Офшорные отливы
Инфорграфика «2000»
Ярослав ДМИТРЕНКО
За годы независимости из Украины выведено около $200 млрд. Не все они безвозвратно потеряны. В зависимости от политической конъюнктуры или прихотей владельцев часть денег регулярно реинвестируется в экономику через компании, зарегистрированные в офшорных зонах или странах с льготным режимом налогообложения. Но то, что эти деньги могли бы заметно поправить состояние украинского здравоохранения, образования или социального обеспечения — это факт. На прошлой неделе подписано соглашение об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром, после чего чиновники заявили: крупнейшая офшорная дыра навсегда закрыта. «2000» выясняла, так ли это.
Откровенно незавидные перспективы наполнения доходной части государственного бюджета заставили власти активизировать борьбу с оттоком капиталов в страны с льготным налогообложением. Первым кандидатом на изменение режима взаимных инвестиций стал Кипр, куда, по оценкам отечественных финансистов, за 20 лет из Украины «утекло» не менее 80% выведенных из страны капиталов, т.е. порядка $160 млрд.
Министры финансов двух стран подписали новую конвенцию об избежании двойного налогообложения между Украиной и Кипром, которая со следующего года должна заменить аналогичный документ, подписанный еще в 1982 г. в бытность СССР, а затем пролонгированный Украиной.
Однако бодрые комментарии отечественных чиновников насчет того, что самая крупная офшорная дыра на борту протекающего бюджетного судна по имени Украина заделана навсегда, не смогли скрыть тот факт, что, во-первых, согласно украинскому законодательству как раз Кипр офшором не считается. И по критериям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей более 30 ведущих стран, относится к «белым» низконалоговым юрисдикциям, применяющим налоговые стандарты ОЭСР и готовым мотивированно делиться информацией о своих «резидентах» со странами происхождения капиталов. Во-вторых, местное законодательство оставляет достаточно лазеек, чтобы деньги, сконцентрированные на счетах компаний, созданных украинскими бизнесменами на Кипре, смогли беспрепятственно направиться в другие налоговые гавани, где их хозяева продолжат пользоваться всеми прелестями глобального налогового рая. В Украине эти капиталы появятся не раньше, чем в стране будут созданы нормальные условия для бизнеса и инвестирования в высокодоходные отрасли экономики.
Рай времен развитого социализма
Сейчас уже трудно понять, какими соображениями руководствовались в СССР, подписав три десятилетия назад соглашение, позволявшее компаниям с Кипра вести бизнес в Союзе, не уплачивая налоги в стране развитого социализма. Согласно расхожему мнению через эту страну финансировались внешнеторговые операции советских предприятий за рубежом, завозился ширпотреб и продовольствие, а под занавес существования Союза партийные боссы смогли приобретать недвижимость за рубежом и проворачивать тайные сделки со своими новыми бизнес-партнерами. Но уже в 90-х с появлением на постсоветском пространстве крупного частного капитала регистрация фирмы на Кипре давала бизнесу ряд неоспоримых преимуществ, которых не имели менее продвинутые предприниматели-конкуренты.
Подписанная в 1982 г. СССР иКипром конвенция распространялась в Союзе на подоходный налог с иностранных юридических и физических лиц, сельскохозяйственный, земельный и налог с владельцев строений. На Кипре им соответствовали подоходный налог, налог на прирост стоимости имущества, специальный взнос в фонд помощи беженцам и налоги на недвижимость.
Действие соглашения не распространялось на некоторые виды краткосрочных проектно-конструкторских и строительно-монтажных работ, складские операции и маркетинговые услуги, зато под него подпадали платежи по авторским правам и лицензиям, в том числе за программное обеспечение и промышленные ноу-хау, дивиденды от акций и учредительских паев, проценты с банковских вкладов и долговых требований.
Эти условия определили характер участия офшоров с Кипра в постсоветской и, в частности, в украинской экономике. До сих пор «киприоты» участвуют во всевозможных торговых операциях. С целью вывода капитала посредник, зарегистрированный на Кипре отечественным трейдером, покупает товар с низкой маржой у своего украинского партнера и перепродает его с более высокой прибылью, оставляя себе разницу.
