Кто способен эффективно разработать шельф?
В ближайшее время правительство страны должно определиться с судьбой сразу нескольких спорных участков недр на арктическом шельфе. Основной вопрос: кто именно получит право на их разработку? Претендентов два — «Роснефть» и «Газпром». Пока что аргументы «Роснефти» представляются более весомыми, несмотря на их критику со стороны Минприроды.
Приобретение ТНКBP позволило «Роснефти» стать крупнейшей нефтегазовой компанией мира. Таким образом, менее чем за год с момента появления Игоря Сечина на посту главы госкомпании на глобальном рынке появился новый серьезный игрок с интересами и амбициями, соответствующими его масштабу. Наиболее перспективным направлением приложения усилий в «Роснефти» называют разработку запасов арктического шельфа, поскольку обеспечение растущих потребностей мировой экономики требует скорейшего освоения новых регионов, обладающих крупным ресурсным потенциалом. По различным оценкам, российский участок шельфа содержит от 80 до 100 млрд тонн условного топлива, что составляет около 25% мировых запасов. Однако перспективность этого региона сталкивается с проблемой его малой изученности. Необходимый объем финансирования только геологоразведочных работ оценивается в несколько триллионов рублей. По словам Игоря Сечина, лишь первый этап работ по разработке арктического шельфа потребует инвестиций в размере 500 млрд долларов. Очевидно, что в этих условиях претендовать на получение «шельфовых лицензий» могут лишь компании, обладающие не только необходимой ресурсной базой, но и передовыми технологиями, позволяющими повышать эффективность и минимизировать издержки.
Давай поспорим
К 1 мая этого года правительство должно принять решение в отношении некоторых спорных участков арктического шельфа, на которые одновременно претендуют «Роснефть» и «Газпром». Напомним, что «Роснефть», уже успевшая получить в этом году лицензии на 12 участков шельфа (в прошлом году их было 14), решила не останавливаться на достигнутом и подала заявку еще на восемь участков. Именно здесь ее интересы пересеклись с интересами «Газпрома», который претендует на получение трех из них. Кроме того, по сообщениям ряда СМИ, «Роснефть» также заинтересована в получении семи участков на шельфе Карского моря, которые ранее хотел получить «Газпром».
Некоторые аналитики поспешили объявить о начале масштабной конфронтации между госкомпаниями, которые ранее совместно противостояли доступу на шельф иностранных компаний. Однако выводы эти представляются преждевременными. Все дело в стремительном укрупнении «Роснефти» и, как следствие, появлении возможностей по более активной экспансии на рынке, которые и привели к пересечению бизнес-интересов компаний. Подтверждается этот тезис информацией о том, что в настоящий момент между «Роснефтью» и «Газпромом» ведутся активные переговоры в отношении спорных участков шельфа, попавших в сферу интересов обеих компаний. Более того, как заявлял Игорь Сечин, оба концерна даже подписали соглашение о партнерстве, направленное на использование совместной инфраструктуры при разработке шельфа.
Тем не менее Министерство природных ресурсов и экологии успело развернуть целую кампанию, направленную на критику «Роснефти». Глава министерства Сергей Донской на прошлой неделе прямо высказался в поддержку «Газпрома», заявив, что спорные участки на арктическом шельфе, содержащие перспективные месторождения газа, должны быть переданы именно газовому гиганту. При этом чиновник назвал аргументы «Роснефти» «не совсем объективными».
В этой связи хотелось бы отметить, что всего к данному моменту «Роснефти» принадлежат права на 41 участок шельфа, притом что у «Газпрома» их всего семь и еще на 17 компания подала заявки. Именно «Роснефть» в 2011–2012 годах продемонстрировала прорывную стратегию выхода на мировой шельф. Напомним, что в этот период были заключены стратегические соглашения с ведущими мировыми компаниями — ExxonMobil, Eni и Statoil, которые обязались вложить от 5 до 6 млрд долларов в геологоразведку на шельфе Арктики, Охотского и Черного морей. Взамен российская компания получила право на участие в масштабных проектах на Аляске, в Западном Техасе и в Мексиканском заливе. Недавнее приобретение ТНК-BP открывает возможность для сотрудничества в освоении шельфа с еще одним нефтяным гигантом — British Petroleum. Кроме того, совсем недавно, в рамках первого официального визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, «Роснефть» подписала соглашение о сотрудничестве на арктическом шельфе с китайским грандом «Синопек».
Дальше — больше
За счет привлечения стратегических партнеров, обладающих передовым технологическим опытом, «Роснефть» смогла добиться высокой эффективности геологоразведочных работ — в прошлом году уровень замещения запасов превышал 130% (без учета шельфовых запасов), а лицензионные обязательства выполнялись в указанные сроки. Чтобы был понятен масштаб необходимой деятельности, подчеркнем, что для каждого участка на шельфе в соответствии с требованиями лицензии составляются годовые планы геологоразведочных работ. В зависимости от степени изученности того или иного участка они включают в себя различные объемы аэрогравимагниторазведочных работ, электроразведки, 2D- и 3D-сейсмических исследований. Кроме того, по понятным причинам повышенное внимание уделяется экологическим вопросам. «Для нас вопросы защиты окружающей среды стоят на первом месте, особенно когда речь идет о разработке ресурсов Арктики», — говорил Игорь Сечин. До начала геологоразведки проводятся экологические и рыбохозяйственные исследования, организуются мероприятия по мониторингу окружающей среды. По результатам геологоразведки определяются перспективные структуры с запасами углеводородов, на которых организуется поисковое бурение. По планам геологоразведочных работ начало бурения поисковых скважин приходится на 4–6-й год от начала геологоразведки. Только бурение поисковых скважин подтверждает наличие нефти и позволяет открыть месторождения. Только за прошлый год «Роснефть» успела выполнить 5,3 тыс. пог. км сейсмики 2D и 3,0 тыс. кв. км сейсмики 3D, причем работы выполнены со значительным опережением условий лицензионных обязательств. Это стало возможным не только за счет использования опыта ведущих мировых компаний, но и благодаря привлечению необходимых объемов финансирования. «Как крупнейший недропользователь на российском шельфе, «Роснефть» готова выполнить все финансовые обязательства, в том числе и за счет привлечения финансирования от наших партнеров. В ближайшие 10 лет компания планирует инвестировать 1,2 трлн рублей (40 млрд долларов) в ГРР на российском шельфе», — заявлял Игорь Сечин.
Отметим, что инвестиции в разработку шельфовых ресурсов нефти оказывают влияние не только на развитие «Роснефти» и всей нефтегазовой отрасли, а дают ощутимый импульс к росту экономики страны в целом, создавая новые рабочие места и помогая осваивать удаленные регионы. За счет принятых «Роснефтью» и партнерами компании обязательств по локализации в стране значительной части оборудования создается дополнительный спрос для таких смежных отраслей, как судостроение, машиностроение, транспорт, металлургия, энергетика и других. По оценкам аналитиков рынка, муль типликативный эффект 1 доллара инвестиций «в шельф» принесет минимум 3 доллара роста ВВП страны. В этой связи позиции «Роснефти» в споре с «Газпромом» вокруг некоторых участков шельфа на данный момент кажутся более предпочтительными. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|