Росимущество после долгих консультаций, споров, дебатов представило накануне официальную программу приватизации госимущества на 2014-2016 годы. Представил план новый глава минэкономразвития Алексей Улюкаев. Согласно предлагаемому плану, от продажи госактивов планируется выручить около 1,7 трлн руб., однако в казну попадет лишь немногим более 600 млрд, еще 380 млрд будут оформлены как дивиденды "Роснефтегаза" от продажи акций "Роснефти". Остальные средства предполагается потратить на поддержку крупных инвестиционных проектов, которые реализуются продаваемыми компаниями.
Каков масштаб распродажи государственного имущества и от чего "неэффективный собственник" планирует избавиться? Согласно планам Росимущества, размещенным на сайте ведомства, приватизации до 2016 года подлежит 1 тыс. 201 акционерное общество и 638 федеральных государственных унитарных предприятий. При этом, на данный момент федеральное правительство является собственником 2 тыс. 337 акционерных обществ и 1 тыс. 795 предприятий. Всего же к 2017 году планируется сохранить в собственности около 200 АО и 100 ФГУПов.
"Планируется сохранение в федеральной собственности организаций сырьевого сектора, оборонной, космической промышленности", – говорится в документе.
Среди почти 2 тыс. предприятий, от участия в которых отказывается государство, есть и весьма дорогие и конкурентоспособные, именно они обеспечивают основную стоимость предполагаемых доходов.
Банковский сектор будет затронут в меньшей степени. Здесь предполагается сокращение госпакета в ВТБ с 60,09% до 50% +1 акции – по планам Росимущества, это ключевая сделка 2015 года. На этот год запланировано поступление в бюджет 140 млрд руб. При этом, министр Улюкаев подчеркнул, что было принято решение не включать в план приватизации "Россельхозбанк", который "играет большую роль в поддержке сельского хозяйства".
Гораздо более существенная распродажа ожидает транспортную отрасль. Государство планирует полностью выйти из капитала аэропорта "Шереметьево" (83,4% акций), аэропорта "Внуково" (74,7% акций) и "международного аэропорта Внуково" (25% +1 акция). Снизится с 100% до 75% +1 акции доля государства в ОАО "РЖД" и в Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). При этом, "Росагролизинг" также не рекомендуется к приватизации. 25% +1 акция останется у государства в "Совкомфлоте" (100%) и "Аэрофлоте" (51,17%).
В значительной мере, по имеющимся у правительства Медведева планам, государство "выйдет" из энергетической отрасли. Приватизация коснется таких предприятий, как "РусГидро" (с 67% до 50% +1 акции), ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" (с 13,76% до 9 акций), "Роснефть" (с 69% до 50% +1 акции), ОАО "АК Транснефть" (с 78,3% до 75% +1 акции), "Зарубежнефть" (с 100% до 90%, а к 2020 году до 50% +1 акции).
Что касается промышленности, то тут государственная доля сократится в холдинге "АЛРОСА" с 50,9% до 25% +1 акции. На четверть, до 75% +1 акции сократится госучастие в капитале "Уралвагонзавода". Такое же сокращение к 2024 году произойдет в Объединенной судостроительной корпорации, а в Объединенной авиастроительной корпорации доля государства снизится с 83% до 50% +1 акции.
Помимо вышеперечисленного, государство полностью выйдет из капитала таких компаний, как "Роснано", "Росспиртпром", "Ростелеком" и Объединенная зерновая компания.
"В 2013-2016 годах планируется осуществить продажу пакетов акций акционерных обществ на сумму до 1,7 трлн руб. Часть средств от продажи акций крупнейших компаний планируется направить на реализацию стратегий развития и перспективных инвестиционных проектов, осуществляемых этими компаниями. Также в качестве бюджетных доходов рассматриваются поступления дивидендов ОАО "Роснефтегаз" по результатам продажи акций ОАО "НК "Роснефть". При этом, непосредственно от продажи пакетов акций планируются поступления в бюджет на сумму порядка 630 млрд руб.", – подчеркнул Андрей Улюкаев.