Затем на офшоры очень часто оформляются акции крупных промышленных предприятий и ежегодно платятся дивиденды от их деятельности, за которые в Украине не надо платить налог на прибыль. Наконец на владельцев таких компаний оформляют авторские права на полезные изобретения, к которым можно отнести даже технологию изготовления и форму водочной бутылки или упаковки конфет. Это также позволяет на вполне законных основаниях легализировать часть дохода.
Далее часть выведенных из страны средств может реинвестироваться обратно в производство.
Пребывая с визитом на Кипре 8—9 ноября, Виктор Янукович заявил, что на сегодняшний день зарегистрированные в этой стране компании инвестировали в украинскую экономику более $14,5 млрд., или около 30% общего объема прямых иностранных капиталовложений.
Однако большая часть выведенных из страны денег обратно все же не попадает. Об этом свидетельствуют будоражащие нервы западных обывателей запредельные по стоимости покупки недвижимости украинскими нуворишами в европейских столицах или приобретения отечественными олигархами зарубежных заводов, которые также финансируются через офшоры. Но давать этому явлению однозначно негативную оценку не хотелось бы, поскольку значительная часть этих денег, оказавшись в украинском бюджете, все равно была бы банально разворована другими ушлыми согражданами.
В общем, как говорят эксперты по налоговой оптимизации, сам по себе офшор ни плох, ни хорош. Моральным или аморальным его делают намерения собственников.
Тем более что и налоговые гавани как таковые — явление не новое. Еще до нашей эры Афинский морской союз стимулировал международную торговлю, создав на острове Делос первую зону свободной торговли для финикийских купцов.
В средние века к аналогичным мерам прибегали власти итальянских городов Триест, Ливорно или расположенного на территории современной Хорватии г.Шибеник.
ВXX в. притоку иностранных капиталов активно способствовали Швейцария, Нидерланды и особенно доминионы Британского Содружества, гарантируя их владельцам не только низкие ставки налогов, но и полную анонимность.
А к началу нынешнего века количество низконалоговых юрисдикций в разных странах и вовсе перевалило за 80. К разновидностям офшоров вполне можно отнести некоторые формы ведения бизнеса в Монголии или Калининградской области России, где налоговым кодексом установлены льготы для резидентов особой экономической зоны.
Как правило, в налоговых гаванях упрощена регистрация компаний, для чего необходимо уплатить символическую сумму и не обязательно указывать учредителей предприятия, занижена ставка подоходного налога и налога на прибыль, которые зачастую заменяются ежегодным сбором за перерегистрацию и содержание. При этом им запрещается заниматься бизнесом на территории страны регистрации, но поощряется трудоустройство местных жителей в качестве секретарей и обслуживающего персонала, ввоз автомобилей и других транспортных средств.
Однако решающее значение при выборе места юрисдикции для владельцев офшорных компаний все же имеет конфиденциальность и отсутствие валютного контроля. Как правило, выяснить, кто стоит за собственником той или иной офшорной компании, владеющей крупными активами в Украине или любой другой стране, практически невозможно, если только он сам не пожелает раскрыть карты.
Чтобы увеличить, кликните на изображение
Борьба с «серостью»
Правда, в последние годы, столкнувшись с дефицитом бюджета и подозревая, что через офшоры происходит глобальное отмывание средств, накопленных преступным путем, власти ведущих государств стараются вывести на чистую воду обладателей офшорных капиталов. В этом контексте хрестоматийным примером является покупка в 2008г. немецкими спецслужбами за 5млн.евро базы данных «дочки» крупнейшего банка Лихтенштейна— LGT. Эта операция позволила Германии вернуть полмиллиарда евро налогов. А такие страны, как США, Великобритания, Испания и другие регулярно отчитываются перед своими гражданами о возвращенных на родину финансах, исчисляющихся десятками миллиардов.
