Политические итоги Главным политическим итогом 2012 года для Белоруссии стало сохранение статус кво. Оппозиции не удалось получить представительства в органах государственной власти и управления, Александр Лукашенко сохранил полный контроль за политическими процессами внутри республики, внешнеполитическая полуизоляция не ослабла. Пресловутый "геополитический шпагат" потерял всякий смысл. Евросоюз и США дали понять, что считают основным условием перемен в Белоруссии ликвидацию всевластия Лукашенко, а Россия видит залог дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в сохранении власти Лукашенко. Запад нарастил поддержку прозападной оппозиции в Белоруссии, а Кремль - Белоруссии в целом. Парламентская кампания в Белоруссии состоялась в сентябре 2012 года с заранее предсказанным результатом: ни в нижнюю палату Национального собрания (Палату представителей), ни в верхнюю палату (Совет Республики) не попал ни один оппозиционер. Формально общественное пропрезидентское объединение "Белая Русь" получило большинство мест в обеих палатах. Нацсобрание Белоруссии V созыва сохранило "стерильность" и беспрекословную подконтрольность Администрации президента. По итогам парламентской кампании наблюдатели ОБСЕ заявили о непризнании её соответствующей принятым в Европе принципам свободных и демократических выборов. Прямо противоположный вывод сделали наблюдатели от СНГ. Оба заключения были предсказуемы и ожидаемы. После ознакомления с отчётом ОБСЕ, Евросоюз принял решение продлить действие применяемых к официальному Минску политических и экономических санкций. К санкциям присоединились ближайшие партнёры Евросоюза, в числе которых - республики бывшей Югославии, в т.ч. Сербия. Европарламент и ряд других структур не признали Нацсобрание Белоруссии законным парламентом. Власти Белоруссии заявили об отсутствии стандартов демократических выборов, на которые ссылается ОБСЕ, о необходимости реформирования данной организации, а также заявили о "недопустимости односторонних санкций" и воззвали к заступничеству России. Парламентская кампания в Белоруссии не обошлась без интриги: большая часть оппозиции заявила о намерении бойкотировать имитацию выборов. При этом был использован механизм регистрации кандидатов в депутаты, позволивший оппозиционерам проводить агитационно-пропагандистские мероприятия, в т.ч. направленные на обеспечение бойкота. Власти предприняли ответные меры, запретив кандидатам в депутаты прямой эфир на радио и телевидении, ограничив их встречи с потенциальными избирателями. Согласно достигнутой и опубликованной договоренности, зарегистрированные кандидатами в депутаты оппозиционеры должны были снять свои кандидатуры до начала досрочного голосования. Однако часть из них решила проигнорировать правила кампании бойкота и участвовать в процессе "до конца". Такое поведение вызвало раскол в оппозиционной среде, но не повлияло на исход парламентской кампании. Независимые наблюдатели сообщили о многочисленных и существенных нарушениях избирательного процесса, низкой явке и фальсификациях. Центризбирком отверг все претензии, заявил о явке избирателей в 74,61% от списочной численности (более 5 млн чел из чуть более 7 млн чел), а также об отсутствии таких нарушений, которые позволили бы поставить под сомнение исход выборов в Палату представителей. Оппозиция продолжила настаивать на том, что выборов не было, и даже процедура голосования не была должным образом организована. Сохранение прежней ситуации с Нацсобранием означает неизменность работы Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, который так и не стал полноценным высшим представительным и законодательным органом Союзного государства. Такое положение дел означает, что и Александра Лукашенко, и Владимира Путина устраивает прямая зависимость союзного строительства от их персональных решений. РОО "Белая Русь", будучи типичной GONGO, заявила претензии на оформление в политическую партию, отработав применение функций "партии власти". Александр Лукашенко не стал скрывать, что желает, чтобы будущая партия взяла за образец Социалистическую партию Франции, в частности - придерживалась таких же идейных положений. Выступая 11 декабря, он заявил: "Почему я говорю о социалистическом? Я этого уже не боюсь, потому что не боятся об этом уже говорить не только во Франции - неплохой стране, экономически развитой стране. Вот этот корень - "социализм" - это социально ориентированная экономика. Это в основе лежит. А не то, что мы там - разрушим до основания, чего-то построим, общие жены, общие мужья и так далее. Нет-нет, я не это имею ввиду. Социальная вот ориентация. Потому что любая деятельность - любого государства, любой экономики, как я говорю - болты, гайки, нефть, бензин и прочее - это человек, здесь он быть должен в центре". Вскоре, 17 декабря первый замглавы Администрации президента Белоруссии и, по совместительству - председатель РОО "Белая Русь" Александр Радьков заявил, что "нужно идти в люди". Вполне возможно, в краткосрочной перспективе в республике появится правящая "Социалистическая партия Белоруссии". Тем временем прозападной оппозицией начата подготовка к президентской кампании 2015 года. Создаётся инфраструктура, обсуждается кандидатура единого кандидата от оппозиции. В 2012 году была предпринята очередная безуспешная попытка создать "правительство в эмиграции" - органа по типу альтернативного правительства страны, пережившей "арабскую весну" или "бархатную революцию". В мае белорусский политэмигрант Владимир Бородач проинформировал о работе по созданию "переходного правительства с офисом за рубежом", членами которого могут стать экс-кандидаты в президенты Белоруссии, а 1 июня оргкомитет по созданию "Совета Национального Возрождения" обнародовал свой программный документ - "Меморандум", в котором изложил цель и задачи борьбы. Спустя полгода попытка создания альтернативного правительства повторилась. На съезде в столице Литвы 3 ноября был принят "Виленский меморандум" ("О мерах обеспечения независимости Беларуси"), который подписали представители белоруской оппозиции и председатель базирующейся в США "Рады БНР" Ивонка Сурвилла. Рада (Совет) считает себя "правительством в изгнании" с начала XX века, а подписанты меморандума "признают Раду БНР резервным политическим депозитарием белорусского независимой государственной традиции". В документе сказано: "Следует добиваться как широчайшего признания международным сообществом того, что Александр Лукашенко и государственные органы под его контролем, при отсутствии демократической легитимности, не является правомочным и дееспособным представительством Белоруссии, особенно в случае принятия от имени Белоруссии обязанностей и соглашений с последствиями, которые ограничивают или затрудняют ее суверенитет или для распродажи государственного имущества. Такие соглашения не будут обязательны для демократического белорусского государства в будущем, а станут предметом пересмотра и возможного расторжения или коррекции". Данный "меморандум" подписали представители "Белорусского народного фронта", "Объединенной гражданской партии", экс-кандидаты в президенты Белоруссии Зенон Позняк, Владимир Некляев, Александр Милинкевич и Виталий Рымашевский, но не подписали представители партии объединённых левых "Справедливый мир" (Сергей Калякин) и общественной организации "Европейская Беларусь" (Андрей Санников, осенью 2012 года бежал в Великобританию). "Плюшевый десант" стал одним из самых знаменательных политических событий года: 4 июля двое граждан Швеции вылетели из Литвы на легкомоторном самолёте, незаконно пересекли литовско-белорусскую границу и сбросили над Минском и Ивенцом почти 800 мягких игрушек с прикрепленными к ним листовками в защиту демократии. Ответственность за акцию взяла на себя шведская рекламная фирма Studio Total. Государственные СМИ Белоруссии вначале игнорировали новость, затем стали дозировано давать опровержения. Минобороны Белоруссии попыталось доказать необоснованность сообщений о "плюшевой бомбардировке". В конце июля на совещании с "силовиками" Лукашенко выступил с признанием факта нарушения воздушной границы. По его поручению было проведено расследование, последовали отставки командующего ВВС и ПВО Белоруссии, а также председателя Госпогранкомитета Белоруссии. Непосредственным виновником инцидента с белорусской стороны был назван дежурный, увлекшийся мытьём полов и не сообщивший о зафиксированном нарушении госграницы. "Плюшевый десант" существенно осложнил отношения официального Минска с Литвой и Швецией. Лукашенко 16 октября заявил, что если Белоруссия переориентирует свой транзит на другие страны, то экономика Литвы серьёзно пострадает - "рухнет страна!". После этого, 9 ноября в Минске состоялась встреча Лукашенко с делегацией Ленинградской области во главе с её губернатором Александром Дрозденко. Во время переговоров Лукашенко заявил, что поток белорусского транзита может быть переориентирован на порты Ленинградской области. Критикуя "мальчишество" официального Вильнюса, 16 октября Лукашенко отметил еще одну чувствительную для Евросоюза тему. "Они нас постоянно шпыняют: вы такие, сякие, а мы за собственный счет их защищаем! Ну, я говорю: "Ребята, платите деньги - будем и дальше защищать. Не будет денег - у нас нет возможностей в таком ключе работать. Но это услышали, хорошо, там, где это надо услышать - и хлынули через границу. И очень много прошло в Литву, в Польшу там и так далее. Сегодня мне докладывают: в Литве и Польше переполнены концлагеря кавказцами, чеченцами, как они говорят, афганцами и так далее. Я говорю: "Вы чего ко мне обращаетесь? Это что мои люди? Из Белоруссии? Я завтра приеду - заберу". "Нет, белорусов