Иван Рогожкин
Социальная напряжённость нарастает, банкиры считают деньги вкладчиков своими
03.06.2013
Средний доход американцев в реальном выражении сегодня ниже, чем в 1998 году. Ежегодно США теряют около 500 тыс. рабочих мест в промышленности – уже почти пятнадцать лет кряду. Создаваемые рабочие места относятся в основном к сфере услуг – гостиницам, ресторанам, больницам, магазинам – и оплачиваются соответствующим образом, иногда даже ниже уровня минимальной оплаты. А потому средний класс мельчает. Проблема в том, что Штаты вывели в Азию не только массовое высокотехнологичное производство, но и «экспортировали» мозги, необходимые для его поддержки. Неудивительно, что тайваньские и китайские фирмы сегодня создают серьёзную конкуренцию американским корпорациям. Что остаётся американцам, кроме как развивать финансовый сектор?
На графике показана доля прибылей американских финансовых учреждений как процент от ВВП.
Вопреки заявлениям председателя Федеральной резервной системы, низкие процентные ставки не стимулируют продуктивную реальную экономику (она в основном выведена из страны) – они рассчитаны на то, чтобы крупные банки, которые в результате кризиса 2007–2008 годов оказались фактическими банкротами, могли подзаработать денег и выйти в плюс. Одновременно низкие ставки позволяют богатым спекулировать и наращивать свои достояния, что ведёт к имущественному расслоению. По разнице доходов между богатыми и бедными Штаты вышли в мировые лидеры.
Слева на диаграмме показана доля дохода бедных слоёв американского населения, справа – богатых. Обратите внимание, как за последние 30 лет изменилось соотношение. Богатые и самые богатые граждане получают львиную долю «американского пирога».
А вот и сам «пирог» в финансовом разрезе.
80% населения США имеют 7% активов, 5% населения – 72% активов
Помимо деиндустриализации страны, причиной тому, по мнению многих аналитиков, стал подкуп законодательной власти США и регулирующих организаций крупными корпорациями и банками.
Умножилось число желающих спекульнуть с недвижимостью, а потому цены на жильё в некоторых регионах США опять пошли вверх. В Калифорнии число домов, которые были перепроданы в течение шести месяцев после покупки, выросло и достигло наивысшего уровня с 2005 г. Только в этом году с января по апрель в этом штате было перепродано 6000 домов. В апреле цены недвижимости в Сан-Хосе, Сан-Франциско и Сакраменто были на 25% выше, чем годом ранее.
Ситуация с имущественным неравенством потенциально взрывоопасная, недаром в Штатах в последнее время резко вырос спрос на оружие и даже стало трудно купить боеприпасы к нему.
Источник: www.gunsandammo.com
Похоже, в стране будут серьёзные беспорядки. Так что ждём дальнейшего развития событий.
Одновременно на всё это накладывается неблагоприятная демографическая ситуация: ежесуточно в Штатах на пенсию выходят 10 тысяч человек (!), родившиеся в период послевоенного бейби-бума, причём такая тенденция ожидается на ближайшие 19 лет. А тут ещё и эти долгосрочные экономические циклы, которые сулят спад! Рассказывает Барри Бэнистер, директор аналитической службы финансовой компании Stifel Nicolaus:
«Я вижу много общего в развитии событий в 1930-х годах и в последние шесть лет. Заново прочитав ряд книг по финансовой истории США, я обнаружил откровенные параллели между периодами 2009—2013 и 1933—1937 годов. В обоих случаях банковская система сначала полностью остановилась. В обоих случаях правительства поддержали банки, набрали большой бюджетный дефицит, применили мягкую денежную политику, пошли на социалистические меры поддержки населения. В результате мы получили грандиозный пятилетний бычий рынок для S&P (в 1930 это был Dow Jones Industrial). Сходство просто поразительное. Например, если считать с «дна», в обоих случаях индексы выросли на 150%. В обоих случаях шли валютные войны, а доллар был слабым.
Если вы помните, Британия девальвировала свою валюту по отношению к золоту в 1931 г., через два года это произошло в США, ещё через два года – во Франции. Также после краха было принято жёсткое регулирование компаний с Уолл-стрит. Я отмечаю очень много подобных аналогичных моментов.
Тем временем риск всё нарастает, он создаётся политикой ФРС, Казначейства, ЕЦБ, властей Евросоюза...»
В других странах тоже нарастают риск и социальная напряжённость. Взять старую добрую Испанию. Портфели испанских пенсионных фондов на 97% наполнены национальными облигациями. И если правительство Испании объявит дефолт по своим долговым обязательствам (что вполне возможно), её граждане серьёзно пострадают. В любом случае пенсионерам придётся худо. Даже если они получат обещанные пенсии, то такими деньгами, на которые уже мало что можно будет купить.
Как показали события на Кипре, в случае банкротства банка вкладчики могут остаться с носом. Вкладчики считают деньги, положенные на депозит в банке, своими, но и банкиры тоже считают их своими, недаром в банковских балансах вклады значатся как обязательства. Банковские карточки официально принадлежат банкам, а не их держателям, хотя те считают себя владельцами карточек. То же самое касается хранящихся в банках драгоценных металлов и других ценностей. Такова природа системы частичного резервирования!
Следует отметить, что система частичного резервирования распространилась далеко за пределы финансовой сферы. Прочитайте внимательно лицензионное соглашение на использование какого-либо программного обеспечения, и вы поймёте, что вы приобретаете не программу, а лишь право пользования ею. Владельцем программы остаётся компания-разработчик. И она при этом не несёт за качество своего продукта практически никакой ответственности. Источник: oilru.com.
Рейтинг публикации:
|