Действительно, с 2009 г. правительства и центробанки «большой двадцатки» (G-20) развернули масштабную охоту на капиталы своих состоятельных сограждан, припрятанные в офшорах. Следствием этого стала публикация ОЭСР перечня «белых», «серых» и «черных» офшоров, в которые заносят налоговые юрисдикции и финансовые центры в зависимости от стандартов налоговой отчетности и их готовности делиться информацией о владельцах вращающихся там капиталов.
В Европе в «серый» список попали Андорра, Гибралтар, Сан-Марино, Нидерланды, Монако и Лихтенштейн, а также финансовые образования в Австрии, Бельгии и Люксембурге. Там же находится большинство тропических островов вроде популярных среди украинских бизнесменов Британских Виргинских, Багам или Антигуа и Бардуда. Изначально список насчитывал 42 страны. Но затем Андорра переместилась к «белым», после того как заключила 17 договоров об избежании двойного налогообложения и согласилась предоставлять информацию о владельцах офшоров, если в запросе будет доказано, что через них отмываются средства, полученные преступным путем.
В «черном» списке — Коста-Рика, Филиппины, Уругвай и Лабуан (Малайзия), которые отказались признать стандарты ОЭСР.А еще три десятка низконалоговых юрисдикций согласились по требованию правоохранительных органов третьих стран оглашать учредителей, зарегистрированных там офшорных компаний, и были признаны «белыми».
В Украине список офшоров впервые обнародован распоряжением Кабмина №77-р от 24 февраля 2003г., неоднократно переутверждался и на сегодняшний день состоит из 36 юрисдикций. Из европейских стран там Андорра, Гибралтар и Монако. Кипра в нем никогда не было. Хотя на протяжении последних лет власти периодически грозились внести и эту страну в перечень офшоров. А не делали это лишь потому, что немало депутатов Верховной Рады ведут бизнес через офшоры.
Отсюда вывод — и нынешнее перезаключение конвенции между Украиной и Кипром ничего существенно не поменяет в отношениях крупного капитала и налоговой службы. Разве что сделает Кипр менее привлекательным для отечественного бизнеса. После подписания этого соглашения министр финансов Юрий Колобов заявил, что оно позволит дополнительно собирать в бюджет 1 млрд. грн. в год. Весьма скромное достижение, если принять во внимание, что ранее глава ГНС Александр Клименко заявлял: Украина ежегодно теряет на офшорных схемах порядка 100млрд.грн.
Однако некоторые изменения украинские владельцы кипрских офшоров все же заметят. Раньше из трех десятков государств, с которыми Украина заключила конвенции об избежании двойного налогообложения, только Кипр оставался страной, резиденты которой не платили налоги сразу по трем основным позициям — дивиденды, проценты и роялти. Но теперь при наличии доли в уставном фонде предприятия 20% или инвестиции в него от 100 тыс. евро им придется платить 5%-ный налог на дивиденды. Ставка роялти составит 10%, а налог на доход от долговых ценных бумаг — 2%. При этом нулевая ставка сохранена на налоги от отчуждения имущества, в том числе акции, пенсии и гонорары для менеджеров предприятий. Таким образом, ничто не помешает украинским бизнесменам переоформить на Кипре свои активы на другую компанию или продать, не уплатив при этом никаких налогов.
В связи с этим одни эксперты уже прогнозируют массовое бегство капиталов, выведенных из Украины в другие страны вроде Великобритании или Нидерландов. Другие говорят, что их прогнозы надуманны, а Кипр по-прежнему останется самой обжитой украинцами налоговой гаванью мира.
Но в любом случае офшоры никуда не денутся, пока с их деятельностью не решат покончить на самом верху глобальной финансовой пирамиды. Подобного еще не предвидится. Наверное, поэтому борьбу с офшорами некоторые остроумные бизнесмены окрестили борьбой с современными ветряными мельницами.
Ярослав ДМИТРЕНКО
Источник: 2000.net.ua.
Рейтинг публикации:
|