Кризис в странах еврозоны затянулся на гораздо более долгий срок, чем изначально могли предполагать даже самые большие пессимисты. Причем он носит уже не сугубо финансовый, но и социальный характер, что, впрочем, вполне объяснимо. И, самое главное, в Старом Свете народ отнюдь не безмолвствует, видя наступление на свои права, выражающееся в попытках решить накопившиеся проблемы за счет, в первую очередь, трудящихся. Достаточно вспомнить, как попытка «затянуть пояса» привела едва ли не к восстанию в Греции, поражению на выборах французского президента Николя Саркози и уходу в отставку итальянского премьера Сильвио Берлускони.
Впрочем, это уже дела минувших дней. Но вот и свежая новость. 23 февраля в Мадриде прошли массовые демонстрации. Участники народных акций требовали, по сообщению Reuters, чтобы власти отказались от реализации государственной программы жесткой бюджетной экономии. Вначале все было мирно, и казалось, что митинги, проходившие у здания парламента, фондовой биржи и отеля Ritz, так и закончатся. Но уже вечером часть протестующих отказалась уходить, полиция попыталась их «выдворить», и в результате начались массовые столкновения. В районе железнодорожного вокзала Аточа, где складывалась особенно неблагоприятная для стражей порядка обстановка, пришлось направить усиленные отряды. Результатом побоища стали аресты 45 участников беспорядков, еще 40 человек (из них 12 — полицейские) получили травмы…
Произошедшее привлекло к себе внимание не по масштабам — за минувшие годы бывали и более массовые мероприятия. Всего на сей раз на улицы испанских городов вышли несколько десятков тысяч человек — не мало, но и не особо много. Однако стоит отметить то, что на этих демонстрациях вспоминали о попытке военного переворота 1981 года, произошедшего 32 года назад. Активисты отмечали, что Испания в настоящее время находится в процессе «финансового переворота», заключающегося в том, что правительство не выполняет свои обязательства, действуя в интересах крупных предпринимателей и в ущерб рядовым гражданам. Ведь премьер-министр Мариано Рахой, соратников которого обвиняют в коррупции, намеревается в течение 3 лет сэкономить 150 млрд. евро, причем в основном за счет сокращения расходов на социальные нужды.
Мадридские столкновения стали следствием не столько буйного нрава подданных Хуана Карлоса I, сколько отражением отчаянной ситуации, которая сложилась в экономике Испании. Кризис здесь ощущается дольше и острее, чем во многих других странах Европы, за исключением, разве что, Греции. Уровень безработицы в IV квартале прошлого года превысил 25% среди молодежи, причем за тот же квартал экономика сократилась на 0,6%, а за весь год — на 1,3%, по сравнению с 2011-м.
Правительство судорожно выискивает средства для спасения ситуации, однако предпринимаемые меры не дают должного результата. Так, в мае 2012 года был частично национализирован банк Bankia SA, который, как и Goldman Sachs во время минувшей рецессии в США, стал символом финансового кризиса страны. Но в ближайшее время он, по данным Financial Times, объявит о рекордном годовом убытке, составившем 19 млрд. евро. Подобные потери ранее не несла ни одна испанская корпорация.
Мадридские столкновения стали следствием не столько буйного нрава подданных Хуана Карлоса I, сколько отражением отчаянной ситуации, которая сложилась в экономике Испании. Кризис здесь ощущается дольше и острее, чем во многих других странах Европы, за исключением, разве что, Греции. Уровень безработицы в IV квартале прошлого года превысил 25% среди молодежи, причем за тот же квартал экономика сократилась на 0,6%, а за весь год — на 1,3%, по сравнению с 2011-м
Общая сумма финансовой помощи банку уже составила 24 млрд. евро, а принадлежащая государству доля в его акциях в ближайшее время увеличится с 45% до 70%, поскольку потребуются дополнительные вливания. Хотя, возможно, и они не окажут никакого эффекта, поскольку банковская сфера Испании вообще является проблемной зоной — на ее реструктуризацию Евросоюз уже выделил 39,5 млрд. евро, из которых около половины, как видим, ушло только на Bankia.
Не лучше ситуация и в Греции, ВВП которой, по данным национального центробанка, сократился на 20,1% за 5 лет рецессии и снизится еще на 4,5% в 2013 году. Общий же уровень безработицы в нынешнем году, как полагает Еврокомиссия, возрастет в этой стране до рекордных по ЕС 27%, размер задолженности составит 175,6% ВВП, хотя дефицит бюджета уменьшится на 2 процентных пункта — до 4,6% ВВП.
По итогам выборов в патовой ситуации может оказаться и еще одна проблемная южная страна Евросоюза — Италия. Судя по предварительным данным, левоцентристская коалиция во главе с лидером Демократической партии Пьерлуиджи Берсани набирает примерно столько же, сколько и правоцентристский блок Сильвио Берлускони. Это само по себе свидетельствует о грядущей нестабильности власти, особенно если в итоге левые получат большинство в Палате депутатов, а правые — в Сенате.
Если зону евро и впредь будет штормить, не исключено, что лопнет терпение у Германии, которая практически в одиночку обеспечивает экономический рост ЕС, спонсируя своих ближних и дальних соседей-неудачников. Центробежные тенденции в Европе — это уже реальность, пусть и тщательно маскируемая.
Причем она проявляется даже на уровне отдельных стран: в той же Испании все более явные сепаратисткие тенденции демонстрирует не только Баскония, но и Каталония, являющаяся самым экономически важным регионом. Да и в Великобритании, которую, кстати, недавно агентство Moody’s впервые с 1970-х годов лишило наивысшего рейтинга по долговым обязательствам, вскоре будет проведен референдум о независимости Шотландии.
Вполне возможно, что не за горами события, по сравнению с которыми события 1968 года во Франции покажутся детскими шалостями. Слишком уж явно власти, за редкими исключениями, стали доказывать свою лояльность крупному капиталу, а не простым людям. Слишком несовершенной оказалась система социальной защиты и нестабильным — общество потребления, основанное на доступности кредитов. Финансовый кризис лишь обнажил трещины в безукоризненном фасаде общеевропейского дома, который, как оказалось, в любой момент может рухнуть. Но если демонтаж этой громоздкой конструкции произойдет по воле народных масс, все более явно демонстрируемой на улицах, не исключено, что с этого момента закат Европы сменится ее ренессансом.
Андрей Зимин, «ВРЕМЯ.UA» Источник: vremia.ua.
Рейтинг публикации:
|