Бостон. 20 декабря. FINMARKET.RU - Если пациент уже сошел с ума, не стоит усугублять его состояние, рассказывая о неизлечимости болезни и близости конца. Это правило относится и к тем, кто сегодня берется рассуждать о состоянии экономики и предсказывать ее будущее, убеждает коллег и наблюдателей американский экономист и профессор Бостонского университета Лоуренс Котликофф.
Убедить корпорации и людей в том, что кризис неминуем, гораздо проще, чем скажется. Неосторожные слова могут привести к реальным действиям участников экономической деятельности, которые, в конечном счете, и приведут к затяжной рецессии.
Экономисты и политики так ждали в 2008 году финансовый кризис, что он просто не мог не случится. Теперь они носятся с новой страшилкой - "бюджетным обрывом" США. Официально под этим термином принято понимать резкое сокращение расходов и отмену налоговых льгот, которые позволят сократить дефицит бюджета и, в перспективе - госдолг, но ввергнут страну в глубокую рецессию.
Как довести экономику до истерики
Представьте себе, что вы - работодатель. Каждый день вы слышите одну и туже фразу: "экономика вот-вот рухнет с "бюджетного обрыва", рост налогов и сокращение расходов общим объемом $600 млрд просто убьет экономику". Об этом говорят все: политики, СМИ, экономисты, ФРС, Бюджетное управление Конгресса, МВФ. Должно быть, это правда. Конечно, теоретически республиканцы и демократы могут договориться и спасти мир. Но вы-то знаете, что эти ребята никогда не договариваются, а до экономического конца света - 1 января - всего несколько недель.
Что вы делаете в такой ситуации? Ждете, когда ваши клиенты исчезнут, а они обязательно это сделают, или пытаетесь сыграть на опережение и начинаете увольнять сотрудников, или, по крайней мере, просто не нанимать?
Если вы выбрали второе, то дурное экономическое пророчество тут же начинает сбываться. Другие компании констатирует снижение спроса на свои товары, ведь ваши бывшие и потенциальные работники не могут позволить себе быть расточительными. И делают то же самое, что и вы - сокращают своих сотрудников. И вот уже и у вас меньше клиентов и, кажется, что все эксперты были правы.
Чтобы сойти с ума, объективных причин не нужно
Экономисты используют разные выражения для того, чтобы описать способность экономики впадать в бред и неожиданно сокращаться, не основываясь ни на чем, кроме слухов. Среди популярных терминов "солнечное равновесие", "множественное равновесие", "провал координации" и даже "стадный инстинкт" - все они на самом деле обозначают то, что, как говорил Франклин Рузвельт, пугает нас больше всего - страх сам по себе.
В книге "Истерическая экономика" Котликоффа как раз описана эта проблема, которая строится на трех простых суждениях:
- Экономика может сходить с ума.
- Чтобы сойти с ума, ей не нужно каких-то объективных причин.
- Ощущение уверенности - это ценный общественный товар.
Экономика определенно сошла с ума в 2008 году. В развитом мире примерно 27 крупных финансовых компаний оказались на грани жизни и смерти. Но лишь одна из них - Lehman Brothers - действительно исчезла. При этом не произошло реальной смерти или потери физической собственности, но банкротство Lehman вызвало панику в умах многих людей, особенно лидеров в Вашингтоне.
Как-то президент Джордж Буш сказал об экономике: "Эта дура собирается взорваться". И, конечно, этого было достаточно, чтобы она действительно взорвалась: работодатели тут же попытались сыграть на опережение, уволив 8,5 млн человек за 19 месяцев.
Если бы они уволили 8,5 млн человек на следующий день после банкротства Lehman, все бы поняли, что это скоординированная паника. Но паника росла постепенно, пока все больше "экспертов" и "лидеров" продолжали рассуждать о новой "Великой депрессии" - эти два слова были самыми популярными запросами в Google в течение многих месяцев после кончины Lehman.
"Бюджетный обрыв" - новый повод для массой паники
Сегодня мы набираем в поиске Google "fiscal cliff" - эти два слова связал вместе глава ФРС Бен Бернанке. Fiscal cliff ("бюджетный обрыв") приводит в панику население и оправдывает затягивание решения вопроса огромных долгов США. Но давайте будем честными, несмотря на массовый психоз, экономика не развалится, если дефицит бюджета упадет с 7% ВВП до 3% ВВП. Правительство США существовало с таким дефицитом большую часть послевоенной эпохи, и экономические небеса на рухнули на землю.
Возвращение к дефициту в 3% ВВП - не причина сходить с ума. Настоящий повод для сумасшествия - то, что стране нужен профицит бюджета в 5% ВВП, чтобы обеспечить реализацию масштабных социальных программ - Social Security (социальное страхование для пожилых), Medicare (программа медицинского страхования для пожилых) и Medicaid (программа медицинского страхования для бедных).
Есть и другие прогнозируемые расходы, рост которых плохо сочетается с низкой налоговой нагрузкой, - честно говоря, все это вместе грозит уже не "бюджетным обрывом" а бюджетной пропастью. Бюджетный разрыв между текущей стоимостью всех будущих расходов и всех будущих доходов сейчас равен $222 трлн.
Бюджетная пропасть продолжает расти колоссальными темпами, только за прошлый год увеличившись на $11 трлн. Поэтому если мы хотим паниковать, давайте паниковать по реальному поводу. И этот повод - не "бюджетный повод".
США нужен лидер, а не психопат
Конечно, США сегодня нужна не паника, а настоящие лидеры. Президент и другие политики должны перестать пугать население, ведь их речи только координируют всеобщие ожидания рецессии, тем самым увеличивая вероятность того, что она произойдет. Две три общества убеждены, что экономика столкнется с масштабными проблемами уже 1 января. Корпорации США уже активно сокращают инвестиции и найм сотрудников.
Если Конгресс так и не сможет выйти из тупика (а это весьма вероятно), и рецессия все же начнется, обе партии сразу заявят: "А мы вас предупреждали".
Но они так и не поймут, что главной причиной рецессии стали они сами, не предприняв никаких попыток привести бюджет в порядок. Американская экономика и так достаточно безумна, ей не нужны истеричные лидеры, которые продолжают сводить ее с ума.