нет!". "Так чего ко мне обращаетесь? Деньги платите - будем охранять". Вот мы им показали, что такое Белоруссия", - сказал Лукашенко. Вскоре после этого участились сообщения о нелегальных переходах границы Белоруссии с Польшей и Литвой. "Миграционная дубинка" официального Минска стала неприятным сюрпризом для Брюсселя. Толпы нелегалов, устремившихся в Литву и Польшу, были оценены как месть за "плюшевый десант". С другой стороны, участившиеся случаи приграничных инцидентов, тем более - с участием групп нелегалов были оценены как демонстрация несостоятельности охраны границы Союзного государства со странами ЕС и НАТО силами Минобороны и Госпогранкомитета Белоруссии без финансовой и иной помощи как со стороны Москвы, так и со стороны Брюсселя. Российская сторона подтвердила готовность предоставить Белоруссии военную помощь. В конце декабря Минобороны Белоруссии получило из России вторую батарею ЗРК "Тор-М2", которая была поставлена на вооружение 120-ой зенитной ракетной бригады Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО. Первая батарея поступила в Белоруссию в декабре 2011 года. В 2013 году поступит еще одна батарея ЗРК. "Высылка шведского посла" позиционировалась в западных изданиях как еще одно проявление мести "последнего диктатора Европы" за "плюшевый десант". На самом деле официальный Минск по дипломатическим каналам давно довел свою позицию о нежелательности пребывания Стефана Эрикссона в статусе посла Швеции в Белоруссии. Сам Эрикссон не скрывал своего критического отношения к властям Белоруссии и лояльности к прозападной оппозиции. В конечном итоге шведскому дипломату не была продлена аккредитация в Белоруссии, некоторое время он находился в Белоруссии в статусе туриста. О "высылке" шведского посла внезапно (3 августа) проинформировали белорусские оппозиционные издания, что рядом экспертов было расценено как организованная информационная атака. Государственные СМИ Белоруссии не остались в долгу и представили альтернативную версию: официальный Минск не желал эскалации конфликта, не "высылал" Эрикссона, в то время как сам шведский посол "вёл подрывную работу" против Белоруссии и ему не была продлена аккредитация. История закончилась закрытием посольств - шведского в Минске и белорусского в Швеции. Олимпиада, пошедшая летом 2012 года в Лондоне стала для Белоруссии самым громким политическим скандалом за год, испортившим её репутацию в спортивном мире и ставшим поводом для кадровых перестановок в "системе спорта". До начала игр стало известно, что Александр Лукашенко не будет приглашен в столицу Великобритании, т.к. на него распространяются санкции Евросоюза. В ходе Олимпиады разразился "допинговый скандал": за употребление допинга были дисквалифицированы два белорусских спортсмена - метатель молота Иван Тихон, который так и не успел выступить, и толкательница ядра Надежда Остапчук, успевшая получить золотую олимпийскую медаль и орден от Александра Лукашенко. По официальной версии, допинг в кофе Остапчук за день до выступления добавил её личный тренер. Невыполнение прогнозных показателей по медалям повергли чиновников Белоруссии в страх и уныние, что не помешало им сделать множество резких заявлений в адрес судей, спортсменов и неустановленного круга лиц. Лукашенко 9 августа заявил, что "большой спорт" коррумпирован "до мозга костей", судьи на Олимпийских играх принимают неправильные решения. "Допинговый скандал" получил продолжение в конце года: 5 декабря Международный Олимпийский комитет официально объявил о лишении медалей четырех призеров Олимпийских игр 2004 года в Афинах, среди которых были названы два представителя Белоруссии - метатель молота Иван Тихон и метательница диска Ирина Ятченко. Белоруссия является одной из немногих стран в мире, где до спортсменов доводится план по добыче олимпийских медалей. Руководство республики поставило перед национальной сборной задачу завоевать в Лондоне 25 медалей, из которых 5 - золотых. В итоге белорусской команде досталось 12 наград (2 золотых, 5 серебряных и 5 бронзовых медалей) и 26-е место в общем рейтинге национальных сборных, что было расценено белорусскими чиновниками как провал. Министр спорта и туризма Белоруссии Олег Качан, выступая 5 сентября с докладом на заседании совместной коллегии Минспорта и Национального Олимпийского комитета (НОК), заявил: "По отдельным спортсменам имеется неподтвержденная информация о возможном саботаже соревнований, когда атлеты сознательно не показывали высокие результаты. Причины этого сейчас устанавливаются". Решением Лукашенко ряд "спортивных чиновников" (в т.ч. Качан) были отправлены в отставку. Расстрел Коновалова и Ковалёва в марте 2012 года стал логичным продолжением резонансного дела о теракте 11 апреля 2011 года в минском метро. То, как был осуществлён расстрел, не осталось незамеченным не только белорусской общественностью, но и международным сообществом, включая ООН. Приговор Владиславу Ковалёву и Дмитрию Коновалову был вынесен 30 ноября 2011 года. Комитет ООН по правам человека рассматривал обращение Ковалёва, власти Белоруссии были информированы об этом, что налагало на них определённые обязательства. Тем не менее, приговор был приведён в исполнение до окончания рассмотрения "дела Ковалёва" экспертами ООН. Также были уничтожены вещдоки по делу. Мотивы преступления вызвали много вопросов. По версии властей Белоруссии, по делу "11 апреля" были осуждены и расстреляны именно те, кто совершил данный теракт. Среди видеозаписей допросов Коновалова, продемонстрированного гостелевидением Белоруссии, фигурировало его признание в желании "дестабилизировать обстановку в Республике Беларусь". По версии властей, простой витебский рабочий Коновалов был выдающимся химиком, который устроил в подвале жилого дома лабораторию, сам изготавливал взрывные устройства и взрывал их вместе со своим другом, также рабочим Ковалёвым. Именно Коновалов, заверили следователи, изготовил взрывное устройство, которое он доставил в Минск и привёл в исполнение 11 апреля 2011 года. С этой версией согласился и Интерпол, однако не согласились иностранные журналисты (в частности, Би-Би-Си) и представители белорусской оппозиции. Не только обстоятельства дела о теракте, но и спешный расстрел Коновалова и Ковалёва вызвал много вопросов к властям республики, а также немедленный протест председателя Комитета ООН по правам человека Зонке Занеле Майодины в связи с "вопиющим нарушением договорных обязательств в области прав человека со стороны Белоруссии". Спустя полгода, 29 октября Комитет ООН по правам человека обобщил заключения экспертов из 18 стран по "делу Ковалёва" (с жалобой обратились его мать и сестра) и обнародовал своё заключение. Согласно документу, на Ковалёва оказывалось психологическое воздействие, к нему применялась физическая сила, государственные СМИ Белоруссии называли Ковалёва "террористом" задолго до вынесения приговора, у обвиняемого не было возможности эффективно защитить свои права, в частности - право на жизнь, обжаловать приговор и др., а несправедливый приговор был вынесен не независимым судом. Комитет ООН по правам человека констатировал нарушение официальным Минском Международного пакта о гражданских и политических правах. "Кроме того, он просит государство-участник опубликовать настоящие Соображения и широко распространить их на белорусском и русском языках в государстве-участнике", - сказано в сообщении № 2120/2011 Комитета ООН. Данная просьба была проигнорирована. Судя по молчанию официальных СМИ, представители официального Минска никак не отреагировали на возмущение Зонке Занеле Майодины, представляя общественному мнению благостную картину отношений с ООН. Тем временем в самой международной организации проводилась активная работа по анализу ситуации в Белоруссии, и характер отношений между властями Белоруссии и ООН стало невозможно скрывать. "Доклад Пиллэй" и резолюция Совета по правам человека ООН по Белоруссии получили широкий международный резонанс. В комплексе оба документа можно считать одним из важнейших событий внешнеполитической жизни республики в 2012 году. На протяжении последних лет официальный Минск приложил максимум усилий для того, чтобы общественность не узнала о критике белорусских реалий со стороны ООН, однако эти усилия оказались тщетными. Неожиданно для многих жителей Белоруссии, привыкших к сообщениям государственных СМИИ об укреплении сотрудничества официального Минска с ООН в борьбе за права человека и мир во всём мире, прозвучало сообщение центра новостей ООН от 6 июля, перепечатанное оппозиционными сайтами. "Сегодня Совет ООН по правам человека принял резолюцию о положении в области прав человека в Белоруссии. Ее поддержали 22 члена Совета. Пять делегаций выступили против, и 20 воздержались. Этой резолюцией члены Совета постановили назначить Специального докладчика для наблюдения за положением в области прав человека в Белоруссии, - было сказано в сообщении ООН. - В документе Совет настоятельно призвал правительство Белоруссии незамедлительно и безоговорочно освободить и реабилитировать всех политических заключенных, рассмотреть, в рамках всесторонних, транспарентных и заслуживающих доверия расследований, сообщения о пытках и жестоком обращении". Текст резолюции Совета по правам человека ООН был настолько критичен и категоричен, что государственные СМИ Белоруссии не решились его цитировать. В резолюции сказано: "Совет выражает серьезную обеспокоенность в связи с содержащимися в докладе Верховного комиссара ООН по правам человека выводами, которые свидетельствуют о существовании с 19 декабря 2010 года практики серьезных нарушений прав человека, которая носит систематический характер и включает усилившиеся ограничения основных свобод". Фактически авторитетной международной организацией дано опровержение лживых сообщений о характере акций протеста в Минске 19 декабря 2010 года, а также дана оценка последовавшей после финала президентской кампании 2010 года волны репрессий. В основу резолюции A/HRC/20/L7 был положен доклад Верховного комиссара ООН по правам человека Нави Пиллэй об "общесистемном характере" нарушений прав человека в Белоруссии. Доклад Пиллэй имел широкий международный резонанс, в чём немалая заслуга сотрудников МИД РБ. Основной ущерб политическое руководство Белоруссии понесло не из-за того, что позиция ООН по "белорусскому вопросу" стала известна в самой республике, а из-за того, что международная общественность, правительства других стран и международные организации получили авторитетное заключение ООН по данной теме. Власти Белоруссии до сих пор отрицают наличие политзаключенных в республике, однако Евросоюз, США, ООН и ряд других организаций придерживаются обратного мнения. После принятия резолюции A/HRC/20/L7 представители официального Минска с различных площадок, в т.