Отметим, что еще в марте назывались несколько иные параметры приватизации ближайших лет – они оценивались примерно в 1 трлн руб. За эти четыре месяца с 7% до 25% выросла "продажная доля" "АЛРОСЫ", "Совкомфлот" будет приватизирован не на 25%, а на 75%, ОЗК вместо 26,7%-ной доли распродаст все 50%. Стоит отметить, что в список "распродаж" не вошел "Сбербанк", ранее его предполагалось полностью приватизировать к 2016 году.
Любопытно и то, что ранее постоянно откладывалась приватизация, в той или иной форме, госкопрораций, в первую очередь тех, которые занимаются производством вооружений – ОАК, ОСК, УВЗ, тем не менее, они попали в окончательный перечень предприятий, подлежащих приватизации.
Премьер-министр Дмитрий Медведев во время заседания правительства призвал приложить все усилия для того, чтобы выполнить намеченный план полностью.
"Здесь коллеги говорили, что план приватизации никогда не выполнялся. Это связано, конечно, и с конъюнктурой, и, давайте скажем откровенно, это связано и с энергией лоббизма отдельных ведомств и отдельных должностных лиц, которые очень часто готовы в лепёшку расшибиться, но только не дать что-либо продать, утратив контроль над соответствующим набором имущества. Это неправильно", – намекал Медведев, подчеркивая, что приватизация носит "идеологический характер" и должна стать, в первую очередь, ориентиром того, как будет развиваться экономика в дальнейшем.
С таким подходом приватизация выглядит не как распродажа имущества государства, а как ее раздача с некоторым обременением – это, фактически, единственное отличие от "залоговых аукционов" 90-х годов. Таким мнением поделился с Накануне.RU экономист, публицист, писатель Андрей Паршев:
– Смысл ситуации такой, что вроде как приватизировали, продали госимущество, а потом деньги отдали обратно собственникам, которые вроде бы заплатили. Получается, что они ничего не заплатили, а государство их "попросило" инвестировать дополнительно в те объекты государственного имущества, которые они получили, получается, "за просто так". Можно сказать, что это своеобразный аналог "залоговых аукционов", с той разницей, что здесь имущество раздают просто так, но с некоторым обременением в том плане, что тебя просят по-человечески не распродать все, что ты получил в металлолом, а вести какую-то хозяйственную деятельность. Вопрос же, который интересует людей, другой – получим мы реально рост экономики или нет, неважно, кто при этом будет собственником. Еще один вопрос – какая выгода российской экономике от того, что есть какие-то на Западе номинально российские граждане, а может даже и не российские, которые получают прибыли от предприятий, расположенных на территории России. Значительная часть "российских" миллиардеров зачастую никакой связи с нашей страной уже не имеет, кроме той, что сосут разнообразные соки из ее тела. Об этом речь – кто будет приватизировать, кто будет главным бенефициаром этого процесса – это темная история. Скорее всего, опять это будут оффшоры, только не кипрские, а, например, ирландские.
Внушает опасение включение в список приватизируемых предприятий госкопрораций, таких как ОАК, ОСК, УВЗ. Приватизация РЖД – ошибка, исправлять которую будет очень тяжело. Для нашей страны железные дороги и транспортная сеть в целом - это странообразующее явление. Довольно хорошо известен афоризм, который приписывается Сталину о том, что для нашей страны железнодорожные тарифы - вопрос не экономический, а политический. Смысл в том, что целостность страны обеспечивается льготными железнодорожными тарифами. Без этого у нас произойдет развал, и регионы наши будут торговать только с теми, кто ближе и кто более доступен. Это понимали еще в царские времена, даже тогда существовали некие экономические механизмы по связыванию всех частей нашего государства в единое целое. И перекладывать вот эту заботу о целостности государства на частника - это большая близорукость. Источник: nakanune.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2713
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 118
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста: