Зерновой картель: Почему Украина подводит Россию и Казахстан
|
Валентин Жаронкин |
Родился в 1980 году в городе Сумы. Журналист. Историк, учился в Киево-Могилянской Академии.
«Считаю диктатуру на Украине невозможной, а демократию – невыносимой».
|
Евразийский банк развития на днях озвучил одну старую проблему, но, по понятым причинам, не смог назвать ее решения. Речь идет о многолетних попытках создать так называемый зерновой пул с участием Казахстана, России и Украины. Если упрощенно – вступить в сговор.
Сейчас взаимная конкуренция между странами и частными трейдерскими компаниями сбивает цену на зерно в регионе более чем на 10 долларов с тонны. Суммарные потери трех стран достигают одного миллиарда долларов в год. Достаточно договориться хотя бы даже о базовых принципах, оговорить объемы экспорта, не выступать друг против друга на тендерах – и этих потерь можно избежать. Это если дойти хотя бы до первого уровня монополии. Т.е., до контроля над сбытом. А можно ведь помечтать и дальше – оптимизация перевозки и хранения, общая транспортно-логистическая система вплоть до того, что Украина продает свое зерно через черноморские порты, дефицит на внутреннем рынке покрывается за счет поставок из России, а в РФ, соответственно, идет пшеница из Казахстана. Попутно можно будет говорить и об увеличении объемов экспорта.
Вполне реально – уж мечтать, так мечтать! – чтобы мы вышли на первое место по экспорту зерновых в мире. Пока что здесь лидирует Северная Америка (США и Канада), за ними, соответственно, идет наша тройка, потом Австралия, потом Аргентина. Вот, собственно, и все. Иногда в крупного экспортера также выделяют ЕС, но фактически, это не совсем верно – значительную часть зерна страны Евросоюза продают друг другу, а не на внешних рынках. То есть, круг узок, основные игроки известны, и наши претензии на увеличение доли рынка оправданы.
Но эти планы рвутся по самому слабому звену в предполагаемом зерновом пуле – т.е., Украине. Слабому, в данном случае не в производственном, а в политическом отношении. Несколько лет назад, когда координация трех стран по зерновому экспорту уже начала приобретать реальные очертания, инициативу заблокировала... еврокомиссия. Чиновники ЕС поставили перед Украиной ультиматум, тон которого выходил за рамки дипломатических приличий, что лишний раз свидетельствует о важности данного вопроса в глазах наших западных партнеров. Вот, например, прямая цитата комиссара Европейской комиссии по вопросам сельского хозяйства Марианн Фишер Боэль: «Я бы не хотела, чтобы переговоры, которые ведутся в отношении создания так называемого «зернового пула», создали какие-либо проблемы моему хорошему другу господину Мельнику (Юрий Мельник – министр аграрной политики Украины в 2006 – 2010 гг.) в переговорах с ЕС». В результате, украинская сторона вышла из переговоров по поводу совместного зернового совета, мотивируя это тем, что Россия и Казахстан не являются членами ВТО. Хорошо это или плохо, но сейчас РФ уже состоит в ВТО. Т.е., формально препятствий нет – если бы на самом деле это было препятствием.
Нынешний премьер-министр Украины Николай Азаров не столь уж давно сам приветствовал идею создания зернового картеля, организованного по принципам ОПЕК, но... опять возникают вполне предсказуемые трудности. В ЕС говорят, что они опасаются появления монополии, которая контролировала бы ценообразование на рынке зерна. Не будем задаваться вопросом, почему бы Евросоюзу не опасаться монополии США и Канады, которые по некоторым параметрам уже выглядят и действуют, как одно государство, не говоря уже о единой политике на рынке зерна. Факт в том, что на Украину это давление действует. После первых же обнадеживающих заявлений идут опровержения, мол, ничего не получится. В ход идут совершенно уже абсурдные объяснения, что разговоры о зерновом пуле очень отрицательно действуют на иностранных инвесторов, которые работают сейчас на Украине (из текста заявления президента Украинской зерновой ассоциации). Какие инвесторы? Те самые, которые заседают в Верховной Раде во фракции правящей партии, а по совместительству контролируют аграрный рынок страны? Иностранными их можно назвать с большой натяжкой. Еще труднее представить искренность их опасений по поводу того, что потребители зерна заграницей могут пострадать от сговора экспортеров.
Обо всем этом можно спорить, но суть не меняется. В нынешнем состоянии Украина не захочет, а точнее даже, не сможет участвовать в совместном проекте по экспорту зерна. Самое очевидное экономическое решение не может быть принято без политической надстройки. Это к вопросу о том, что первично – экономическое сотрудничество или политическая интеграция. Без Таможенного союза не будет «зернового пула». Какие бы гипотетические выгоды ни манили потенциальных участников. И без решения этой проблемы пожелание Евразийского банка развития останется лишь пожеланием.
Впрочем, курс украинской шляхты на самоослабление государства ради бонусов для элиты -- имеет достаточно ясно очерченный временной ресурс. Так что вопрос, главным образом, в том, раньше или позже будет реализовано предложение ЕБР. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|