Много думая о различиях и сходстве между Россией и Соединёнными штатами — одной, которая уже потерпела крах, и другими, которые переживают крах в то время, когда я пишу эти строки, я почувствовал себя готовым… определить пять стадий коллапса, которые будут служить мысленными вехами по мере того, как мы станем рассматривать нашу готовность к коллапсу, и посмотрим, что ещё можно было бы сделать.
Так пишет Дмитрий Орлов в редактированных отрывках его оригинальной статьи «Пять стадий коллапса».
Орлов продолжает:
…Предлагаемая классификация увязывает каждую из пяти стадий коллапса с разрушением конкретного уровня веры в статус-кво. Несмотря на то, что каждый этап приводит к видимым изменениям окружающего пространства, они могут быть постепенными…
Этап 1: Финансовый крах
Вера в «бизнес как обычно» исчезает. Будущее более не предполагает похожесть с прошлым никаким манером, который давал бы возможность оценить риски и прогарантировать финансовые активы. Финансовые учреждения становятся неплатежеспособными; экономия уничтожена, и доступ к капиталу потерян.
Этап 2: Коммерческий крах
Вера в то, что «рынок должен обеспечить», теряется. Деньги обесценены и / или становятся дефицитными, товары накапливаются, сеть импорта и розницы рвётся, и повсеместная нехватка самого необходимого становится нормой.
Этап 3: Политический коллапс
Вера в то, что «правительство о нас позаботится», исчезает. По мере того, как попытки правительства смягчить потерю доступа к коммерческим ресурсам предметов первой необходимости не преуспевают, политический истеблишмент теряет легитимность и состоятельность.
Этап 4: Социальный коллапс
Вера в то, что «ваши люди о вас позаботятся» потеряна, поскольку местные организации, будь они благотворительными или какими-либо другими группами, кои ринутся заполнить вакуум во власти, иссякнут ресурсами или потерпят крах через внутренние конфликты.
Этап 5: Культурный коллапс
Вера в добродетель человечества потеряна. Люди теряют способность к «доброте, щедрости, вниманию, любви, честности, гостеприимству, состраданию, милосердию» (Тернбулл, «Пещерные люди»). Семьи распадаются и начинают конкурировать в качестве отдельных единиц за скудные ресурсы. Новым девизом становится «Умри ты сегодня, а я завтра» (Солженицын, Архипелаг ГУЛАГ). Могут иметь место случаи каннибализма.
Пять этапов коллапса
Хотя люди могут думать о коллапсе как о своего рода лифте, который опустит в самый низ (5 стадия), какую бы кнопку вы ни нажимали, тем не менее, такой механизм не угадывается. Скорее, перемещение всех нас до пятой стадии потребует согласованных усилий на каждом из промежуточных этапов. То, что все игроки, похоже, готовы предпринять именно такие усилия, может придать этому коллапсу форму классической трагедии — в сознании, однако неумолимо марширующие к погибели… Давайте обрисуем этот процесс.
Этап 1 Сценарий финансового коллапса
Коллапс первой стадии состоит из двух частей:
Часть населения вынуждена перебираться с места на место, будучи больше не в состоянии позволить себе дом, который они купили на базе завышенных цен, поддельных данных по доходам и глупых надежд на бесконечный рост активов. И поскольку технически они никак не могли себе позволить покупать эти дома, и приобретали их лишь по причине финансовых и политических злоупотреблений, то это вполне закономерное развитие ситуации.
По отдельности, мы могли бы быть настолько умеренными, насколько пожелаем, но правительство от нашего имени всё равно будет продолжать набирать горы долгов. На каждом уровне правительства от местных муниципалитетов и властей на местах, которым для финансирования общественных служб нужны финансовые рынки, до федерального правительства, которое для финансирования своих бесконечных войн полагается на иностранные инвестиции, все плотно подсели на кредит. Они знают, что не смогут перестать занимать, и сделают всё, чтобы как можно дольше сохранить текущее положение.
Похоже, единственное, что правительство сейчас способно делать, это:
всё более расширять кредитование на тех, у кого проблемы, установив ставку гораздо ниже уровня инфляции, принимая в качестве залога бесполезные бумажки и закачивая деньги в неплатежеспособные финансовых организации.
Это оказывает на доллар эффект разбавления, всё больше подрывая его стоимость, и со временем ведёт к гиперинфляции, которая вполне себе вредна для любой экономики, но особенно вредна для той, где доминирует импорт. По мере иссякания импорта и закрытия связанных отраслей экономики, мы переходим в этап 2: Коммерческий коллапс.
Этап 2: Сценарий коллапса коммерции
Когда бизнес-предприятия закрываются, ставни оказываются заколочены, а население остаётся без гроша и в значительной степени начинает зависеть от FEMA и благотворительных организаций, правительство может начать задумываться о том, что делать дальше. Оно может, например:
- отозвать из-за рубежа все армейские силы и направить их на работу в общественных проектах, призванных напрямую помочь населению.
- содействовать экономической независимости на местах, внедрив, опираясь на местные сообщества, сельскохозяйственные программы, возводя возобновляемые энергетические системы, и организовав местные силы самообороны для поддержания законности и порядка.
- приказать военным бульдозерам Инженерного корпуса армии сравнять с землей здания, построенные на бывших сельскохозяйственных землях вокруг урбанистических центров, вернуть земли для возделывания, и построить урбанистические центры с высокой плотностью населения и электропитанием от Солнца, заселив их перемещёнными лицами.
При большой удаче такие меры могли бы переломить тенденцию, в итоге обеспечив восстановление предшествовавших второму этапу условий.
Это может быть, а может и не быть хороший план, но в любом случае, он весьма маловероятен, поскольку США, будучи так глубоко увязшими в долгах, будут вынуждены соответствовать желаниям своих зарубежных кредиторов, во владении которых находится множество национальных активов (земли, здания и предприятия), которые предпочли бы видеть американских граждан рабски отрабатывающими долги, нежели самостоятельными и независимыми, удобно забывшими о том, что они заложили будущее своих детей в уплату за военные фиаско, большие дома, автомобили и огромные на всю стены телевизоры.
Гораздо более вероятный сценарий таков, что федеральное правительство (зная, кому они обязаны фактом наличия масла на их хлебе) будут подчиняться иностранным интересам, и:
- навяжут условия жёсткой экономии,
- обеспечат закон и порядок путём драконовских мер,
- помогут возводить находящиеся в иностранном владении фабричные города и плантации.
По мере того, как люди всё чаще начнут задумываться о том, что правительство, это не такая уж и хорошая идея, условия назреют до этапа 3: Политического коллапса.
Этап 3: Политический коллапс
После значительных кровопусканий, бо́льшая часть страны станет территорией, где представители власти будут нежелательны. Иностранные кредиторы решают, что их долги не могут быть погашены, максимально сокращают убытки и убираются восвояси. Остальная часть мира решает вести себя так, как будто такого места как Соединённые штаты нет вовсе, потому что «больше никто там не бывает»…
Во время протекания третьего этапа вакуум, образовавшийся вследствие недееспособности федерального правительства, властей штата и местных органов власти, будет заполнен целым рядом новых властных структур. Остатки бывших правоохранительных структур и армии, уличные банды, этнические мафиозные группировки, религиозные культы и богатые собственники, все они будут пытаться выстроить свои маленькие империи на руинах большой, сражаясь друг с другом за территорию и ресурсы. В некоторых местах харизматичным лидерам удастся конвертировать свои ресурсы в нечто вроде легитимного правительства, тогда как в других местах борьба за власть приведёт к новому витку конфликта и открытой войне.
Этап 4: Коллапс общества
Коллапс происходит тогда, когда общество становится неупорядоченным и настолько нищает, что более не может обеспечивать своего харизматичного лидера, который всё более мельчает, пока не исчезает вовсе. Общество фрагментируется в обширные семейства и небольшие племена из примерно десятка семей, посчитавших выгодным объединиться для взаимной поддержки и защиты. Эта форма общества существовала на протяжении 98,5% жизни существования человека как биологического вида, и, можно сказать, является основой человеческого существования. Люди могут существовать на этом уровне организация тысячи, и даже миллионы лет.
Этап 5: Культурный коллапс
Если общество, ещё до своего коллапса, слишком разобщено, отчуждено и индивидуалистично, чтобы формировать сплочённые обширные семейства и племена, или если его физическая среда становится настолько неупорядоченной и обнищавшей, что голод становится повсеместным, то становится возможен пятый этап коллапса. На этом этапе для поддержания жизни и производства потомства верх берёт примитивная биологическая необходимость. Семьи распадаются, стариков оставляют на произвол судьбы, а о детях заботятся лет до трёх. Вся социальная общность уничтожена, и даже пары со временем распадаются, предпочитая кормиться самостоятельно, и отказываясь делиться едой. Это состояние общества описано антропологом Колином Тернбуллом в его «Пещерных людях». Если общество до пятой стадии можно назвать естественной исторической нормой для человечества, то пятая стадия коллапса приводит человечество на грань физического вымирания.
Заключение
Дефолт, сам по себе, это череда провалов: каждая стадия коллапса легко может вести к следующий. В России этот процесс был остановлен сразу после третьего этапа: существовали мафиозные этнические кланы, и даже своего рода диктатура местных князьков-полевых командиров, но силы правительственной безопасности в итоге одержали верх. В других своих работах я более детально описываю точные условия того, почему общество в России оказалось сравнительно защищено от коллапса. Здесь я просто скажу, что эти слагаемые на данный момент не в полной мере присутствуют у США.
В свете разворачивающегося мирового фиаско суверенных долгов я прихожу к выводу о том, что после нескольких лет ставок власти и финансовых кругов на будущее, которого не будет, и удваивания ставок с каждым следующим проигрышем, я теперь воспринимаю Пять стадий коллапса лишь как интересную теорию.
Вместо этого, я считаю, что этап 1 (финансовый) и этап 2 (политический) крахи сожмутся в один хаотический эпизод. Коллапс коммерции не заставит себя долго ждать, потому что глобальная коммерция зависит от глобальных финансов, и как только международное кредитование захлопнет двери, танкеры и контейнеровозы перестанут ходить. Вскоре после этого погаснет свет.
Орлов Дмитрий Иванович (род. 1971) — консультант в сфере государственного PR, ТЭК, нефтяного и газового транзита, телекоммуникаций; политолог, политтехнолог и публицист, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций „АПЭК“», член Общественной палаты Российской Федерации , член Высшего совета партии «Единая Россия».
Автор концепции «нового большинства» Владимира Путина (2005).
Автор концепции легитимации приватизации. Автор термина «энергетическая сверхдержава» (январь 2006), при этом с 1999 г. выступал за усиление суверенного контроля над российским ТЭК, нефтяным и газовым транзитом.
Автор доклада «Нефть в обмен на демократию» (2006), в котором показал механизм движения транснациональных сырьевых корпораций к контролю над политической системой России.
Автор концептуальной статьи «Политическая доктрина суверенной демократии» (ноябрь 2006),Член редакционной коллегии сборника "Библиотека «Единой России». Участвовал в разработке программы этой партии.
Один из инициаторов политического проекта «План Путина».
Один из инициаторов политического проекта «Общероссийский народный фронт».
Доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах 2012 года.
Создал уникальнуюсистему отраслевых экспертных опросов и специальных сетевых медиапроектов.
Организатор и участник опросов ряда рейтинговых проектов.
Создатель одного из главных экспертных рейтингов — «100 ведущих политиков России».
Автор и соавтор нескольких экспертных докладов. Автор аналитического доклада "Выборы президента: стратегия Путина и "московский протест" (январь 2012).
Обладает широкими системами коммуникации в органах власти, партии «Единая Россия», крупных российских компаниях (прежде всего в нефтяной отрасли), PR-бизнесе и медиабизнесе. В 2004 году создал и возглавил Агентство политических и экономических коммуникаций — АПЭК.
Основные этапы биографии
Родился в Москве в 1971 г.
В 1994 г. окончил с отличием исторический факультет Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина (бывшего МГПИ).