ч. через трибуну ООН, заявляли о том, что решения Совета ООН по правам человека нацелены на вмешательство во внутренние дела республики и не будут выполняться. Официальный Минск отказался сотрудничать со спецдокладчиком СПЧ ООН по Белоруссии - представителем Венгрии Миклошем Харасти. Резкая реакция минских чиновников вполне объяснима тем местом, которое отвели республике в организации, сотрудничеством с которой так гордились в Белоруссии: до этого СПЧ ООН назначал спецдокладчиков по ситуации с правами человека в Сирии, Мьянме, Иране и Северной Корее. В декабре 2012 года Рабочая группа ООН по произвольным задержаниям (WGAD, действует по мандату СПЧ ООН) приняла решение A/HRC/WGAD/2012/39, в котором рекомендовала властям Белоруссии освободить находящегося в колонии оппозиционера Александра (Алеся) Беляцкого - руководителя правозащитного центра "Весна", отбывающего срок в колонии за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Власти Белоруссии подверглись критике за нарушение Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Рабочая группа рекомендовала официальному Минску не только освободить Беляцкого, но и предоставить ему компенсацию, а также усовершенствовать национальное законодательство и не препятствовать деятельности правозащитных структур - наоборот, поощрять деятельность таковых. К спасению имиджа Белоруссии на международной арене был подключен МИД РФ. Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров стал использовать терминологию официального Минска и сделал ряд заявлений о неприемлемости применения санкций к Белоруссии, осудил "антибелорусскую резолюцию" (направленную против властей Белоруссии). Лавров также заявил о неприемлемости пересмотра истории (заявления в Минске и Дублине), что имеет самое непосредственное отношение ещё к одному вопросу, актуальность которого для белорусского в прошедшем году существенно возросла. Власти Белоруссии взяли курс на дерусификацию и переоценку важнейших исторических событий. Тот самый ревизионизм, о недопущении которого заявлял глава МИД России в Минске, был продемонстрирован в Белоруссии отношением к 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. В оппозиционной прессе с начала года было размещено несколько десятков публикаций, в которых делался акцент на "российской оккупации" и позитивных перспективах для белорусов в связи с вторжением войск Наполеона Бонапарта. Заметки, статьи и монографии откровенно русофобского характера об Отечественной войне 1812 года, наряду с замалчиванием темы юбилея государственной прессой и отказом от термина "Отечественная война 1812 года" в официальной историографии были восприняты рядом экспертов как проявление скоординированного плана действий. Попытку выяснить, так ли всё на самом деле, предприняли участники международной конференции "Отечественные войны Святой Руси", посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года и роли православной церкви во всех оборонительных войнах Русской цивилизации (22 июня, г. Брест). От имени участников конференции были направлены письма в "официальные инстанции", в частности - руководству Национальной Академии наук Белоруссии с предложением вернуть в учебные программы термин "Отечественная война 1812 года". Из Института истории НАН РБ 26 июля был получен отрицательный ответ. Институт истории НАН Белоруссии пришел к выводу, что использование термина "Отечественная война 1812 года" представляется необоснованным в официальной белорусской историографии. Документ подписал замдиректора данного института Марат Жилинский. Второй ответ пришел из министерства образования Белоруссии в начале сентября - также с отказом, за подписью замминистра Василия Будкевича. "Это письмо оказалось почти идентичным предыдущему письму из Института истории, и дабы не переливать из пустого в порожнее, участники конференции посчитали излишним на него реагировать. Данный документ лишь подтвердил уверенность в том, что принятие решения об изъятии из учебных программ трактовки событий 1812 года как Отечественной войны для белорусов никогда не было научно обоснованно. Оно было принято неизвестно кем и когда. И совершенно непонятно утверждение о якобы "устоявшемся в научных кругах мнении" со ссылкой на литвинствующего В.В. Шведа и прочих "ревизионистов". При этом то, что значительная часть авторитетных белорусских ученых не согласна с неизвестно где и когда "устоявшимся" ревизионизмом, совершенно не принимается во внимание", - отметил в своей публикации организатор конференции, один из соавторов резолюции конференции и письма в "официальные инстанции" Белоруссии Игорь Зеленковский. Представительство Россотрудничества в Белоруссии попыталось провести свои научные мероприятия, посвященные юбилею Отечественной войны 1812 года. Спустя месяц после конференции в Бресте, 25-27 июля в Могилеве усилиями российских чиновников (при личном участии главы представительства Виктора Малашенко) была организована и проведена конференция "Отечественная война 1812 года в судьбах народов России и Беларуси". По отзывам участников конференции, российские дипломаты произносили пафосные речи, но на научном мероприятии проиграли ревизионистам, представленным вузовской и академической профессурой. Позже, 23 ноября, в Белорусском госуниверситете состоялась международная конференция "Война 1812 года и Беларусь", в которой принял участие посол России в Белоруссии Александр Суриков. В своём выступлении на пленарном заседании российский дипломат охарактеризовал войну 1812 года как Отечественную и указал на неправомерность ревизии её характера. Вслед за Суриковым выступили российские и белорусские учёные с обоснованиями прямо противоположной точки зрения. В итоге ревизионизм восторжествовал и на этом мероприятии, которое формально закончилось 24 ноября в Борисовском районе, где официальные лица Белоруссии и Франции воздали почести наполеоновским солдатам, погибшим при переправе через Березину во время "войны 1812 года". Почему российские чиновники не посчитали нужным уделить должное внимание 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года в Белоруссии, будучи информированными о состоянии дел в гуманитарной сфере союзной республики до юбилейного года - вопрос, который требует отдельного обстоятельного рассмотрения. По итогам 2012 года очевидно: в Белоруссии восторжествовал ревизионизм, и российские дипломаты, несмотря на личное участие в ряде мероприятий (и даже в их организации) не смогли принять эффективных контрмер. "Мягкая белорусизация" и жесткое давление на российских соотечественников в Белоруссии продолжились в 2012 году. Власти Белоруссии последовательно реализовали комплекс мероприятий, направленных на сокращение использования русского языка во всех сферах жизни общества, популяризацию польско-литовского наследия и презентацию его как "белорусского". Особую роль в реализации данной стратегии сыграли министерство культуры (Павел Латушко), министерство образования (Сергей Маскевич) и Академия наук (Анатолий Русецкий). Наряду с ревизией значения исторических событий, ярким проявлением чего стал отказ от термина "Отечественная война 1812 года" в официальной историографии (что отражено также в учебниках, учебных программах, научной и справочной литературе, делопроизводстве и т.д.), русский язык вытеснялся во исполнение протокола поручений президента Белоруссии о расширении использования белорусского языка. Несмотря на то, что в Белоруссии по итогам референдума 1995 года (закреплённым в Конституции) русский и белорусский языки обладают равным статусом (государственных), в 2012 году продолжился перевод исторически русской топонимики на белорусскую, причём с переводом на латиницу. В 2012 году была продолжена работа по переводу названий населённых пунктов с русского языка на белорусский с транслитерацией на латинке в соответствии с принятым 11 июня 2007 года постановлением Госкомимущества Белоруссии "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по транслитерации географических названий Республики Беларусь буквами латинского алфавита". Постановление было принято с участием Академии наук, Минкультуры, МИД и МВД без общественного обсуждения. Юристами структур Союзного государства Белоруссии и России правовая экспертиза данного документа также не проводилась. Кроме того, в 2012 году Минобразования совместно с Минкультуры "и другими заинтересованными" обсуждали перевод обучения в одном из вузов республики полностью на белорусский язык, а также изучения как минимум двух предметов в школе исключительно на белорусском языке (кроме школ для нацменьшинств, среди которых нет русских). В 2012 году продолжилась работа по установке памятников правителям Великого княжества Литовского и деятелям польской культуры. В ходе состоявшейся 27 декабря пресс-конференции председатель Витебского горисполкома Виктор Николайкин сообщил о принятом решении установить в июне 2013 года (ко Дню города) памятник литовскому князю Ольгерду - великому князю литовскому, известному завоевательными походами на Москву и неоднозначным отношением к православию. Конная скульптурная композиция будет установлена в центре города рядом с православным храмом и наверняка будет включена в путеводители гостей фестиваля "Славянский базар в Витебске". Вынесенные несколько лет назад на обсуждение проекты установки памятников Александру Невскому и княгине Ольге, по словам Николайкина, в ближайшее время рассматриваться не будут. Представителей русских организаций Белоруссии констатировали: установка памятника Ольгерду является демонстративным вызовом не только России, но и Русской православной церкви. 