Иван Рогожкин
«Слишком большие, чтобы опрокинуться», в итоге опрокинут всю мировую финансовую систему; сланцевый бум как часть американской антикризисной программы
08.04.2013
в свободном доступе до 17:00 мск
Бывший помощник секретаря Казначейства США, доктор экономики Пол Крейг Робертс, считает, что мировая финансовая система разваливается. Вот что он рассказывает.
«Во-первых, ФРС ежегодно монетизирует долги на триллион долларов не для того, чтобы помочь американской экономике, а с тем, чтобы спасти несколько больших банков, чьи бывшие руководители сегодня управляют Казначейством, финансовыми регулирующими органами и Федеральной резервной системой. Задача низких базовых процентных ставок и отрицательных реальных ставок – это поднять цену финансовых деривативов, связанных с долговыми обязательствами, – чтобы балансы банков выглядели более солидно. Чем ниже процентные ставки, тем выше цены на долговые финансовые инструменты.
Таким образом, монетарная политика властей направлена на то, чтобы создать видимость здоровья банков, которые слишком велики, чтобы опрокинуться. Что мы имеем в результате? Конечно, мы имеем гигантский пузырь на рынке гособлигаций. Казначейские бумаги сегодня приносят убыток инвесторам (если учесть инфляцию), несмотря на то, что ежегодно объём государственных долгов увеличивается на триллион долларов и печатается триллион долларов новых денег. Ничего подобного ранее не бывало, и в происходящем совершенно нет никакого экономического смысла.
Помимо этого мы имеем гигантский финансовый пузырь на фондовом рынке. Деньги, которые Федеральная резервная система постоянно вливает в банки, не идут потребителям и предпринимателям. Эти деньги не попадают в экономику. Банки используют их для спекуляций с деривативами фондового рынка и покупки фьючерсов на акции. Размер пузыря просто фантастический. Помимо этого мы имеем огромный долларовый пузырь – потому что реальная потребность в долларе не растёт на триллион в год, хотя его покупки растут.
Рано или поздно миру придётся обратить внимание на роль американского доллара как мировой резервной валюты. И придётся ответить на вопрос: “Может ли доллар считаться средством сбережения, если он эмитируется с такой ошеломляющей скоростью”» Перед Федрезервом стоит проблема – он способен скупать все выпускаемые казначейством облигации, чтобы поддерживать высокую стоимость бондов, но он не сумеет остановить набег на доллар, если такой начнётся, поскольку не может печатать иностранные валюты.
В ту самую минуту, когда весь мир решит, что доллар не заслуживает текущего обменного курса, и решит перестать использовать доллар для международных платежей, обменный курс упадёт и Федрезерв потеряет контроль над процентными ставками. Все три пузыря лопнут. Наступит величайшая финансовая катастрофа».
Под сенью триединого пузыря
«Большинство финансовых деривативов, как я понимаю, – продолжает Пол Крейг Робертс, – завязано на доходности финансовых инструментов. Хотелось бы верить, что гигантский пул деривативов каким-то чудесным способом сам себя скомпенсирует и рассосётся, но я в этом сомневаюсь. И мне ясно, что если он не рассосётся, тогда рост процентных ставок свалит всю финансовую систему. Поэтому-то ФРС продолжает монетизировать долги в таких больших количествах. Ещё раз повторю, если обменный курс доллара провалится, это может вызвать потерю управления финансовой системой со стороны ФРС США. Потому что тогда стоимость финансовых инструментов, номинированных в долларах, тоже провалится. Когда цены облигаций упадут, процентные ставки пойдут вверх.
Потенциально может случиться весьма мощный кризис: сегодня сложились все условия для почти идеального шторма. И у Федрезерва из этого шторма не будет ясного и очевидного выхода. И для экономики тоже нет ясности. Поэтому сегодня особо важен вопрос, когда именно разразится буря».
Денежная масса М1 суммарно в трёх крупнейших (по размерам экрономик) странах за десятилетие утроилась. Источник: Hinde Capital
Отметим, что сегодня ЦБ других страны тоже яростно печатают деньги, как бы нейтрализуя эмиссию денег Федеральной резервной системой. Первое же заседание правления Банка Японии под руководством нового главы Харухико Курода ознаменовалось радикальным расширением эмиссии по всем направлениям. Была запущена программа выкупа на рынке гособлигаций разных сроков – для этого в ближайшие два года японцы намерены ежемесячно печатать около 7 трлн. йен. Заодно будут скупаться и бумаги торгуемых на биржах фондов (ETF). План назван «Политикой количественного и качественного облегчения». Он будет исполняться до тех пор, пока инфляция не достигнет 2% в год. Так что, дорогие читатели, банкиры намереваются выйти из воды сухими за счёт нас с вами – простых граждан, незаметно сокращая наши доходы с помощью невидимого налога – инфляции.
Китай и Австралия подписали договор об использовании собственных валют во взаимной торговле, которая будет организована без применения американского доллара. Ежегодный торговый оборот между странами превышает 120 млрд долл.
Россия и ЮАР, на территориях которых залегают 80% резервов металлов платиновой группы (платина, палладий, рутений, родий, осмий, иридий), планируют организовать торговый блок по модели ОПЕК, чтобы координировать свои действия на международных рынках.
Кому нужен сланцевый бум?
Мы уже писали на портале «Нефть России» о том, что сланцевый газовый бум в США имеет характер пузыря и опирается на особенности местного законодательства, которое, упрощённого говоря, относит полезные ископаемые в недрах к собственности владельцев земельных участков. Те оказываются крайне заинтересованы в развитии добычи, поднимающей номинальную стоимость их владений, даже если сама добыча экономически не оправдывается. Страдают добывающие компании.
«У нас нулевая заинтересованность в дальнейшем наращивании добычи газа в Северной Америке», – заявил Марк Папа, исполнительный директор компании EOG Resources, одного из крупнейших независимых американских производителей нефти и природного газа. Парадоксальная ситуация, не так ли? Когда глава добывающей компании говорит об отсутствии интереса в дальнейшем наращивании добычи, есть о чём задуматься.
Перекосы на рынке вполне могут довести производителей газа до ручки: в определённый момент стоимость барреля нефтяного эквивалента природного газа достигла отметки 10 долл., в то время как стоимость барреля нефти превышала 110 долл. Бум в добыче сланцевого газа в США привел к обнулению рентабельности его продаж. Это вынуждает компании сворачивать добычу и закрывать скважины, но они не понимают, что могут тем самым навредить американской экономике.
Добыча сланцевого газа даёт весьма небольшой возврат энергии относительно вложенной энергии (EROI) – в диапазоне от 1,5:1 до 3,5:1. Сильно упрощая, можно сказать, что работа одного газовика обеспечивает в других отраслях хозяйства работу от 0,5 до 2,5 человек. Это, конечно, крайне мало в сравнении с добычей традиционных нефти и газа, где EROI обычно превышает 10. Но сегодня Штатам, где 48 миллионов человек получают талоны на питание, остро необходимы любые рабочие места, пусть даже не слишком эффективные для экономики в целом. И ещё важнее то, что дешёвые энергоносители дают эффект подавления ценовой инфляции по всей реальной экономике США. Если бы не «сланцевая революция», товары бы резко подорожали, а Федеральная резервная система не смогла бы печатать доллары в таких умопомрачительных количествах, как она делает сегодня. Бен Бернанке достигает своей цели – раздувает цены финансовых активов, включая фондовые индексы, которые недавно показали исторические рекорды.
С учётом инфляции оказывается, что индекс S&P всё ещё находится ниже пика 2000 г. Источник: advisorperspectives.com
Источник: oilru.com.
Рейтинг публикации:
|