может быть только одно объяснение - карьера большинства людей состоит из выполнения бесполезных заданий.
- Он отметает популярную теорию, объясняющую почему утопия Кейнса до сих пор не наступила. Считалось, что экономист не учел массовый рост потребления, который привел к возникновению новых индустрий, создающих новые рабочие места.
- На самом деле, очень немногие из новых профессий связаны с производством iPhone или модных кроссовок.
- Если сравнить структуру занятости в США в 1910-м году и в 2000-м, то окажется, что численность рабочих, занятых в качестве домашней прислуги, в промышленности и в аграрном секторе резко снизилась.
- В то же время количество работников, занимающихся управлением, делопроизводством, продажами и сервисным обслуживанием, выросло в три раза. В начале века этим занималась четверть всех трудящихся, а сейчас - три четверти.
- Другими словами, рабочие места в реальном производстве, как и было предсказано, сегодня почти полностью автоматизированы. Даже если считать промышленных рабочих всей планеты (учитывая армии рабочих в Индии и Китае), то они перестали быть доминирующей профессией на земном шаре.
- Сейчас большая часть населения планеты занята тем, что обслуживает действительно важные индустрии. В мире появились такие специалисты, как пиар-менеджеры, специалисты отдела кадров, корпоративные юристы и т.д.
- Самое смешное, что напряженный рабочий график этих "сервисных рабочих" создал еще один сектор экономики, который обслуживает уже этих людей. Речь идет о разносчиках пиццы, работающих круглосуточно, выгульщиков собак, планировщиков свадеб и пр.
Граебер, не церемонясь, называет все эти позиции "bullshit jobs", что вольно можно перевести как "дерьмовые профессии". Их существование - большая загадка капитализма. Если верить Адаму Смиту, то на свободном рынке такого попросту не может быть. У профессора антропологии есть объяснение и для этого мистического факта.
Он предполагает, что все эти люди в реальности тратят на работу те самые 15 часов. А все остальное время у них уходит на посещение семинаров по повышению мотивации и обновление статусов в соцсетях. По словам экономиста, "ерундовые" профессионалы осознают бесполезность своей работы. Правда, в доказательство он приводит множество своих знакомых, которые после двух коктейлей начинают жаловаться на бессмысленность своего бытия в целом, а не только на бессмысленную работу.
Социологические опросы говорят о том, что в радикальной теории Граебера есть разумное зерно. Ситуация на рынке труда в России вполне соответствует его описанию.
Каждый третий работник в России считает, что его обязанности не несут практического смысла
Больше всего времени на "ерунду" тратят топ-менеджеры
На бестолковые задачи уходит от 40 минут до двух часов в день
Четверть россиян и вовсе считают, что работают не там, где надо
Почти половине тружеников России не интересно то, чем они занимаются
Половина россиян с радостью сменила бы работу
Большинство недовольных не увольняется из-за страха не найти другое место
Впрочем, у авторов блога Free exchange есть другое объяснение драматических сдвигов в структуре занятости.
За последние сто лет мировая экономика невероятно усложнилась - цепочки производства и доставки товаров стали длиннее и запутанней. Для управления всей этой огромной махиной необходимо огромное количество персонала. И совершенно невозможно, чтобы в мире рыночной экономики существовали миллионы бесполезных рабочих. Работникам, возможно, не нравятся их занятия, но это не значит, что они бесполезны.