В 1993—1996 гг. — специальный корреспондент газеты Правительства РФ, затем Администрации Президента РФ «Российские вести». Занимался проблемами экономики и права, вел тематическую полосу «Лобби», посвященную влиянию на федеральную власть различных групп давления
Одновременно в октябре-декабре 1995 г. — заместитель руководителя пресс-службы московского штаба движения «Наш дом — Россия». Редактор уникального специального выпуска газеты «Вечерняя Москва» (14 декабря 1995 г.), подготовленного при содействии московского штаба НДР. На парламентских выборах 1995 г. в Москве движение НДР получило наивысший результат по России (18 %).
В 1996—1997 гг. — политический обозреватель еженедельника «Новое время» и специальный корреспондент газеты «Труд».
В 1997—2000 гг. — редактор отдела социально-экономических проблем еженедельника «Новое время».
Параллельно в 1996—1998 гг. — консультант, эксперт-консультант, ведущий эксперт-консультант Центра политического консультирования «Никколо М». Активно участвовал в ряде крупных проектов, в том числе по PR-поддержке Центрального банка РФ и Внешторгбанка, выборах президентов России и Казахстана, губернаторов Красноярского края и Саратовской области, депутатов Московской городской думы
В 1997—1999 гг. выступал как независимый консультант по ведению крупных PR-проектов в российской металлургии
В 2000—2004 гг. — заместитель генерального директора, руководитель департамента PR-проектов Центра политических технологий. Вел проекты в области бизнес-PR, политического PR, антикризисного PR, сетевые медиапроекты, курировал маркетинговые исследования
В 2001 году получил степень кандидата исторических наук. [17]
В 2001—2004 гг. — главный редактор сайта «Политком. Ру», уникального экспертного сетевого ресурса; за его создание удостоен специального приза PR-премии «Серебряный Лучник».
В 2003—2004 гг. консультировал партию «Яблоко», Аграрную и Народную партии.
С 2004 г. — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).
С 2005 г. — консультант Администрации Президента РФ и ЦИК партии «Единая Россия».
С 2007 г. — советник секретаря Президиума Генерального совета партии «Единая Россия»
С 2010 г. — сопредседатель Общественного совета «Честный выбор»[18]
С 2010 г. — советник заместителя Председателя Правительства РФ, руководителя Аппарата Правительства РФ.
С 2011 г. - координатор Народного клуба Общероссийского народного фронта.[19]
С 2012 г. - член оргкомитета, член совета сторонников гражданского движения "Остальная Россия".[20]
В мае 2012 г. на XIII съезде партии «Единая Россия» избран в состав Высшего совета партии.
В августе 2012 г. указом Президента РФ утверждён членом Общественной палаты Российской Федерации
Членство в структурах
Член Совета по национальной стратегии
Член рабочей группы комиссии Общественной палаты РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии
Участник Русского экономического форума в Лондоне
Член политклуба «Известий»
Член совета экспертов «Российской газеты»
Член жюри молодежного конкурса в области PR «Хрустальный апельсин»
Член Общественного научно-методического консультативного совета при Центральной избирательной комиссии РФ[21]
Награды
2004 г. — награждён специальным призом Национальной премии в области связей с общественностью «Серебряный Лучник». 2008 г. - награжден грамотой Президента РФ Д. А. Медведева за участие в его избирательной кампании. 2012 г. - награждён грамотой Президента РФ В.В. Путина за участие в его избирательной кампании.
Критика
Дмитрия Орлова критиковали представители партий КПРФ, "Справедливая Россия", непарламентской оппозиции за реализацию политических проектов, связанных с властью.
Публикации
Легитимация итогов приватизации в России
Интересы клиента в контексте государственных интересов, Советник № 3 за 2005 год
Быть ли России энергетической сверхдержавой? Известия, 17.01.2006
Автор книги «30 ножей в спину десятилетия» (М.: "ООО Редакция журнала «Новое время», 2001—212 с. ISBN 5-93069-016-2)
Ответственный редактор второго тома издания «Библиотека Единой России: Лидеры» (М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — 319 с. ISBN 5-224-05394-3)*
Автор статей «Суверенный поворот» и «Политическая доктрина суверенной демократии» в сборнике «Pro суверенную демократию» (М.: Издательство «Европа», 2007—632 с. ISBN 978-5-9739-0120-2)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #1 написал: Крысун (15 марта 2013 13:13) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 107
Рейтинг поста: