Государство благосостояния было построено на экономическом росте. Вот на чем стоит сфокусироваться социал-демократам. Что произошло с социальной демократией Европы? В период кризиса 2008 года процветал либеральный финансовый капитализм. Гибель «Вашингтонского консенсуса» предполагала, что левоцентристы Европы получат возможность заново заключить сделку между государством и рынками. Как оказалось, сейчас сторонники правительства считают себя жертвами спада. Политическая география Европы привлекла к себе наибольшее повсеместное внимание «популистских повстанцев». Там, где власть принадлежит левоцентристам, это не проблема. В остальных случаях, при более знакомой роли оппозиции, ситуация выглядит неубедительно. Все это время послекризисная национализация долговых обязательств частного сектора представляет смертельную угрозу для заветной социальной модели Европы. Социалистическое правительство Франции находится на службе, но не у власти. Франсуа Олланд испытывал трудности задолго до скандала, связанного с уклонением от уплаты налогов, который сейчас поглотил его администрацию. Как оказалось, президент не является импульсивным радикалом. По французским стандартам, его реформы наполовину радикальны. Но его победа на выборах в первую очередь означала отказ от Николя Саркози. Не имея собственного надежного плана, г-н Олланд не сумел показать то неуловимое, но необходимое качество лидера, известное под названием «хватка». Вместо этого его правительство охарактеризовал себя планом 75%-ного налога для миллионеров. Прогрессивные политики считают это несправедливым. Почему избиратели должны больше доверять тем, кто несет ответственность за этот ужасный экономический беспорядок, нежели тем, кто всегда верил в связанные по рукам и ногам рынки? На этот вопрос есть два ответа. Первый - левоцентристы действовали в сговоре во время кредитного бума: пока в наличии были деньги на перераспределение, никто не задавал лишних вопросов. Второй, и более важный ответ – прогрессивная реакция на последствия кризиса была совершенно неубедительной.
По другую сторону Канала лейбористская партия Эдда Милибэнда на первый взгляд выглядит преуспевающей в оппозиции. Британский премьер-министр – консерватор, не имеющий ничего общего со стратегическими амбициями во главе коалиции, чья экономическая политика села на мель. Экономика выравнивается, и в скором времени финансовый дефицит в Британии будет больше, чем в Греции. При этом лидирование лейбористов в рейтинге сбивает с толку. Не менее разочарованные в мерах экономии, избиратели не проявляют реального энтузиазма в отношении «левых». В случае если Милибэнд одержит победу на выборах 2015 года – что вполне вероятно, учитывая неудачи коалиции – мало кто даже в лейбористских рядах знает, в какой манере он будет управлять. Подобное замешательство характерно для всего континента. В Италии левоцентристский альянс Пьера Луиджи Берсани лишился возможности создать коалицию из-за радикального движения «Пять звезд». Ни один из тех, с кем я беседовал в Берлине, не ожидает, что социал-демократы вытеснят Ангелу Меркель на выборах этой осенью. Испанские избиратели могут проявить недовольство навязанными Еврозоной мерами экономии, но правительство Мариано Рахоя больше обеспокоено коррупцией, нежели социалистами. В Скандинавии, на духовной родине современной социальной демократии, наблюдается резкое возрастание антииммигрантского популизма.
Многие из этих партий соберутся в Копенгагене на следующей неделе в рамках конференции, организованной интеллектуальным центром Policy Network. Вне всяких сомнений будут затронуты темы бюджетных мер, неравенства и наказания правого популизма. Ни одна из этих проблем не будет решена до тех пор, пока социал-демократы не поймут первыми, что им следует сделать, чтобы вернуть утраченное доверие. Обвинение во всем банкиров и протесты против урезания госрасходов находят отклик у стесненных в средствах избирателей. Олаф Крамме, директор Policy Network, выразился следующим образом: левоцентристы попали в ловушку кредитоспособности. Ошибочно путать массовый настрой против мер экономии с гарантированной поддержкой электората. Избиратели не менее скептично настроены в отношении финансирование государства за счет увеличения долговой нагрузки, не вызывают у них восторга и бюджетные меры. До тех пор, пока будут актуальны разговоры о долге и дефицитах, правоцентристы будут сохранять преимущество. Источник мудрости левоцентристов – готовность признать послекризисные ограничения размеров правительства. Не все госрасходы хороши, и не все меры сокращения неудачны.
Европейское государство благосостояния было поострено на экономическом росте. Вот о чем следует говорить социал-демократам. Главным образом, требуется предварительная программа, которая выходит за пределы старой кейнсианской политики стимулирования. Структурная экономическая реформа пользуется плохой репутацией у левоцентристов. А не должна. Большие проблемы государства благосостояния, такие как глобальная конкуренция и стареющее население, носят, скорее, структурный, нежели циклический характер, так же, как и «лекарственные препараты против кризиса». Нет ничего «правого» в жестких условиях по пособиям, когда они связаны с серьезными инвестициями в такой человеческий капитал, как обучение и воспитание. Спросите об этом у скандинавцев. Повышение пенсионного возраста имеет отношение к установлению справедливости по отношению к будущим поколениям. Лучше увеличивать расходы на обеспечение заботы о детях, нежели на денежные пособия. Гибкие рынки труда могут открыть больше возможностей для молодежи. Качество услуг в госсекторе иногда оказывается выше у частных фирм. Социальные демократы должны поддерживать такие реформы. Г-жа Меркель права в одном очень важном моменте: Европа будет в состоянии платить за цивилизованную социальную модель только в случае восстановления своей конкурентоспособности на мировом уровне. Финансовые рынки примут логику более сдержанных мер по сокращению дефицита только если они будут уверены в том, что правительства настроены на повышение потенциала роста своих экономик. Избиратели будут доверять свои деньги левоцентристским партиям только в том случае, если их лидеры будут здравомыслящими и справедливыми. Однажды кто-то суммировал все это в одну емкую фразу о женитьбе социальной справедливости на экономической эффективности. Хорошо, мы назовем имя этого человека. Его звали Тони Блэр. Хотя, это помогло ему заполучить три срока премьерства.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+