Каким бы ни был исход кризиса на Кипре – мы знаем, что он будет плачевным, хотя и не уверены, какую именно форму он примет – одно кажется несомненным: в будущем, возможно, даже в течение нескольких следующих лет эта островная нация будет вынуждена мириться с фактически драконовскими механизмами контроля над движением капитала в страну и из нее. И это еще не все: в зависимости от того, во что выльется этот кризис, эти кипрские механизмы контроля над капиталом, возможно, получат благословение от Международного валютного фонда, который уже одобрил введение подобных методов в Исландии.
И это станет довольно примечательным событием. Оно ознаменует собой конец целой эпохи для Кипра, который на протяжении последнего десятилетия рекламировал себя как место, где состоятельные люди, желающие избежать налогов и проверок, могут спокойно разместить свои деньги, и где никто не станет задавать им вопросы. Однако это также может ознаменовать собой начало конца чего-то гораздо более важного – эпохи, в которой неограниченное движение капитала считалось желаемой нормой во всем мире.
Так было не всегда. В течение пары десятилетий после окончания Второй мировой войны ограничения на межгосударственное движение денежных средств повсюду считалось правильным подходом: эти ограничения были более или менее универсальными в более бедных нациях, и они также присутствовали в большинстве богатых стран. К примеру, Британия ограничивала возможности своих граждан инвестировать в иностранные государства до 1979 года, а другие развитые страны сохраняли эти ограничения до 1980-х годов. Даже США в 1960-х годах на короткое время ограничили отток капитала.
Однако со временем эти ограничения вышли из моды. В некоторой степени это стало отражением того, что механизмы контроля над движением капитала предполагают определенные расходы: они увеличивают бремя бумажной работы, затрудняют деловые операции, кроме того, по мнению экспертов в традиционном экономическом анализе они негативно влияют на рост экономики (хотя этот аргумент довольно трудно подкрепить цифрами). Отказ от механизмов контроля также ознаменовал собой расцвет идеологии свободного рынка и идеи о том, что если финансовым рынкам требуется переместить денежные средства через границу, то на это, должно быть, существуют веские причины, и бюрократам не стоит им мешать.
В результате страны, которые все-таки вводили механизмы контроля за передвижением денежных средств – такие, как Малайзия, которая фактически запретила отток капитала в 1998 году – стали почти изгоями. Разумеется, они должны быть наказаны за то, что бросили вызов богам рынка!
Однако правда – какой бы тяжелой она ни оказалась для идеологов – заключается в том, что неограниченное движение капитала все чаще кажется неудавшимся экспериментом.
Сейчас это трудно себе представить, однако в течение трех десятилетий после окончания Второй мировой войны финансовые кризисы - подобные тому, с которым мы недавно так близко познакомились – практически не случались. Тем не менее, с 1980 года список стран, охваченных кризисом, стал резко расти: Мексика, Бразилия, Аргентина и Чили в 1982 году. Швеция и Финляндия в 1991 году. Снова Мексика в 1995. Таиланд, Малайзия, Индонезия и Корея в 1998. Снова Аргентина в 2002. И, разумеется, Исландия, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Италия и Кипр.
Что общего между этими эпизодами? Традиционная точка зрения заключается в том, что во всем виновато фискальное расточительство. Однако из длинного списка государств это объяснение подходит только для Греции. Беглые банкиры – эта причина звучит более убедительно, поскольку этот фактор сыграл свою роль в развитии кризисов в ряде стран - от Чили до Швеции и Кипра. Однако лучшей предпосылкой кризиса являются крупные вливания иностранного капитала: практически во всех перечисленных мной случаях основа кризиса была заложена масштабным притоком иностранного капитала, за которым последовал его резкий отток.
Разумеется, я не первый, кто заметил связь между освобождением мирового капитала и распространением финансового кризиса: Дейни Родрик (Dani Rodrik) из Гарварда начал говорить об этом еще в 1990-х годах. Тем не менее, до недавнего времени было принято считать, что проблема кризисов касается лишь бедных стран, что состоятельные государства в некотором роде имеют иммунитет против резкого ухода мировых инвесторов. Эта мысль долгое время многих утешала, однако трудности, с которыми столкнулась Европа, продемонстрировали, что это был всего лишь самообман.
И дело не только в Европе. За последнее десятилетие Америка также пережила взрыв мыльного пузыря рынка недвижимости, появившегося благодаря иностранным деньгам, который повлек за собой тяжелые последствия. Ущерб удалось отчасти уменьшить в связи с тем, что мы брали в долг в своей собственной валюте, однако это все равно был самый серьезный кризис, который США переживали с 1930-х годов.
Что же будет теперь? Я не думаю, что за всеми этими событиями последует полное отрицание идеи о том, что деньги могут свободно передвигаться, куда и когда они хотят. Тем не менее, возможно, мы станем свидетелями процесса эрозии этой идеи, поскольку правительства начнут вмешиваться, чтобы ограничить скорость притока и оттока денежных средств. Глобальный капитализм сейчас, по всей видимости, постепенно движется к тому, чтобы стать значительно менее глобальным.
Теперь старые мрачные времена, когда большое количество денег было крайне трудно перевезти через границу, кажутся нам вполне добрыми.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+