2012 год был непростым в государственно-церковных отношениях. В начале года, 20 февраля, руководитель Белоруссии напомнил послу Ватикана архиепископу Клаудио Гуджеротти о том, что конкордат с Римско-католической церковью готов рассмотрению и подписанию. Позже, 9 апреля, Лукашенко, принимая в Администрации президента Белоруссии посла Суверенного военного Мальтийского ордена в Белоруссии Пауля Фридриха фон Фурхерра, заявил: "Конечно, мы, скажу вам откровенно, на большее рассчитывали в сотрудничестве с католической церковью. Мы считаем, что католическая церковь явно недорабатывает в налаживании отношений между белорусами и Западной Европой". Заявление руководителя республики было принято во внимание и на следующий день, 10 апреля Лукашенко встретился с Гуджеротти, которому сообщил о том, что "мы всегда рассчитывали на активную поддержку и помощь католической церкви" и заявил: "Я думаю, что недалек тот день, когда и Папа Римский сможет встретиться в Белоруссии со своими приверженцами. Мы будем рады видеть его. Мы в этом направлении должны работать и с нашим патриархом. Мы ведем эту работу. Думаю, мы здесь можем выстроить хорошие схемы и провести хорошие мероприятия, которые послужат укреплению не только католичества, но и всей паствы, и православной, и католической и других на территории Белоруссии". Ранее Лукашенко неоднократно приглашал Бенедикта XVI нанести визит в Белоруссию и в 2012 году подтверждал свою готовность видеть главу РКЦ на канонической территории РПЦ. Однако вместо римского понтифика в октябре нанёс визит в Белоруссию глава РПЦ патриарх Кирилл: он встретился с клириками Белорусской православной церкви и Александром Лукашенко, получив белорусский орден Дружбы народов. Несмотря на последствия кризиса 2011 года, а также запросы финансовой помощи от России и МВФ, 6 января 2012 года правительство Белоруссии утвердило госпрограмму "Замки Беларуси", в рамках которой бюджетные средства направлялись на реставрацию имений польско-литовской знати. Продолжилось строительство масштабного объекта в центре Минска, о котором общественность не информирована - по сведениям оппозиционных СМИ, строится новая роскошная резиденция Александра Лукашенко. Знаковым событием в жизни российских соотечественников в Белоруссии стало приостановление деятельности старейшего и одного из крупнейших объединений российских соотечественников - Минского общества русской культуры "Русь", расколотого с октября 2011 года. С начала 2012 года МОРК "Русь" смогло провести около десятка мероприятий, посвященных 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, памяти Александра Пушкина, Александра Герцена и нек. др., тщетно дожидаясь на протяжении нескольких месяцев регистрации новой редакции устава. Весной 2012 года главное управление юстиции Мингорисполкома инициировало судебный процесс, по итогам которого деятельность МОРК "Русь" была приостановлена на максимальный срок - полгода. Данное решение опротестовывалось в Верховном суде, который оставил приговор Мингорсуда без изменений. Посольство России в Белоруссии и Координационный совет руководителей организаций российских соотечественников при посольстве России в Белоруссии не оказали помощи МОРК "Русь". По мнению части членов общества (объединившихся вокруг Валентины Тепловой и Геннадия Власова), ликвидация МОРК "Русь" осуществляется Минюстом Белоруссии и МИД России в тандеме. Политологи считают, что при полном игнорировании ситуации со стороны российских чиновников, при отсутствии правовой помощи МОРК "Русь" как юрлицо не имеет никаких шансов увернуться от административной дубины и будет ликвидирована в начале 2013 года. Обращениями МОРК "Русь" на имя президента РФ и председателя правительства РФ организация российских соотечественников пыталась привлечь внимание к своим проблемам, просила помощи, но не получила таковой. По мнению ряда активистов общества, год 20-летия для МОРК "Русь" был самым худшим за всё время её деятельности. Возвращение Путина на пост президента РФ ряд экспертов назвали одним из важнейших событий 2012 года, повлиявшим на внутреннюю и внешнюю политику Белоруссии. Ряд других экспертов не стали называть данное событие в числе важнейших, отмечая, что кардинально ни уход Путина в премьеры, ни его возвращение на прежнюю должность ничего не поменяли в отношениях между Москвой и Минском. В оценке первого зарубежного визита Путина в Минск после переизбрания белорусские эксперты также разошлись. При этом почти все эксперты сходятся в том, что влияние России в Белоруссии весьма велико, без российской "дотационной иглы" Белоруссию ждёт "ломка", а сохранение статус кво - в интересах как Минска, так и Москвы.
Белоруссия в 2012 году: политические и экономические итоги. Часть вторая
Экономические итоги 2012 года На протяжении 2012 года преодолевались последствия кризиса 2011 года. Официальная статистика зафиксировала рост цен на товары и услуги - продукты питания, бензин, услуги ЖКХ, связи, образования, здравоохранения и мн. др. Эксперты отметили ухудшение внешнеторговой конъюнктуры, независимые экономисты и политологи опубликовали безрадостные прогнозы. Учитывая, что 2013-2014 годы - "пиковые" по выплате белорусского внешнего долга, а также то, что у официального Минска нет доступа к "длинным" недорогим кредитам, но есть острая потребность в миллиардных внешних заимствованиях, предприятиям и обывателям Белоруссии не приходится надеяться на значительные перемены к лучшему в краткосрочной перспективе. Тенденции 2012 года предопределили начало 2013 года. В 2012 году МВФ даже не рассматривал заявку официального Минска на кредитование, а привлекаемые через размещение гособлигаций на европейских и азиатских рынках ресурсы - в лучшем случае среднесрочные и дорогие. Озвученные в 2010 году представителями Нацбанка и других госструктур мечты превратить Белоруссию в международный финансовый центр и значительно увеличить ВВП республики пройдут очередную проверку на адекватность практикой 2013 года. В частности, предстоит выяснить, насколько прав был глава Нацбанка Белоруссии Пётр Прокопович, который в ноябре 2010 года на пресс-конференции в Минске заявил о том, что в ближайшем будущем Белоруссия станет финансовым центром мирового масштаба. "Такая работа уже начата, она непростая, но мы будем продолжать работать. Мы находимся на перекрестке всех дорог, поэтому нам нужно и нам выгодно иметь здесь финансовый центр, на первом этапе - региональный, на втором - международный", - сказал Прокопович. Постановление правления Нацбанка № 73 от 03.03.2011 г., в котором закреплены такие цели в "Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы", никто не отменял. В документе декларируется "создание полноценного регионального, а затем и международного финансового центра". Документ "предполагает привлечение в течение пяти лет до 30 млрд долларов США от нерезидентов". В августе 2012 года Петр Прокопович стал помощником президента по вопросам экономики, сменив на этом посту Сергея Ткачёва. В Белоруссии официальные прогнозы имеют особенность не сбываться, даже в оценке актуальных событий официальные лица не перестают удивлять. Примерами могут являться прогнозы по росту ВВП, по оценке кризисных явлений в 2011 году. Пример 2012 года: в начале года власти признали наличие кризиса в 2011 году (наличие которого на протяжении 2011 года решительно опровергали), однако не посчитали нужным внести коррективы в важнейшие показатели официальных прогнозов на год текущий - таких, как рост ВВП. В итоге, судя по информации Белстата, в 2012 году рост ВВП оказался почти в два раза ниже показателя, утверждённого в официальном прогнозе на год. Напомним, рост ВВП в 2011 году оказался также почти в 2 раза ниже запланированного: 5,3% против 9-10% согласно утверждённым официальным планам. Эксперты МВФ, ознакомившись с официальным прогнозом социально-экономического развития на 2013 год, утверждённым Александром Лукашенко, заявили о нереалистичности исполнения данного документа. Сложившаяся практика составления официальных прогнозов (планирования) свидетельствует, возможно, не о том, что в Белоруссии перевелись здравомыслящие специалисты, сколько о том, что они поступаются принципами, подгоняя прогнозные показатели под амбициозные требования руководства республики. Научная честность отбрасывается в сторону, когда пропагандист требует "нарисовать" красивые цифры. "Красивая" статистика более предпочтительна для высокопоставленного руководителя с менталитетом колхозного бригадира, просящего у председателя в два раза больше, чем надо, в надежде, что дадут в два раза меньше - т.е. примерно столько, сколько надо на самом деле. Отсюда, видимо, и странный запрос весной 2011 года от официального Минска к МВФ открыть кредитную линию на $ 3,5-8 млрд, и утверждение осенью того же года официального прогноза на 2012 год с завышенными показателями, и утверждение в 2012 году официального прогноза на 2013 год с заведомо невыполнимыми целями. МВФ не желает предоставлять кредитную поддержку руководству постсоветской республики, которое не выполняет рекомендации фонда. Осенью 2012 года группа экспертов Международного валютного фонда прибыла в Белоруссию, изучила ситуацию и встретилась с рядом белорусских чиновников. Руководитель миссии МВФ Дэвид Хофман по итогам переговоров с председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем 29 октября заявил журналистам: МВФ желает видеть выполнение своих рекомендаций и может рассмотреть заявку официального Минска, но лишь после того, как руководство республики продемонстрирует реализацию стратегии системных либеральных преобразований. Иначе говоря, деньги Белоруссии могут быть выделены, но не до, а в процессе либерализации, о которой столь много говорится в официальных СМИ на протяжении последних лет. Очевидно: нынешнее руководство Белоруссии не может пойти на реализацию либеральной стратегии, т.к. такой разворот означал бы коренную ломку всей системы и имел бы необратимые политические последствия. Вместе с тем нельзя сказать, что либеральных преобразований в Белоруссии не наблюдается. План приватизации не исполнен, но изначально никто не питал иллюзий об исполнении заявленных обязательств по продаже госсобственности на $ 2,5 млрд в 2012 году. Приватизационные сделки были, но проходили своеобразно и носили эпизодический характер. Тарифы на услуги коммунального транспорта, госучреждений здравоохранения и образования росли, но не сопровождались реформированием данных сфер. Как и в 2011 году, так и в 2012 году Белоруссия сохранила лидерство среди стран Евразии по темпам роста цен, и данный факт свидетельствует о том, что последствия кризиса 2011 года не были преодолены. На первый взгляд, такие показатели, как темпы инфляции в 2012 году указывают на ошибки при реализации денежно-кредитной политики. На самом деле и в Нацбанке, и в Совмине, и в Администрации президента Белоруссии работают компетентные специалисты, которые уяснили: приоритетом их деятельности являются отнюдь не стабильный курс белорусского рубля или отладка финансовой системы, но обеспечение реализации задач политических. В 2012 году, как и на протяжении предыдущих лет, под декларируемой "стабильностью" властями предержащими подразумевалась отнюдь не социально-экономическая стабильность, но незыблемость устоев политической системы, и в жертву этой цели приносилось всё - от курса белорусского рубля до издержек внешнеполитической полуизоляции. В НИЭИ Минэкономики и институте экономики НАН знают или догадываются, какой на самом деле процент безработных - реальных, а не только зарегистрированных, сколько белорусов работает в России или на работодателей из других стран, не выходя из собственного дома, какой технологический уклад доминирует в белоруской экономике и какой процент ВВП РБ обеспечивается "интеграционными" скидами и преференциями. По неофициальным данным, более четверти ВВП Белоруссии в 2012 году обеспечила Россия льготными поставками нефти, газа, иного сырья, преференциями в торговле и т.д. Не обошлось без скандалов: 19 декабря на пресс-конференции в Минске посол России в Белоруссии Александр Суриков прокомментировал "нефтяные дела". Посол обратился к теме "растворительно-разбавительной схемы", которую власти Белоруссии реализовывали почти год, о которой писали белорусские и российские независимые СМИ и которая была представлена как неожиданность для Москвы в 2012 году. Такая "неожиданность" стоила российскому госбюджету, по самым скромным оценкам, около $ 1,5 млрд. "Если бы ваш сосед по квартире залез в карман и вытащил одну сотую годовых доходов - вы бы как, просили вернуть?, - озадачил журналистку посол. - Это еще и обидно Российской Федерации. Т.е. с нами таким образом можно поступать? Политически обидно". Рассуждая на эту тему, он отметил: "И были как бы небольшие неприятности, связанные с экспортом с территории Белоруссии различного рода растворителей-разбавителей и смазочных материалов, которые, если смотришь статотчетность по производству - производство в Белоруссии практически отсутствует. Откуда они? С воздуха, что ли, появляются?". Ряд фактов указывают на то, что в Москве прекрасно знали о практикуемой официальным Минском "растворительно-разбавительной схеме", но по каким-то причинам не желали обращать на это внимания. Присутствовала ли в данном случае коррупционная составляющая, действовало ли некое негласное соглашение между Москвой и Минском, или были какие-то иные обстоятельства, не позволявшие правительству РФ ранее пресечь данную схему - вопрос открытый. Ясно лишь одно: экономика Белоруссии плотно подсела на российские торговые преференции, и в среднесрочной перспективе никакая диверсификация рынков сбыта ей не поможет, если российский "интеграционный пряник" вдруг исчезнет. Без малого половину товарного экспорта Белоруссии обеспечили два НПЗ. Прибыль белорусских компаний от экспорта нефтепродуктов могла бы быть большей, если бы противники Александра Лукашенко не педалировали тему "белорусского нефтяного оффшора". Парадоксально, но факт: противники евразийской интеграции, русофобы и западники уберегли российский бюджет от разворовывания "стратегическим партнёром". Процесс подпитки иллюзии о "белорусском чуде" осуществлялся бы интенсивнее за счёт третьего НПЗ, который предполагалось построить на базе комплекса РУП "Новополоцкий завод БВК" с участием капиталов и связей местного лояльного к руководству республики крупного бизнесмена Николая Воробья. Впрочем, нелояльных к руководству республики крупных бизнесменов давно уже нет, в чём, опять же, прослеживается приоритет целей политических над экономическими в условиях "белорусской модели". Согласно указу президента Белоруссии №226 от 7 мая 2012 года частный белорусский нефтетрейдер ООО "Интерсервис" получил безвозмездно в собственность "белково-витаминный" комплекс, который предполагалось перепрофилировать с производства кормов для животных из парафинов нефти на производство более востребованных в Евросоюзе нефтепродуктов на основе российского сырья. Ликвидация "растворительно-разбавительной схемы" поставила крест на амбициозных планах, о чем спустя полгода проинформировали оппозиционные СМИ со ссылкой на представителей Новополоцкого горисполкома. К концу года "нефтяной вопрос" существенно осложнил отношения между Минском и Москвой. В последнем квартале 2012 года Россия серьёзно снизила поставки нефти в Белоруссию, что не помешало Совмину Белоруссии отчитаться: "Белорусскими НПЗ переработано 21,7 млн т нефти, что на 5,7% больше по сравнению с прошлым годом". В 2013 году Белоруссия надеялась получить 23 млн т российской нефти. В случае отказа российской стороны предоставить требуемый объём, Александр Лукашенко озвучил "угрозу" прибегнуть к альтернативным поставкам. Действительно: поставки нефти из Азербайджана и Венесуэлы практиковались во время последней из "нефтяных войн", была продекларирована их "выгодность", которая, впрочем, существенно подорвала возможности официального Минска продолжать подобные демонстративные акции в дальнейшем. Выступая перед студентами 21 декабря, Александр Лукашенко заявил, что достигнута договорённость с Россией о поставках в 2013 году 23 млн тонн российской нефти вместо 18,5 млн т, на чём настаивала российская сторона. В частности, Лукашенко сказал: "Нам надо 23 млн тонн, они давали 19 млн по балансу. Правда, договорились на 23 млн, нефть мы получим без проблем". Вечером того же дня Минэнерго РФ опровергло заявления Лукашенко, но почему-то "потёрло" своё официальное заявление на собственном сайте. Вскоре в Москву вылетел первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, которому не удалось до Нового года убедить российских коллег в необходимости увеличить поставки российской нефти в Белоруссию по ценам значительно ниже, чем в другие страны. По итогам состоявшихся в Москве 27-28 декабря переговоров зампреды правительств России и Белоруссии согласовали объемы поставок российской нефти в Белоруссию в I квартале 2013 года в объеме 5,75 млн т, что составляет четверть от запроса официального Минска на 2013 год. Эксперты отметили: во-первых, годовой баланс всё-таки не подписан, а во-вторых, нет никаких гарантий того, что официальный Минск снова не нарушит взятые на себя обязательства по поставкам выработанных из российской нефти нефтепродуктов на российский рынок. Белорусские чиновники не согласны на уменьшение "интеграционного пряника", а российские чиновники утомлены рассказами о "белорусском экономическом чуде" и "стабильности". По факту Россия недополучает доходы от экспорта нефти, а Белоруссия зарабатывает на экспорте "растворителей" и нефтепродуктов, выработанных из "интеграционной" российской нефти. Нефтепродукты являются основной статьёй белорусского экспорта, причём добываемую у себя нефть Белоруссия экспортирует в сыром виде в ЕС. Собственное потребление Белоруссии оценивается МИД РФ в 7-8 млн т (данные, озвученные послом РФ А.