Япония прошерстит Центральную Азию в поисках полезных ископаемых
Роман Музалевски
10 ноября 2012 года Япония анонсировала выделение 700 млн долларов США богатым на полезные ископаемые центральноазиатским странам для проведения геологической разведки и добычи нефти, газа и редкоземельных элементов (РЗЭ). Произошло это во время четвертой встречи министров иностранных дел стран группы «Центральная Азия и Япония», которая была образована в 2004 году для развития торговли и поддержания безопасности в Евразии. Участники встречи обсуждали в основном пути расширения внутрирегионального сотрудничества в сферах торговли, инвестиций и безопасности.
Уровень озвученных финансовых обязательств впечатляет и указывает на растущий интерес Японии в обеспечении своего долгосрочного стратегического присутствия и обеспечения безопасности в богатом полезными ископаемыми Центрально-Азиатском регионе на фоне все возрастающей напряженности в отношениях с Китаем и перед выведением коалиционных сил из охваченного войной Афганистана. Центральная Азия становится центром концентрации усилий Японии по решению вопросов доступа к стратегическим природным ресурсам, обеспечению региональной безопасности, а также сдерживания экспансии Китая на рынках РЗЭ.
Япония рассматривает заявленый финансовый вклад в качестве инструмента, облегчающего исполнение её существующих и будущих экономических планов в Центральной Азии. Так в Казахстане японские компании инвестировали в месторождение Кашаган в районе Каспия. Также японцев очень интересует сотрудничество с казахами в сфере ядерной энергетики, особенно учитывая тот факт, что Казахстан в 2009 году стал крупнейшим в мире производителем урана.
Японские компании Sumitomo Shoji и Kepko совместно с казахским Казатомпромом разрабатывают урановое месторождение Западный Мункудук, эксплуатация которого, как это планировалось в 2010 году, должна былы закрыть до 10% годовой потребности Японии в уране. Также эти японские корпорации принимали участие в строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих заводов в Узбекистане.
Вопрос доступа к природным ресурсам является одним из ключевых для Токио. Япония, как известно, сильно зависит от импорта стратегических ресурсов из других стран, в том числе из Китая, который известен своей репутацией ненасытного поглотителя ресурсов, стратегия скупки которых по всему миру стала почти что его национальной идеей. Особенно это касается импорта РЗЭ, имеющих решающее значение для японской индустрии высоких технологий и её способности конкурировать на глобальных высокотехнологичных рынках. Любые ощутимые нарушения в поставках РЗЭ могут основательно навредить высокотехнологичной промышленности Японии.
Редкоземельные элементы используются в гражданских и военных целях при производстве таких товаров, как компьютеры, гибридные автомобили, смартфоны, танки, высокоточные боеприпасы, радары, ракеты и проч.
Поэтому, наверное, не случайно Япония объявила о вложениях в Центральную Азию суммы практически равной стоимости импорта РЗЭ из Китая, утраченного в результате вновь возникшей напряженности по поводу спорных островов Сэнкаку/Дяоюйдао. Экспорт РЗЭ из Китая в Японию снизился в этом году на 11,5%, что как раз составляет $702 млн. Снижение экспорта объясняется осторожным подходом Пекина к эксплуатации своих стратегических ресурсов, ограничением экспорта в связи с опасениями по поводу перепроизводства и его воздействия на окружающую среду, а также и возросшим напряжением в отношениях с Японией по поводу пресловутых спорных островов.
Треть разведанных в мире запасов РЗЭ сосредоточена в Китае, который экспортирует до 95% от их потребления в мире. Китай также использует 4/5 добычи для удовлетворения собственных нужд и, как сообщается, готовится стать импортером РЗЭ в 2014 году. До ссоры с Пекином Токио получал из Китая до 90% своих потребностей в РЗЭ.
В 2010 году Пекин уменьшил квоты экспорта своиз РЗЭ на целых 40%, ссылаясь на сверхэксплуатацию своих месторождений. Последствия территориального спора между Токио и Пекином, приведшие к снижению экспорта из Китая в Японию, и побудили последнюю внимательнее присмотреться к Центральной Азии в целях обеспечения себя редкоземельными элементами.
Потому Япония и объявила о планах довести долю импорта РЗЭ из других стран до 50% к 2013 году, не полагаясь более на Китай. Япония рассматривает богатые редкоземельными элементами и энергетическими ресурсами страны Центральной Азии в качестве важнейших стратегических партнеров.
В декабре этого года совместная казахстанско-японская компания Summit Atom Rare Earth Company (SARECO) планирует начать добычу РЗЭ в Степногорске. Производство запланировано на уровне 1 500 тонн РЗЭ в год, что эквивалентно 7,5% годового потребления Японии. До 2017 года планируется расширить производство до 6 000 тонн в год.
«Это знаковый совместный проект Японии и Казахстана», — заявил заместитель японского министра экономики, торговли и промышленности Йосуке Кондо.
Япония также надеется, что сможет импортировать до 20 тонн диспрозия в год, что удовлетворяло бы 3% спроса Японии на этот редкий элемент. Страны Центральной Азии богаты на большие залежи урановой руды, в выработке которой содержатся такие редкоземельные элементы, как диспрозий и неодим.
Все же, японские фирмы ждут и некоторые осложнения. Среди них – технологические барьеры и отсутствие нормативных актов, необходимых для эффективной и экологически чистой добычи. Япония также, скорее всего, столкнется с жесткой конкуренцией в борьбе за ресурсы этого региона.
Когда страны региона откроют доступ к своим месторождениям для китайских фирм, особенно, учитывая планы Китая стать импортером РЗЭ – это только вопрос времени. Китай уже вот-вот начнет импортировать РЗЭ из Вьетнама и активно готовится к экспансии на центральноазиатские рынки, что вполне отвечает его стратегии расширения экономического присутствия в регионе, а также – потребностям его огромного энергетического сектора.
Расширяя свой доступ к энергоресурсам и другим полезным ископаемым Центральной Азии, Япония сможет снизить зависимость от Китая в импорте стратегически важного сырья для своей высокотехнологичной обрабатывающей промышленности и способствовать безопасности в Центральной Азии и стабилизации в Афганистане.
Она также станет более весомым игроком в Центрально-Азиатском регионе, где ей неизбежно придется конкурировать и сотрудничать с такими странами, как Россия, Китай, Индия, Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, Турция, Иран и Пакистан, каждая из которых имеет свои собственные долгосрочные экономические и политические интересы в Евразии.
Автор: Роман Музалевски
Источник: Asia Times Online, перевод Сергея Одарыча, «Хвиля» Источник: hvylya.org.
Рейтинг публикации:
|