По всем фронтам
Газпром планирует увеличивать поставки газа в Европу и развивать газомоторный сегмент
Председатель правления Газпрома Алексей Миллер на годовом собрании акционеров компании заявил, что поставки в Европу будут увеличиваться. При этом европейским покупателям российского газа удается через суд сбивать цену на топливо.
По итогам 2013 года Газпром планирует поставить в Европу и Турцию около 160 млрд кубометров газа, заявил глава компании Алексей Миллер. По итогам прошлого года в страны дальнего зарубежья экспорт составил 151 млрд кубометров.
«Газпром планирует увеличить долю на мировом рынке сжиженного природного газа до 15%. Сейчас она составляет 5%»
«Динамика экспортных поставок позволяет нам прогнозировать рост», –заявил Миллер в пятницу на годовом собрании акционеров. Он добавил, что за прошедшие месяцы поставки в Италию выросли в три раза, а по итогам первого полугодия 2013 года рост экспорта российского газа в Европу составил 10%. По словам Миллера, запасы Газпрома по текущей приведенной стоимости оцениваются в 280 млрд долларов, компания по-прежнему является мировым лидером по промышленным запасам газа: на ее долю приходится 18% мировых запасов и 72% российских.
Слова Миллера идут несколько вразрез с тем, что на днях сообщил The Wall Street Journal вице-премьер России Аркадий Дворкович. Он сказал, в частности, что ослабление спроса на газ в Европе и давления регулирующих органов региона побудили Россию изменить свою стратегию на нефтегазовом рынке инаконец выйти на прибыльный азиатский рынок.
«Если Европа предпочитает источники энергии, которые не экологически чистые, то это решение Европы. Все хорошо. Спрос есть и в других регионах мира», – отметил Дворкович. По словам вице-премьера, решение увеличить поставки газа в Азию позволит России выйти на этот рынок в нужное время, передает РИА «Новости».
Есть у Газпрома и другие проблемы в Европе, если не считать повышенного интереса к деятельности компании регулирующих органов и падения спроса. Европейские покупатели российского газа продолжают добиваться через суд снижения цен на топливо. И делают это довольно успешно. Накануне международный арбитражный суд в Вене удовлетворил иск энергетического концерна RWE к Газпрому о пересмотре цен.
Согласно вердикту суда, Газпром должен возместить часть платежей RWE начиная с мая 2010 года. Судьи также постановили пересмотреть цены на газ, зафиксированные в долгосрочных контрактах, за счет индексирования стоимости на рынке, передает ИТАР-ТАСС. Новость для Газпрома неприятная, но ожидаемая. Не в первый раз его клиенты добиваются возвращения денег или снижения цен.
«Клиенты недовольны не только тем, что цена на газ Газпрома существенно превышает спотовые цены, но и жесткими условиями «бери или плати», заложенными в долгосрочные контракты компании. Газпрому просто необходимо вести более мягкую ценовую политику в отношении своих иностранных клиентов, иначе ставшее нормой недовольство перерастет в стабильное снижение потребления газа», – отмечает содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг.
Есть у Газпрома и другие планы по усилению позиций, помимо европейского рынка. Как сообщил Алексей Миллер, концерн намерен расширить свое присутствие в сегменте газомоторного топлива, как в Европе, так и в Азии. По данным «Газпром экспорта», потенциал европейского газомоторного топлива к 2030 году оценивается на уровне 45 млрд кубометров, включая 15 млрд кубометров в виде СПГ. Развитию европейского газомоторного рынка помогают требования по сокращению выбросов вредных веществ, снижение затрат на топливо в бюджетной сфере и сокращение нефтяной зависимости.
В России этот сегмент компанию тоже интересует. Газпром планирует значительное расширение сети автогазозаправок: в 2013 году на эти цели будет направлено до 1 млрд рублей. Газпром хочет воспользоваться тем, что в стране планируется увеличение использования газомоторного топлива, эту идею поддерживает как председатель правительства Дмитрий Медведев, так и президент страны Владимир Путин. По плану Минэнерго, использование природного газа в качестве газомоторного топлива составит в 2013 году 0,5 млрд кубометров, в 2014 году – 0,7 млрд, в 2015 году – 1 млрд, в 2016 году – 1,5 млрд, в 2017 году – 2 млрд, в 2018 году – 2,5 млрд кубометров. То есть, за пять лет объемы должны увеличиться в пять раз.
Количество автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций в 2014 году возрастет до 400 станций с 300 в 2013 году. В 2015 году количество АГНКС составит 600, в 2016 году – 800, в 2017 году – 1 тыс., в 2018 году – 1,2 тыс. Дмитрий Медведев в начале июня подписал постановление о минимуме необходимых услуг на автозаправочных станциях в России, дополнив перечень заправкой газовым топливом.
Владимир Путин, в свою очередь, поручил правительству подготовить предложения по субсидированию регионов из бюджета на покупку техники, работающей на газомоторном топливе, а глава Минэнерго Александр Новак предложил в качестве дополнительного экономического стимула для перевода российского автопарка на газомоторное топливо обнулить транспортный налог для машин, работающих на газе.
В мае Медведев подписал постановление, по которому к 2020 году планируется перевести половину общественного автотранспорта на метан (в городах-миллионниках). Газпром и Роснефть заявили о готовности создать развитую инфраструктуру для заправки метаном, а отечественные производители, в том числе группа ГАЗ и КАМАЗ – о расширении линейки моделей, работающих на метане. По подсчетам группы ГАЗ, к 2020 году потенциальный объем потребления газомоторного топлива в России может вырасти до 3 млрд кубометров газа в год.
Кроме того, как рассказал Алексей Миллер, Газпром планирует увеличить долю на мировом рынке сжиженного природного газа до 15%. Сейчас она составляет 5%. Здесь компанию могут ждать трудности. Как на этой неделе сообщила пресс-служба Газпрома, в 2018 году концерн введет в эксплуатацию два завода СПГ – в Приморском крае и Ленинградской области.
Вопрос заключается в том, что 2018 год – это может быть слишком поздно. Эксперты энергетического центра «Сколково» выпустили исследование, согласно которому всем, кто хочет получить свою долю рынка СПГ, следует поторопиться. Сейчас на СПГ приходится 30% мировой торговли газом, указывается в исследовании. Экспортом занимаются 18 стран. К 2030 году спрос на СПГ в мире вырастет больше чем в два раза, достигнув 500 млн тонн в год.
К 2020 году ввод мощностей удвоится и составит порядка 580 млн тонн в год. Наибольший прирост мощностей ожидается в 2015 и 2017 годах. Эксперты «Сколково» отмечают, что потенциальным поставщикам нужно успеть обеспечить источник спроса в период с 2016-го по 2020 год. Проект Газпрома во Владивостоке может выйти на заявленные 10 млн тонн в 2020 году, сообщал глава Минэнерго Александр Новак. То есть, это крайняя граница срока. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|