|
Полина Лаврентьева |
Журналист, редактор. Родилась в 1977, в Москве. Окончила в 2000 году факультет журналистики МГУ, в 2005 году - филологический факультет МПГУ, в 2008 году - аспирантуру по специальности иностранная литература, МГАП.
|
Аналитики инвесткомпании Pacific Investment Management Co провели исследование, согласно которому вероятность мировой рецессии в ближайшие 3–5 лет превышает 60%. По словам (это должность такая) портфельного управляющего компании Саумила Париха, которого цитирует «Интерфакс», «глобальная экономика переживает рецессию каждые 6 лет или около того, и частота мировых рецессий имеет склонность к возрастанию, когда объем долга в мире высокий и падает».
Несколько иначе оценивает мировые экономические процессы Минэкономразвития РФ. Напомним: 10 июня был опубликован очередной мониторинг МЭР. В нём указывалось, что рецессия на территории ЕС не только не закончилась (это необходимо, чтобы начался следующий цикл «подъёма/спада»), но лишь усугубляется, а мировая экономика если и восстанавливается, то крайне медленно: «Макроэкономическая картина недели (с 31 мая по 6 июня) не показала существенных изменений сложившихся в 2013 году основных трендов в мировой экономике. Однако некоторые признаки указывают на то, что восстановление мировой экономики становится менее устойчивым, ослабевают признанные локомотивы роста — США и Китай».
В целом солидарен со специалистами МЭР и Всемирный банк, который в опубликованном сегодня, 13 июня, докладе «Глобальные экономические перспективы» также заявил, что вероятность позитивных изменений в глобальной экономике достаточно низкая. Однако всё же банк прогнозирует следующие темпы роста мирового ВВП: в 2013 году он составит 2,2%, это на 0,1% меньше, чем в 2012. В январском докладе банк говорил о росте на 2,4%. В 2014 году, по прогнозам, он составит 3%, а в 2015 — 3,3%. То есть некоторый рост всё же будет наблюдаться.
Согласно докладу, темпы роста России обгонят мировые: рост российского ВВП в текущем году составит 2,3%, в 2014 — 3,5%, а в 2015 — 3,9%. Несмотря на вполне приличные показатели, это ниже того, что необходимо для стабильного развития экономики государства. Об этом сказал президент РФ Владимир Путин 10 июня на совещании по экономическим вопросам:
─ Последние данные показывают, что макроэкономические тенденции как в мировой, глобальной экономике, на глобальном уровне, так и у нас, в России, по-прежнему вызывают озабоченность. Общая мировая ситуация во многом остаётся неопределённой. Темпы роста отечественной экономики также невысоки. И это несмотря на небольшое ускорение по сравнению с первым кварталом текущего года.
Президент ориентировался на доклад МВФ, согласно которому рост ВВП в России составит в этом году 2,4% и будет ниже общемирового.
Как видно, четыре весьма авторитетные организации дают различные прогнозы, по которым видно только одно: мировая рецессия существует. Это в общем-то было ясно и ранее. На чьи аналитические выкладки ориентироваться лучше и стоит ли ориентироваться вообще — покажет будущее.
Николай Шмелёв, директор Института Европы РАН, академик РАН доктор экономических наук, не согласен с оценками аналитиков. Рецессии как таковой сейчас нет, полагает он. Есть экономический спад.
— Я бы остался в той части, которая склоняется к тому, что роста мировой рецессии не будет, то есть я за оставшиеся 40%. Я бы вообще не говорил о рецессии, потому что рецессия всегда со знаком «минус», но действительно сейчас ВВП, промышленное производство, идёт вниз. Рецессии я не жду, но снижение темпов роста мировой экономики наметилось. Для высокоразвитых стран сейчас 0,5%, 1%, 1,5% — это уже очень хорошо. Но минусовые показатели редко у кого будут. Они могут появиться в таких странах, как Греция, Португалия, Испания, Кипр, может быть, Италия. Но это не Центральная и не Северная Европа. Здесь минусовые значения могут появиться за месяц, за квартал, но не за год.
Конечно, всяких печальных вещей появляется с 2008 года много, но американцыкризис пережили. Структурно перестраивая финансовую систему, налоговую, промышленную системы, они всё же движутся вперёд. И безработица у них держится на уровне плюс-минус 1%.
В общем, прогнозы в этой области — это во многом вопрос веры, и я не верю ни в американскую рецессию, ни в европейскую, если исключить уязвимый «поезд» южных стран, который ещё неизвестно, куда завернёт.
Если сравнивать Запад с Китаем, который как взял один темп, так и держит его десятилетиями, то, конечно, все остальные вроде как еле-еле ногами шевелят. Но всё-таки шевелят.
Россия пока где-то посередине. У нас тоже, конечно, очень заметно падение, но прогнозируют 2–2,5% ВВП. Надеемся потом на 3%, смутно обещаем когда-нибудь 5%. Но это всё-таки не рецессия, это просто замедление развития, замедление темпов роста. Необходима медленная, но радикальная перестройка мирового хозяйства, когда возникнет новый технологический уклад. Хотелось бы также немного притормозить раковую опухоль непомерно раздутого финансового сектора, который производит 90% всей мировой экономики, а на реальную, живую экономику приходится лишь 10%. Всё это, конечно, болезненно. Надо потихоньку перестраиваться.
Серьёзный циклический кризис был только в 30-х годах XX века. Я не беру предыдущие столетия. Кризис 2008 года — тоже циклический, но всё-таки сейчас есть средства потихоньку выбираться.
фото: REUTERS Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|