Выступления президента стали главным событием МПЭФ, все остальное – декорации
В работе завершившегося в Санкт-Петербурге 17-го международного экономического форума приняли участие около 3000 крупных предпринимателей, руководителей компаний и правительственных чиновников из России и 60 зарубежных стран. Произнесены сотни речей, даны самые разные оценки текущего состояния дел в отечественной и мировой экономике. В рамках форума заключено контрактов на астрономическую сумму – почти 10 триллионов рублей.
Но самые главные заявления, самые впечатляющие цифры озвучил российский президент. Нет сомнения в том, что и весь форум был задуман организаторами как своеобразная трибуна для Владимира Путина.
На пленарном заседании президент высказал инициативу, которую от него давно ждали. Он обратился к Госдуме с просьбой срочно, до летних каникул, принять закон о предпринимательской амнистии. Она рассчитана на тех, кто впервые осужден по экономическим преступлениям.
Путин дал понять, что многие бизнесмены, которые сейчас находятся в местах лишения свободы, стали жертвами судебной системы. «За последние годы наше законодательство очень изменилось, и многие люди вообще не были бы осуждены, если бы действовали современные правовые нормы, – подчеркнул президент. – Конечно, в этом вопросе нельзя торопиться: нельзя, чтобы на свободу вышли люди, совершившие действительно серьезные преступления. Это рейдеры, фальшивомонетчики или те, кто отбирал квартиры, а также люди, угрожавшие применением насилия или применившие его».
Депутаты Госдумы отреагировали почти мгновенно. Вице-спикер от «Единой России» Сергей Неверов заявил, что необходимость экономической амнистии всесторонне обсуждалась с участием общественности, экспертов, представителей бизнеса, поэтому возможность принятия взвешенного решения назрела давно. Лидер парламентского большинства в Госдуме Владимир Васильев сообщил, что депутаты в других фракциях тоже положительно относятся к инициативе президента и готовы на неделю перенести свои каникулы.
Практически нет сомнения в том, что соответствующие законопроекты будут оперативно приняты и в Совете Федерации. Обозреватели сейчас спорят только по поводу того, сколько человек в итоге выйдут на свободу, будут ли среди них Ходорковский и Лебедев.
Лавры освободителя достались президенту, хотя по праву соответствующий венок должен украсить и голову уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова. Идею экономической амнистии он обнародовал еще в прошлом году, сразу после назначения на этот пост. Члены экспертного совета при омбудсмене проработали процедуру амнистии. Освободить от наказания предлагалось около 111 000 человек, которые осуждены по 53 составам различных преступлений в сфере экономики.
Титов упорно отстаивал необходимость амнистии в стенах Госдумы, во властных структурах, и в итоге добился своего. Деловое сообщество вправе считать его настоящим героем дня.
В своем выступлении Владимир Путин дал еще одно задание депутатам, но уже на осеннюю сессию. Президент неожиданно заговорил о необходимости объединения Верховного суда и Высшего арбитражного суда России. По мнению президента, сделать это необходимо для того, чтобы «искоренить обвинительный уклон в работе правоохранительной и судебной системы, чтобы исключить повода для перевода хозяйственных споров в уголовное преследование».
Это означает, что устройство всей отечественной судебной системы будет пересмотрено. У такого решения нашлись и критики. Управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев считает, что это может привести к сбоям в работе арбитражных судов: «Сейчас очевиден контраст между отлаженностью процедур в системе арбитражных судов и кондовым уровнем судов общей юрисдикции. Арбитражный суд можно назвать структурой XXI века, а суды общей юрисдикции застряли в XIX веке».
Владимир Путин назвал и самую впечатляющую цифру форума. На встрече с первым заместителем премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли президент сообщил, что «Роснефть» подготовила контракт о поставках сотен миллионов тонн нефти в Китай стоимостью 60 миллиардов долларов. Путин назвал этот контракт «крупномасштабным и, без всякого преувеличения, беспрецедентным». Чуть позже глава «Роснефти» Игорь Сечин пояснил, что речь идет о поставках 365 миллионов тонн нефти на сумму около 270 миллиардов долларов в течение 25 лет. А 60 миллиардов долларов являются предоплатой за будущие поставки.
Трудные переговоры с китайской нефтегазовой государственной компанией CNPC об объемах поставок и стоимости нефти продолжались несколько лет. Подписание контракта приурочили к Петербургскому форуму.
В Северной столице была внесена ясность и в ограничение темпов роста тарифов естественных монополий. Минэкономразвития ранее доказывало, что ежегодный рост тарифов в среднем на 15% способствует постоянному раскручиванию инфляции в стране. Увеличение тарифов предлагалось остановить на уровне 5%. С такой позицией соглашались многие эксперты и предприниматели. Против выступал Минфин, обеспокоенный возможным снижением поступлений в бюджет.
Точку в споре поставил Владимир Путин. Он заявил, что принято решение с 2014 года ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем прошлогодней инфляции. Такой порядок будет зафиксирован на пять лет. По итогам 2012 года инфляция составила 6,4%, на конец нынешнего года прогнозируют инфляцию на уровне 5-6%.
Ждали от президента и каких-то принципиальных решений по поводу мер стимулирования отечественной экономики. Минфин, Минэкономразвития и Центробанк в последние месяцы представили в правительство свои программы и предложения, которые зачастую противоречили друг другу.
Однако Владимир Путин предпочел не делать выбор в пользу кого-то из оппонентов и ограничился фразами о том, что экономический рост должен базироваться на повышении производительности труда, инвестициях, инновациях и снижении издержек.
А хотелось бы большей определенности. Ждать еще год, до следующего форума в Петербурге, – очень долго.