В сентябре на стол Владимира Путина ляжет доклад по экономии бюджетных средств, подготовленный Минфином и экспертами ВШЭ. Подробно о том, как путём урезания расходов по 13 направлениям Минфин надеется за три года сэкономить 1,1 трлн рублей — здесь.

Что тут интересно. Можно было бы подумать, что «либеральные экономисты из ВШЭ» опять давят на правительство в части урезания социалки, однако, похоже, не совсем тот случай. По крайней мере, проректор ВШЭ Андрей Жулин указал, что эксперты разошлись с ведомством Силуанова по вопросу целесообразности урезания таких сфер, как образование, здравоохранение и соцобеспечение. По его словам, «позиция чиновников более радикальная».

Примечательно, что вчера Антон Силуанов раскритиковал регионы Северного Кавказа за их расточительность. Министр припомнил всё: и беспрецедентные налоговые льготы для жителей СКФО, и раздутый чиновничий аппарат. Правда, итогом разговора с главами регионов стала не команда на затягивание поясов, а решение выделить дополнительные 12,6 млрд рублей из федерального бюджета.

Причина волнения членов кабмина очевидна — это довлеющие над ними майские указы президента. Их невыполнение уже ставилось на вид правительству. А перспективы многих из них становятся всё менее очевидны на фоне сокращения темпов роста российского ВВП и продолжения мирового экономического кризиса.

Дополнительные миллиарды из бюджета на нужды СКФО, кстати, пойдут на выполнение этих указов.

Окончательное решение по оптимизации расходов будет принято осенью и, вполне возможно, будет отличаться от представленной на сегодня картины. Однако едва ли эти изменения будут принципиальными, так как экономить существенно сегодня можно только на самых затратных сферах.

Складывается неприятное ощущение, что правительство сейчас главной задачей считает выполнение президентских указов любой ценой как гарантию своей неприкосновенности. При этом предлагаемые меры экономии могут идти вразрез с некоторыми указами, что делает ситуацию абсурдной. Грустно и то, что резерв для выполнения указов ищут в первую очередь в экономии существующего, а не в создании нового.

Стоит отметить, что в рамки жёсткой экономии власть поставила себя по своей же воле. Так, совокупный объём Резервного фонда с января по август 2013 года вырос почти на 1 трлн рублей, да и бюджет пока выполняется с профицитом. То есть деньги на самом деле есть, но согласно «бюджетному правилу» они уходят в резерв на случай новой волны кризиса, то есть вкладываются в гособлигации иностранных государств.

Напомним, что «бюджетное правило» предписывает отсекать нефтегазовые доходы свыше определённого значения и направлять их в Резервный фонд.

Такое положение имеет немало критиков, указывающих на то, что лучше было бы вкладывать средства в реальную экономику, инфраструктуру или снижать налоговое бремя. Однако, как мы видим, правительство упорно придерживается строго противоположного курса.

Более того, нет никаких предпосылок к изменению этого курса, так как при прогнозируемом росте российской экономики в районе 2% и дальнейшем сокращении мирового потребления едва ли у правительства появится желание тратить, а не экономить.

Стоит отметить, что существует альтернативная программа академиков РАН, которая обещала рост в фантастические 10%, даже несмотря на все существующие проблемы. Пока что положенная под сукно. На чём основана её логика — прочитать здесь. Однако пока что не похоже, чтобы власть воспринимала её как руководство к действию.