«2013 год может стать для Европы самым сложным из кризисных лет», - пророчит министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (1). На фоне новостей из Брюсселя и из некоторых стран Евросоюза выводом этим уже никого не удивишь. Известия о том, что глава Евросовета Х. ван Ромпей и Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон отказались работать на своих постах следующий срок, лишь усугубляют впечатление о растерянности европейской политической элиты. Обычно коней на переправе не меняют, а если всё же меняют – значит, на коней этих нет уже никакой надежды.
Фонд имени Фридриха Эберта опубликовал результаты исследования, в котором участвовали эксперты из 13 европейских стран (2). По их убеждению до 2020 года в качестве вероятных для Европы существует четыре сценария: сохранение статус-кво, перманентный кризис; полный крах еврозоны; дифференциация с выделением крепкого ядра и периферии, причём периферия отказывается от евро; полный фискальный союз в пределах нынешней еврозоны. Последний сценарий считается наименее реалистичным. И всё больше бросается в глаза, что ключевая роль Германии в решении проблем еврозоны формирует особое отношение к немцам со стороны партнеров… Авторы исследования не стали упоминать об антигерманских настроениях в странах-должниках, население которых винит Германию в принятии программ жесткой экономии. Вместе с тем указывается, что в ЕС теперь сознают экономическую мощь Германии и в то же время в странах-должниках нарастает, хотя и скрываемый, страх перед Берлином.
Сходные настроения охватили не только зону евро, но и Евросоюз в целом. Только этими страхами можно объяснить усилия некоторых стран Центральной и Восточной Европы по укреплению двусторонних контактов с Германией.
В конце февраля за вклад, внесенный в присоединение Румынии к Евросоюзу, звание почетного доктора университета им. Бабеша-Больяй получил бывший комиссар Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген. В 1999-2004 гг. в Комиссии, возглавлявшейся Романо Проди, немецкий политик был комиссаром по расширению. Тогда Г. Ферхойген первым назвал срок приема Румынии в ЕС - 2007 год. Так и случилось; после 12 лет, истекших с подачи официальной заявки на вступление, Румыния вместе с Болгарией была принята в ЕС.
Выступивший на церемонии награждения в феврале премьер-министр Румынии В. Понта назвал немецкого политика отцом-основателем идеи европейской Румынии. Оценка рассчитана на то, чтобы быть услышанной в Берлине. В начале 1990-х гг. объединившаяся Германия энергично проводила стратегический курс на расширение Евросоюза на Восток, который по духу отвечал вековым традициям Drang nach Osten. Г. Ферхойген, как и другие немецкие политики, действовал в рамках этого курса. Конвенция о вступлении в ЕС шести стран Центральной и Восточной Европы, включая Румынию, была принята на заседании Совета Европейского союза в немецком Эссене в 1994 г.
Едва ли случайно, что бывшего немецкого политика наградил университет в Клуж-Напоке – городе исторической области Трансильвания, основанном немецкими купцами; по-немецки он назывался Клаузенбург. Город был в составе территорий, переданных Венгрии по второму Венскому арбитражу (1940), а в 1944-45 гг., во время немецкой оккупации Венгрии, находился под непосредственным управлением Берлина. Сегодня преподавание в университете ведется на румынском, венгерском и немецком языках. Спор между Румынией и Венгрией за эту территорию формально исключается – иначе бы обе страны не были приняты в ЕС, но фактически положение венгерского меньшинства остается одной из самых болезненных внутриполитических тем в Румынии и служит источником румыно-венгерских трений, обострившихся после самопровозглашения в 2009 г. Секуйского края (секуи – самоназвание венгерского меньшинства).
Напротив, политика Германии в отношении этнических немцев не вызывает недовольства со стороны румынских властей. В ходе последнего заседания германо-румынской правительственной комиссии (ежегодное мероприятие, которое проводится поочередно в Германии и в Румынии) сопредседатель комиссии, заместитель министра внутренних дел Х. Бергер, в частности, заявил: «Как немецкая, так и румынская сторона признают, что в интересах всей Европы чрезвычайно важно оказывать поддержку немецкому меньшинству, укрепляя его идентичность и жизнеспособность» (3). Поддержка имеет денежный эквивалент. В 2013 г. с немецкой стороны Министерство внутренних дел выделяет 1,7 млн. евро, Министерство иностранных дел – 0,4 млн. евро, а румынская сторона – 1,45 млн. евро (4). Сегодня в Румынии доплаты этническим немцам (при общей численности диаспоры около 40 тысяч человек) превышают размер минимальной пенсии в стране.
Еще одним примером заигрывания румынских властей с влиятельной Германией стало выдвижение на пост первого заместителя председателя Национал-консервативной партии К. Йоханниса, в течение ряда лет возглавлявшего «Демократический форум немцев в Румынии». Самое удивительное в этом назначении – отступление от устава, требующего для подобного случая партийного стажа, которого не могло быть у Йоханниса, вступившего в партию всего лишь за 4 дня до своего назначения.
Таким образом, для укрепления связей с Германией румыны активно используют наличие в стране немецкого этнического меньшинства. Еще дальше в этом отношении пошли венгры. С 2013 года по решению венгерского парламента дата 19 января празднуется как день памяти изгнанных из Венгрии немцев. По данным немецких историков, после Второй мировой войны с территории Венгрии было депортировано не менее полумиллиона проживавших там немцев; общую численность депортированных они оценивают в 14 миллионов человек. Будапешт принес официальные извинения за изгнание немцев еще в 1995 г. В 2007 г. в венгерском парламенте состоялась конференция, посвященная памяти изгнанных. В этом году парламент единогласно проголосовал за учреждение памятной даты, а на специальном заседании по этому случаю выступил высокопоставленный гость из Германии – председатель бундестага Н. Ламмерт. В своей речи он назвал решение венгерского парламента «выразительным жестом, способствующим примирению и пониманию». Одобрительно отозвалась о «выразительном жесте» и А. Меркель, принимая в Берлине президента Венгрии Я. Адера.
Заметим, что в самой Германии такой памятной даты до сих пор нет. Будучи в оппозиции, ХДС/ХСС и СвДП в 2003 г. провели через бундесрат резолюцию об учреждении этой памятной даты, а в 2011 г. бундестаг обязался рассмотреть возможность ее введения, но решение пока не состоялось. Отмечать день памяти жертв изгнания предлагают сегодня ряд земельных отделений ХДС и ХСС, а председатель ХСС Х. Зеехофер требует выплаты компенсаций немцам, которые после окончания Второй мировой войны оказались на принудительных работах в лагерях на территории СССР, Чехословакии, Польши и Румынии. По данным Э. Штайнбах, возглавляющей немецкий Союз изгнанных, в 2012 г. в Германии проживали 40 тысяч человек, которым полагаются такие компенсации. Парламентские партии Германии спорят из-за выбора даты для дня памяти, но по поводу учреждения такого общенационального дня среди немецких политиков разногласий нет.
(1) Financial Times, 15.03.2013. Цит по: http://www.auswaertiges-amt.de
(2) Future Scenarios for the Eurozone. 15 Perspectives on the Euro Crisis. March 2013. Berlin, Friedrich-Ebert-Stiftung. Фонд Ф. Эберта, который организовал проект, является одним из пяти т. н. партийных фондов, он связан с социал-демократической партией Германии.
(3) www.bmi.bund.de/SharedDocs/Pressemitteilungen/DE/2013/mitMarginalspalte/03/babergner_hermannstadt.html
(4) Там же.