Суриковым 19 декабря на пресс-конференции в Минске). Очевидно: почти 2/3 российской сырой нефти Белоруссия планирует переработать в нефтепродукты и экспортировать на рынки стран Евросоюза и Украины. Следует также учесть, что Белоруссия импортирует и российские нефтепродукты. В 2012 году республика закупила российских светлых нефтепродуктов почти в 4 раза больше, чем в 2011 году. Нефтехимия сыграла ключевую роль в почти двукратном превышении прироста экспорта товаров и услуг к прогнозным показателям на 2012 год. Почему руководство РФ до сих пор не озадачило работающие на собственном рынке отечественные и зарубежные компании инвестировать в глубокую нефтепереработку - вопрос, в данном случае, второй. Важно то, что и в Москве, и в Минске прекрасно осознают ценность Союзного государства и Таможенного союза, а также ЕЭП и реализуемого Владимиром Путиным курса на создание Евразийского союза. Эта ценность имеет вполне конкретное выражение в миллиардах долларов, пополняющих госбюджет Белоруссии и счета тех, кому разрешили "заниматься" нефтяным бизнесом на территории Белоруссии, а также белорусских бюджетников, получающих зарплату в заведениях типа "Институт истории Национальной академии наук Беларуси". С поставками российского газа в Белоруссию ситуация сложилась гораздо благополучнее, чем с поставками нефти и нефтепродуктов. В 2012 году российский газ обходился Белоруссии примерно в $ 165,6 за 1 тыс кубометров - такой цены "Газпром" не предлагал ни одному из своих зарубежных клиентов. В ходе состоявшегося 22 ноября визита в Минск Алексей Миллер заявил о том, что в течение 5 лет "Газпром" увеличит на 30% транзит газа через территорию Белоруссии и направит в экономику республики около $ 3 млрд инвестиций. Накануне Нового года президент России подписал принятый парламентом закон о ратификации межправительственного российско-белорусского соглашения по поставкам российского газа в Белоруссию и транзите через её территорию. Согласно договорённостям, "Газпром" транзитирует через принадлежащий ему "Белтрансгаз" до 60 млрд кубометров газа, что на 34,8% больше объёма транзита в 2012 году. Согласно договорённости, формула цены для Белоруссии привязана к цене для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа. В итоге в 2013 году Белоруссия получит российский газ по цене $ 166, в 2014 году - по цене $ 178, в 2015 году - по цене около $ 200. "Утечка мозгов" и рабочих рук стала хронической проблемой Белоруссии, особенно обострившейся в кризисный 2011 год. Первоначально власти Белоруссии пытались не замечать проблему, затем - обещать кратное повышение зарплат, после этого - угрожать санкциями "летунам" и, наконец, делать вид, что ничего страшного не происходит. Выступая 21 декабря перед студентами, Александр Лукашенко заявил, что начался отток белорусских "гастарбайтеров" с российских строек - строители возвращаются в Белоруссию, где их ждут семьи и повышение зарплат. До этого, 13 сентября, министр образования Белоруссии Сергей Маскевич, находясь с официальным визитом в Таджикистане заявил, что "в случае наличия специальностей мы можем обеспечить таджикских трудовых мигрантов высокой заработной платой, местом проживания и другими условиями". Консультанты правительства Белоруссии наверняка понимают, что рынок республики несопоставим с российским, платежеспособный спрос в Белоруссии и России также сильно отличаются, как и обеспеченность ресурсами, как и способность защищать свои интересы в системе международных отношений, а развитие и системное изложение таких идей неизбежно приводит к вопросу о смысле существования Республики Беларусь. В настоящее время в Белоруссии проживает около 9,4 млн чел - ежегодно республика теряет численность населения, сопоставимую с небольшим райцентром. Согласно переписи населения Белоруссии 2009 года, в республике насчитывалось из них около 5,8 млн чел трудоспособного возраста, однако точных сведений о занятости примерно 2,5 млн нет. Официальная безработица (зарегистрированная, с постановкой на учёт в госорганизациях) заявлена на уровне 0,6% от общей численности экономически активного населения. Около 0,5 млн являются учащимися различных учебных заведений, некоторая часть может относить себя к категории домохозяек. Около 2 млн белорусов могут трудиться нелегально в Белоруссии и за рубежом. Причём работать на зарубежные компании многие белорусы научились не выходя из дому и даже числясь работниками белорусских организаций. По неофициальным и весьма приблизительным оценкам в России могут работать от 0,6 до 1,4 млн белорусов. По мнению представителя Международной организации по миграции (МОМ) в Белоруссии Натальи Жак, в 2012 году за рубежом работало 0,8-1,2 млн граждан республики трудоспособного возраста. Белоруссия не стала счастливым исключением из общего правила постсоветских образований - аналогичная ситуация наблюдается в республиках Прибалтики, где зарплаты заметно выше, но большинство молодёжи "проголосовало ногами" за жизнь (и работу) в других, более благополучных странах. Точно так же, как белорусы мигрируют в Россию, латыши выезжают в Западную Европу и, в лучшем случае, изредка возвращаются. На протяжении 2012 года производительность труда значительно (примерно в полтора раза) отставала от роста доходов - несмотря на регулярные заявления о недопустимости такой практики со стороны Александра Лукашенко, Михаила Мясниковича и чиновников рангами ниже. По отдельным отраслям производительность труда в Белоруссии отстаёт от стран ЕС в несколько раз (например, в строительстве). Увеличение денежных выплат из незаработанных денег происходило на фоне директивного указания - обеспечить к концу года уровень средней зарплаты по республике в $ 500, и данная практика воспринималось в обществе как вполне нормальное явление. Белорусы уже привыкли к тому, что госуправленцы регулярно проверяют на прочность фундаментальные законы экономической теории, компенсируя свои неудачи из кармана обывателя. К счастью для большинства, 2013 год был встречен без "новогодней девальвации". Сокращение положительного сальдо внешней торговли (в частности, - товарами) отмечено с конца лета 2012 года и, по мнению экспертов, напрямую связано с ликвидацией "растворительно-разбавительной схемы". Прибыли Белоруссии от преференций в торговле с РФ и поставок российских товаров (прежде всего - углеводородов) по льготным ценам оценивается примерно в $6-7 млрд, однако потребности республики в притоке валюты гораздо больше при весьма ограниченных возможностях. Представители официального Минска дали понять, что поиск альтернативы "растворителям" будет продолжен. Сокращение доходов от "растворительно-разбавительной схемы", конъюнктура цен на внешних рынках, рост необеспеченной денежной массы и ряд других факторов повлияли на курс белорусского рубля: во II полугодии активизировался спрос на инвалюту как со стороны физлиц, так и юрлиц, который с августа усилился. Тем не менее, по итогам 2012 года курс белорусского рубля к доллару США не перешагнул отметку в 9 тыс. Интеграционные преференции, находчивость чиновников и стимулирование ими экспорта при наращивании объёмов производства сказались на показателях внешнеэкономической деятельности. По итогам января-ноября 2012 года Белоруссия нарастила объем внешней торговли товарами до $ 84,8 млрд - на 7,5% больше января-ноября 2011 года. Белорусский экспорт вырос на 13,4% до $ 42,5 млрд, а импорт - на 2,2% до $ 42,3 млрд. Товарооборот Белоруссии со странами Таможенного союза вырос на 11%, со странами ЕС - на 15%, при этом в денежном выражении товарооборот с ТС почти в 2 раза превышает с ЕС, а экспорт Белоруссии в ЕС почти на $ 1 млрд превысил экспорт в ТС. За 11 месяцев существенно увеличился госдолг Белоруссии: по состоянию на 1 декабря 2012 года он составил $ 14,3 млрд (122,8 трлн белорусских рублей), из которых на внешний госдлог пришлось $ 12,1 млрд (при установленном лимите $ 14,3 млрд). Увеличение внешнего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено, согласно пояснению Минфина, "привлечением кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая". Китайские банки выдавали "связанные" кредиты, тогда как Антикризисный фонд ЕврАзЭС выделил средства на пополнение золотовалютных резервов Нацбанка. На конец 2012 года золотовалютные резервы Национального банка Белоруссии составили $ 8,095 млрд в определении ССРД МВФ, а в национальном определении (учитывающем менее ликвидные активы) составили $ 8,7631 млрд; к концу 2012 года золотой запас Белоруссии составил 32 т. Годом ранее, по состоянию на 1 января 2012 года ЗВР Белоруссии, рассчитанные по методологии МВФ, составили $ 7915,9 млн, а в национальном исчислении составили $ 9387,2 млн. Таким образом за 2012 год, несмотря на приток средств АКФ ЕврАзЭС, доходы от приватизации и из иных источников, золотовалютные резервы Белоруссии существенно не возросли. С 2011 года Белоруссия получила три транша из стабилизационного кредита АКФ ЕврАзЭС объёмом $ 3 млрд, в т.ч. один - в июне 2012 года. Согласно утверждённому графику, в 2012 году республика должна была получить два транша. В ходе состоявшегося в Минске 7 декабря 2012 года 8-го заседания Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС было принято решение о предоставлении Белоруссии четвертого транша кредита в объёме $ 440 млн. По состоянию на 26 декабря, сообщила председатель правления Нацбанка Белоруссии Надежда Ермакова, четвёртый транш не поступил. В свою очередь власти Белоруссии, ранее обязавшись выполнить рекомендации кредитора, не выполнили их в полном объёме. Тем не менее, руководство России решило продолжить финансовую поддержку официального Минска, тогда как МВФ отказался даже рассматривать заявку властей Белоруссии раньше, чем увидит практические шаги потенциального кредитополучателя в реализации стратегии либерализации. Стоит отметить, что условия кредитования у АКФ ЕврАзЭС и МВФ в значительной степени совпадают, однако Россия является основным донором АКФ ЕврАзЭС и из политических соображений она настояла на продолжении кредитования Белоруссии. Также стоит отметить, что в "политизированном подходе" к вопросу кредитования Белоруссии официальный Минск в лице Александра Лукашенко, Надежды Ермаковой и других чиновников обвиняет именно Международный валютный фонд. Альтернативой кредитам МВФ являются средства, привлекаемые правительством Белоруссии через гособлигации, размещенные на азиатских и европейских рынках (России, Гонконге, Сингапуре). Учитывая риски, заинтересованность в белорусских ценных бумагах проявляют компании, готовые к рискам за вознаграждение значительно большеее, чем МВФ. Доверие к национальной финансовой системе в значительной степени подорвано, вследствие чего власти Белоруссии пошли на радикальные меры и запретили юрлицам и физлицам держать средства в зарубежных банках, а также потребовали ускорить возврат средств из-за рубежа от экспортёров, что, впрочем, не оказало существенного влияния на приток капитала в республику. На фоне дефицита ПИИ и вывоза капитала власти Белоруссии сделали ставку на зарубежные госинвестиции, призванные содействовать плану "модернизации сверху". Ярким примером стало создание китайско-белорусского индустриального парка в Смолевичском районе Минской области, подкреплённого различного рода двусторонними соглашениями и указом Александра Лукашенко № 253 от 5 июня 2012 года "О Китайско-Белорусском индустриальном парке". По заверению властей Белоруссии, крупнейшие компании мира готовы направить в парк свои капиталы, технологии и оборудование, что создаст новые рабочие места, позволит нарастить экспорт высокотехнологичных товаров и услуг, повысить статус Белоруссии в регионе. Ряд приближенных к властям Белоруссии политологов настойчиво рекомендуют российским госкорпорациям и негосударственным компаниям инвестировать в Китайско-белорусский индустриальный парк. Помимо данного проекта, правительство Китая поддерживает "связанное" кредитование Белоруссии, благодаря чему на ряде белорусских предприятий было обновлено оборудование за счёт поставок из КНР. В частности, госмонополист "Белорусская железная дорога" получил новые тепловозы китайского производства. Официальный Минск намерен освоить в ближайшей перспективе китайские кредиты в объёме около $ 30 млрд. По состоянию на октябрь 2012 года стоимость белорусско-китайских контрактов оценивалась в $ 16 млрд, а двусторонний товарооборот за три квартала превысил $ 2 млрд. Еще одним примером успешной работы с госбанками и госкорпорациями является строительств БелАЭС в Гродненской области Белоруссии. АЭС строится по российскому проекту АЭС-2006 поколения "3+", разработанному ОАО "Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Атомэнергопроект" (входит в российскую госкорпорацию "Росатом"). Генеральный контракт на сооружение БелАЭС был заключен 18 июля 2012 года по итогам переговоров правительственных делегаций с участием премьер-министров Белоруссии и России - Михаила Мясниковича и Дмитрия Медведева. Российские специалисты построят "под ключ" два энергоблока атомной электростанции общей мощностью 2400 (2х1200) МВт с реакторной установкой В-491. Ввод в эксплуатацию первого блока запланирован на ноябрь 2018 года, второго энергоблока - на июль 2020 года. Генподрядчиком сооружения и генеральным проектировщиком БелАЭС является российская компания ОАО "НИАЭП" - ЗАО "Атомстройэкспорт" (в подчинении российской госкорпорации "Росатом"). При выходе на проектную мощность оба энергоблока БелАЭС смогут выдавать ежегодно 17,74 млрд кВт.ч. электроэнергии, себестоимость которой составит $ 0,421 за один киловатт/час. Срок эксплуатации БелАЭС составит 60 лет, из которых 18,5 лет уйдут на окупаемость проекта. Строительство БелАЭС финансируется из российского кредита объёмом $ 10 млрд. Официальный Минск придаёт очень большое значение данному проекту, видя в нём залог "энергетической независимости" от России и источник валютной прибыли от экспорта электроэнергии в соседние страны Европейского союза. Александр Лукашенко 9 августа заложил капсулу на площадке строительства БелАЭС. На протяжении года он неоднократно заявлял о том, что желает видеть в Белоруссии не одну атомную станцию. К обсуждению данных амбициозных планов приглашены компании из Японии и России, однако заинтересованность выказала лишь российская сторона. В частности, 12 декабря директор программ госкорпорации "Росатом" Сергей Бояркин заявил журналистам, что российская сторона готова построить еще два энергоблока в Белоруссии. Вскоре, 21 декабря Лукашенко назвал предполагаемое место строительства второй АЭС в Белоруссии, заявив: "Я бы хотел и вторую АЭС построить в Белоруссии, тем более, есть хорошая площадка на востоке страны". Возможно, речь идёт о первоначальной площадке, рассматривавшейся под строительство ныне строящейся БелАЭС, и второй объект будет ориентирован на нужды непосредственно Белоруссии, а мощности атомной электростанции в Гродненской области ("Островецкая площадка") предполагается переориентировать на экспорт в ЕС. Реализации данных проектов противится официальный Вильнюс, озвучивший идею строительства АЭС по проекту японской Hitachi в Висагинасе взамен закрытой по требованию Брюсселя Игналинской АЭС. Конкурентом БелАЭС и ВАЭС является Балтийская АЭС в Калининградской области, запуск первого энергоблока которой запланирован на 2016 год, а избыточные мощности ориентированы на рынки Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Швеции, а также Германии (по подводному кабелю параллельно газопроводу Nord Stream). Польша также намерена построить две атомные электростанции на севере страны. Против проекта ВАЭС на референдуме выступило около 62% граждан Литвы, что учла Hitachi, подписав недавно договор о строительстве АЭС в Великобритании. Следует также отметить, что руководство Евросоюза настаивает на закрытии старых ТЭЦ в Прибалтике, что еще больше осложнит ситуацию на региональном энергетическом рынке. Таким образом, у России и Белоруссии есть все шансы снять "сливки", первыми запустив АЭС в Калининградской и Гродненской областях. В 2012 году правительство Белоруссии продемонстрировало успехи в решении ряда отраслевых проблем, в т.ч. энергетики. Модернизация ТЭЦ и ГЭС с участием "связанных" китайских кредитов, строительство АЭС, энергосбережения и внедрения новых технологий позволила сократить расходы на импорт топлива и электроэнергии. Например, по официальным данным, за 11 месяцев 2012 года доля местных видов топлива в балансе котельно-печного топлива составила 25%. Повысилась энергоэффективность, степень рационального использования имеющихся в республике ресурсов. В 2012 году большое внимание руководство республики уделило развитию АПК, в частности - модернизации мясомолочной отрасли, реконструкции и строительству новых молочных ферм, племенному животноводству. По планам Совмина, в 2013 году экспорт сельхозпродукции и продовольствия составит около $ 5,7 млрд, при этом ставится задача углубления переработки производимой АПК продукции и освоения новых рынков сбыта. В настоящее время около 90% экспорт белорусского продовольствия приходится на российский рынок, вызывая недовольство российских бизнесменов. В значительной степени их обеспокоенность обоснована: АПК Белоруссии получает заметно большие дотации. Белоруссия импортирует продовольствие, пищевое сырьё и полуфабрикаты, но какая доля данного импорта реализуется на внутреннем рынке, а какая (даже в переработанном виде) - на российском, сказать трудно. В данном случае, как и с нефтепереработкой, возникает закономерный вопрос: почему правительство РФ не уделяет большего внимания поддержке сельского хозяйства, используя инструменты, апробированные в странах ВТО? По всей видимости, и ЕЭП и Евразийский союз будут представлять собой объединение разных экономических систем и, поэтому, конфликты будут неизбежными. В 2012 году российские производители и торговцы мясомолочной продукции поднимали вопросы о нарушении Белоруссией квот и демпинга на российском рынке. В свою очередь в Минске отмечали, что конфликтные ситуации будут урегулированы, а в целом жалобы российских бизнесменов на белорусских поставщиков демонстрирует преимущества "белорусской модели", в т.ч. в развитии сельского хозяйства и пищевой промышленности. Пресловутый "декрет о крепостном праве" поставил под сомнение преимущества "белорусской модели", в частности - правомерность использования в XXI веке в Европе специфических методов "модернизации сверху". Широкий резонанс не только в Белоруссии, но и далеко за её пределами вызвал подписанный 7 декабря президентский декрет №9 "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности". Целью документа является удержание рабочих на модернизируемых госпредприятиях. В одностороннем порядке с рабочими таких предприятий контракты продлеваются на максимальные сроки, с автоматическим продлением до окончания модернизация. Теоретически, работник может уволиться по состоянию здоровья (после врачебного заключения) или с одобрении руководителя областного исполкома ("губернатора"). Если же работник сбежит с предприятия и не трудоустроится, то его ждёт принудительное трудоустройство на это же предприятие с вычетом ранее выплаченных премиальных, а если трудоустроится на новом месте, то будет обязан возмещать сумму ежемесячных выплат из заработной платы, получаемой по новому месту работы. Независимые профсоюзы Белоруссии и России, а также ряд международных организаций осудили данный декрет и пригрозили поднять вопрос о применении к официальному Минску новых санкций. Ранее наступление на права независимых профсоюзов стоило Белоруссии лишения торговых преференций с Евросоюзом. Мнение юристов структур Союзного государства и ЕЭК по практике применения данного декрета неизвестно. Не добавило инвестиционной привлекательности "белорусской модели" еще одно резонансное событие - т.н. "кондитерский скандал". Александр Лукашенко 11 октября прибыл на кондитерскую фабрику "Коммунарка" и провел там совещание, в ходе которого распорядился ликвидировать наблюдательные советы и назначить новых директоров двух крупнейших кондитерских предприятий Белоруссии - СП ОАО "Спартак" и СОАО "Коммунарка". Крупный акционер фабрик "Коммунарка" и "Спартак" Марат Новиков на совещание не прибыл. По словам Лукашенко, "Новиков, он же Изя Сигизмундович, или как его" является уроженцем Белоруссии, проживающим в США, и другом главного редактора президентской газеты "Советская Белоруссия" Павла Якубовича. Новиков, отметил Лукашенко, установил контроль над белорусскими кондитерскими фабриками, "скупив за бутылку" их акции. В результате судебных решений акции были перераспределены в пользу государства, на кондитерские фабрики были назначены новые руководители, подконтрольные Новикову наблюдательные советы - распущены. "Огосударствление" кондитерских фабрик "Спартак" и "Коммунарка" в конце 2012 года напомнило о ситуации конца 2010 года, сложившейся в ЗАО "Холдинговая компания "Пинскдрев" после пожара в октябре того же года, приведшего к человеческим жертвам. Александр Лукашенко указом № 2 от 3 января 2011 года "О некоторых вопросах холдинга "Холдинговая компания "Пинскдрев" ввел "оперативное управление государства" над частным предприятием. Во исполнение документа госконцерн "Беллесбумпром" назначил нового руководителя "Пинскдрева", полномочия наблюдательного совета были досрочно прекращены. В случае с "кондитерским скандалом" позапрошлогодний опыт был учтён, формальные приличия были соблюдены, однако от этого гарантии частной собственности в Белоруссии не стали очевидно незыблемыми. Параметры прогноза социально-экономического развития Белоруссии на 2013 год были утверждены 25 сентября президентским указом № 418: ВВП увеличится на 8,5%, производительность труда (по ВВП) - на 9,3%, экспорт товаров и услуг - на 15,2%, сальдо внешней торговли товарами и услугами составит вырастет на 0,7% к ВВП, энергоемкость ВВП снизится на 7%, прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе будет привлечено в объеме $ 4,5 млрд, ввод в эксплуатацию жилья составит 6,5 млн кв.м. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5% к уровню 2012 года. Ранее руководство Белоруссии заявляло, что к концу 2012 года средняя зарплата по республике достигнет $ 500, а к концу 2013 года - $ 600. Минфин РБ прогнозирует в 2013 году внешний госдолг на уровне 21,1% ВВП. К 2015 году, по планам Совмина Белоруссии, экспорт товаров и услуг должен составить $ 65-66 млрд. К концу 2012 года актуализировалась проблема роста складских запасов, что, отчасти, объясняется вступлением России во Всемирную торговую организацию. В течение 2012 года официальный Минск неоднократно подтверждал намерение вступить в ВТО и, по мнению экспертов, Белоруссия станет полноправным членом данного объединения после Казахстана - последней из "интеграционной тройки". Также осенью 26 октября 2012 года Александр Лукашенко подписал ряд законов, включая закон о бюджете на 2013 год. Из утверждённого госбюджета Белоруссии на 2013 год видно, что "силовики" в процентном отношении получат гораздо больше, чем в "посткризисном" 2012 году. В 2013 году республиканским бюджетом по статье "Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь" предусмотрены расходы в 5 583 974 351,5 тыс. бел. рублей, на "Органы внутренних дел" (МВД) предусмотрено 4 131 227 366 тыс. бел. рублей, на "Органы государственной безопасности" (КГБ) предполагается выделить 776 450 501,3 тыс. бел. рублей, органы пограничной службы получат 921 775 334,3 тыс. бел. рублей, а органы и организации уголовно-исполнительной системы получат 962 398 471,8 тыс. бел. рублей. Совокупные расходы на обеспечение защиты от внутренних врагов значительно превышают расходы на защиту от врагов внешних. Выступая 11 сентября на совещании с участием представителей Совмина и Нацбанка, Лукашенко поставил задачу форсировать модернизацию госпредприятий, пополнять ЗВР, а также заявил о жизненной необходимости до конца пятилетки (к 2015 году) достичь выручки $ 60 на каждого занятого в экономике. Позже ряд утверждённых в президентских указах показателей и распоряжений нашли отражение в постановлениях Совмина. По заверению правительства Белоруссии, доступ к недорогим российским энергоресурсам позволит не повышать тарифы для белорусских предприятий. Согласно сообщению пресс-службы Совмина, выступая 2 февраля 2012 года на итоговой коллегии Минпрома, первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что энерготарифы для промышленности в 2012 году повышаться не будут. "Перспектива у нас такая: повышать не будем, может быть, еще и снизим после отопительного сезона тарифы на энергоносители", - сказал Семашко. Он отметил, что в 2012 году стоимость российского газа для Беларуси составляет $ 165,6 за 1 тыс.куб.м. - в два раза ниже, чем в прошлом. "В прошлом году мы имели $ 340 за 1 тыс.куб.м", - констатировал Семашко. По его мнению, в 2013 году, когда расчет цены будет производиться по установленной формуле, цена российского газа для Белоруссии снизится до $ 160 за 1 тыс.куб.м. "И тогда мы пойдем на снижение тарифов на энергоносители", - пообещал Семашко. Независимые эксперты усомнились в искренности обещаний первого зампреда правительства, а также полноте и точности приведённых им аргументов. Тем не менее, рост тарифов для промпредприятий действительно сдерживался (на уровне $ 275), тогда как для населения - увеличивался, что оправдывалось необходимостью ухода от перекрёстного субсидирования и сокращений дотаций населению. Достижение завышенных официальных прогнозов социально-экономического развития Белоруссии на 2013 год возможно, если руководству республики удастся существенно нарастить экспорт товаров и услуг (что позволяет сделать развитие ЕЭП), активизировать внутренний спрос (в т.ч. через необеспеченную эмиссию), изыскать схему получения дополнительных доходов типа "растворительно-разбавительной" схемы (что компенсирует необеспеченную эмиссию), привлечение большого объёма ПИИ (в т.ч. через приватизацию) или кредитов (гособлигации на $ 0,6 млрд с возможной допэмиссией и иные инструменты). Заявленный в 2013 году рост доходов населения (не только работников), как показала практика 2012 года и всего постсоветского периода, может осуществляться вне привязки к таким важнейшим показателям, как рост производительности труда. На сдерживание оттока квалифицированной рабочей силы, необходимой для "модернизации сверху", могут быть брошены средства, привлеченные за счёт роста внешнего госдолга. В нынешних условиях - это "короткие" кредиты под высокие проценты (примерно в два разы выше, чем у МВФ). Повышение зарплат и, в целом, социальных выплат, как показала практика постсоветского периода, сопровождается активным спросом на импортные товары и иностранную валюту. Основными потребителями импорта выступают отнюдь не обыватели, а промпредприятия, но огонь критики госагитпропа при этом направлен, в первую очередь, на "непатриотичных" граждан, предпочитающих не белорусский товар, а лучший по потребительско-стоимостным характеристикам. В недоверии к "зайчикам" и "белочкам" власти Белоруссии могут винить только себя: ни в одной стране мира Новый год не ассоциируется с девальвацией; трудно вспомнить страну, где в XXI веке курс национальной валюты за год рухнул почти в три раза, где национальная валюта столь стремительно теряла функцию денег. Девальвациями, за счёт граждан и предприятий чиновники решили часть проблем, которые сами же и породили, однако возвращение полного доверия к национальной валюте и инвестиционная привлекательность Белоруссии - это не то, чего следует ждать в 2013 году. Также не следует ждать сверхдоходов от экспорта калийных и азотных удобрений, металлов и изделий из них, доходов от приватизации и многомиллиардных ПИИ. В то же время нет оснований считать, что Китай откажет Белоруссии в "связанных кредитах", которые помогут китайским компаниям обеспечить сбыт своих товаров и услуг, а Белоруссии - увеличить внешний госдолг. По мнению экспертов, ОАО "Беларуськалий" останется полностью подконтрольным государству предприятием, шансы покупки хотя бы 25% акций солигорского комбината зарубежным инвестором (внутренние не рассматриваются) минимальны. Александр Лукашенко неоднократно выказывал свою позицию по вопросам приватизации, поэтому принадлежащие государству акции ОАО "Беларуськалий", СООО "МТС" (крупнейший белорусский оператор сотовой связи) и других потенциально привлекательных активов будут формально выставлены на торги для того, чтобы демонстрировать готовность к приватизации как таковой, торговаться ради самого процесса торга без цели продать. С 1 января 2012 года заработало Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, годом ранее объединившихся в рамках Таможенного союза. Не все механизмы ЕЭП заработали в полную меру, однако достигнутый уровень интеграции дал ощутимые результаты для каждой из стран: вырос товарооборот, упрощены условия передвижения товаров, капиталов, рабочей силы и т.д. К 2015 году, заверили руководители трёх постсоветских республик, будет построен Евразийский союз России, Белоруссии и Казахстана. Все три интеграционных образования являются привлекательными не только для постсоветских республик, но и стран дальнего зарубежья, в числе которых - Вьетнам, намеренный развивать торговые отношение через ЗСТ с "интеграционной тройкой". Евразийский союз должен заработать с января 2015 года. В том же году в Белоруссии должны состояться президентские выборы.
Источник: regnum.by.
Рейтинг публикации:
|