Обещания и ловушки в планах еврозоны по созданию банковского союза явно не придают оптимизма инвесторам. Спасительные фонды еврозоны смогут рекапитализировать проблемные банки напрямую, снимая некоторые долговые нагрузки из бюджетов слабых государств, но этого мало. Из-за нехватки «мелкого кэша» начались финансовые проблемы глобального масштаба. Такая печальная история постигла доверительный банк Dawes Tomes Mousley Grubbs Fidelity Fiduciary Bank в классическом мюзикле «Мэри Поппинс».
Сегодня банки больше не полагаются только на доброе имя своих топ-менеджеров. Другие защитные меры призваны укрепить доверие, в том числе надзорные правила страхования банковских вкладов и государственные гарантии. Но банкротства банков все еще случаются.
На этой неделе французское правительство спас старый банк ипотечных кредитов Crédit Immobilier de France, гарантируя миллиард евро долгов. Так действует социалистическая администрация президента Франсуа Олланда, который считает финансовый сектор своим «реальным врагом».
В отличие от Америки, которая стабилизировала работу своей финансовой системы относительно быстро после краха Lehman Brothers в 2008 году, банки зоны евро остаются нестабильными. Наиболее проблемные страны региона страдают от двух проблем: вкладчики забирают деньги из банков, а инвесторы пытаются «сбросить» суверенные облигации. Каждый новый виток паники усиливает другую. Старшие еврократа иногда удивляются, почему до сих пор не было настоящего утечки банковского капитала из южной Европы. Если он на самом деле начнется, то они опасаются, что он быстро распространится через границы.
Чтобы восстановить спокойствие, лидеры Европы решили в июне приступить к созданию «банковского союза». 12 сентября Европейская Комиссия представит предложения по первому образования: новый набсовет еврозоны, которая должна быть ответвлением Европейского центрального банка (ЕЦБ).
После своего внедрения, спасательные фонды еврозоны смогут рекапитализировать проблемные банки напрямую, снимая некоторые долговые нагрузки из бюджетов слабых государств. Это было бы важным шагом в урегулировании кризиса евро. Главная мысль этого соглашения: общее признание финансовых рисков в обмен на введение большего централизованного контроля — это соглашение может быть прецедентом для будущего «финансового союза» через выпуск совместных еврооблигаций в обмен на усиление контроля за национальными бюджетами и экономической политикой.
Новый наблюдательный совет — это важная уступка для Германии. Таким образом очень странно слышать, как Берлин жалуется на планы объединить все 6000 банков еврозоны в пределах компетенции наблюдательного совета. Германия говорит, что ЕЦБ не сможет должным образом контролировать такое количество банков. Лучше сделать более тщательную проверку меньшего количества ключевых крупных финансовых институтов. Но комиссия утверждает, что риски исходят не только от крупных «системных» трансграничных банков, но и от более мелких, таких, например, как испанские cajas.
По таким аргументами скрывается борьба интересов. Некоторые немцы подозревают, что французы пытаются обременить ЕЦБ долгами до такой степени, что он не сможет больше ничего контролировать. Французы и другие думают, что Германия пытается исключить большую часть своих банков из-под действия новых правил. Французская финансовая система может похвастаться несколькими крупными банками, которые неизбежно будут под присмотром централизованного органа, в то время как большая часть немецких банков является набором мелких (и часто болезненных) региональных кредиторов, которые являются политически мощными.
Различия не столь глубоки, которыми они могут показаться. На практике ЕЦБ будет полагаться на национальные надзорные органы для выполнения ежедневной работы. Сосредоточив внимание на, скажем, 200 крупнейших банках, наблюдательный совет будет иметь контроль более 90% банковского сектора еврозоны. Небольшие банки можно оставить на усмотрение национальных органов власти. Реальный вопрос заключается в том, кому в конечном итоге будет принадлежать власть: будет ЕЦБ иметь возможность проверять любой банк? И будет он исключительное право выдавать или отзывать банковские лицензии?
Чтобы банковский союз заработал, еврозоне придется сделать больше, чем просто ввести ценрального наблюдательный совет. Потребуется центральный орган, который имеет право реструктурировать или ликвидировать проблемные банки (при необходимости предоставляя финансовые гарантии кредиторам). Он должен иметь доступ к общим финансовых фондов и гарантий депозитов (которые будут финансироваться, по крайней мере частично, самой финансовой отраслью) и видов европейских финансовых резервов. Брюссель хотел бы в один прекрасный день создать что-то вроде Федеральной корпоративной системы страхования депозитов США (FDIC).
Но пока комиссия будет предлагать только наблюдательный совет. Еврократа говорят, что они сначала хотят, чтобы все 27 членов Европейского союза приняли одинаковые процедуры для роспуска банков и гарантий по депозитам (с соответствующими соглашениями о трансграничном сотрудничестве). Схемы 17 стран-членов еврозоны могут слиться в дальнейшем. Тем не менее, существует опасность, что зона евро в конечном итоге получит грязную систему, в которой ЕЦБ может ликвидировать банк, оставляя при этом национальные органы спорить по поводу неоплаченного счета.
Другая проблема заключается в согласовании деятельности новорожденного союза с другим десятью банковскими системами стран — не членов ЕС. Великобритания, которая имеет наибольшую финансовую отрасль Европы, говорит, что хочет интеграции еврозоны, но боится, что другие объединятся против нее.
Например, методы голосования в Европейской банковской администрации, регулирующей учреждении, которая базируется в Лондоне, нужно будет отрегулировать так, чтобы 17 членов еврозоны не имели автоматического большинства против десяти других участников администрации. Среди других главных «проблем» — страх изоляции. Странам-ное членам еврозоны будет позволено так или иначе участвовать в системе контроля, хотя трудно понять, как ЕЦБ сможет следить за банками в таком разнообразии валютных зон или предоставлять ощутимую помощь банкам — не членам ЕЦБ.
Слишком европейский
В еврозоне немного опоздали с попытками стабилизировать банки и гарантировать, что налогоплательщики не будут платить, если те терпят неудачу. Кроме того, вряд ли когда-нибудь удастся создать систему регулирования, действующей в США, которая позволяет FDIC ликвидировать банки в течение выходных.
Банки в Европе, как правило, имеют большие объемы от доли ВВП, чем в Америке, а европейские компании больше полагаются на банки, чем американские. Что более важно — в понимании корпоративной политической культуры мелкие банки часто рассматриваются как инструменты политического патронажа, а крупные банки — как национальные чемпионы. Еще долгое время европейские банкиры будут придерживаться высказывания господина Дауэса, строптивого банкира из книги «Мэри Поппинс»: «Когда падают банки Англии, падает Англия!».