Кризис – это нечто, связанное с достаточно глубинными обстоятельствами
Все названные цели вполне разумны и реально нужны (в связи с началом председательства России в «Группе двадцати» Владимир Путин сделал заявление о мерах стимулирования экономического роста. – Прим. KM.RU). Но в то же время совершенно ясно, что они недостаточны для решения задач, стоящих перед миром.
Причины, которые привели к кризису, не только не решены, но и толком не осознаны
Мы, как известно, переживаем кризис, а кризис – это нечто, связанное с достаточно глубинными обстоятельствами. Чем обстоятельства сложнее, тем кризис глубже и дольше. Сейчас не только не решены, но и толком не осознаны основные причины, которые привели к кризису. Эти причины не осознаны, потому что экономическая теория, ныне провозглашенная единственно правильной, просто не допускает обсуждения этих причин и их понимания.
В результате сейчас все еще продолжается вывод производства в регионы дешевой рабочей силы. Фактически это приводит к тому, что в регионах, так сказать, старого хозяйства большая часть народа пребывает фактически на положении безработных. Да, эту безработицу пока удается в какой-то мере маскировать оплатой заведомо никому не нужной работы, но от этого безработица не становится источником благ, а остается только их потребителем.
Все еще не найден иной источник развития хозяйства в целом, кроме непрерывного роста потребления чего угодно. А поскольку нужный для этого темп роста потребления уже давным-давно стал совершенно непомерным, то фактически производство развивается только безудержной кредитной экспансией. То, что сейчас ставка рефинансирования в основных экономических регионах уже близка к нулю, как раз показывает, что возможности кредитования исчерпаны, и в обозримом будущем явно не удастся наращивать потребление с прежней скоростью.
Собакой вертит даже не хвост, а репейник, прилипший к концу хвоста
Не преодолена явная избыточность финансового рынка, приводящая к тому, что собакой вертит даже не хвост, а репейник, прилипший к концу хвоста. Известно, что сейчас общая сумма товаров и услуг, официально обращающихся на мировом рынке, в сотни раз меньше общей суммы номинальных цен бумаг, обращающихся на рынке и обеспеченных этими товарами и услугами. Получается, что ценные бумаги оторвались от реального сектора. Все эти производные ценные бумаги изначально задуманы как средство страхования реальных дел, а сейчас получается, что это средство страхования само начинает трясти рынок с такой силой, что реальные потрясения на этом фоне выглядят мелочью.
Необходимо отбросить экономическую теорию, которая провозглашена единственно верной
То есть не изжита ни одна из причин, породивших нынешний кризис. Это значит, что от этих причин нам не избавиться, и они будут продолжаться и в дальнейшем – до тех пор, пока мы в них не разберемся. А для того, чтобы разобраться, необходимо, помимо всего прочего, отбросить напрочь ту экономическую теорию, которая по политическим соображениям провозглашена единственно верной и единственно приемлемой. До тех пор, пока нам велено считать эту теорию единственно верной, мы из кризиса не выберемся.
В этом плане возможны два варианта. Либо президент понимает все эти обстоятельства и говорит, по сути, о продолжении прежнего курса просто для того, чтобы не распугать всю «Большую двадцатку» заранее, а попытаться их чуть-чуть успокоить перед началом серьезных обсуждений. Тогда он прав. Либо не исключено, что президент надеется, что какие-то компромиссные меры смогут вытянуть хозяйство из провала. Я все-таки оптимист, и надеюсь, что Владимир Владимирович исходит из правила, провозглашенного великим дипломатом Талейраном: «Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли».
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 114
Рейтинг поста: