Мигель Хименес
Основные моменты:
• в результате кризиса страны, находящиеся на периферии зоны евро, теряют целое десятилетие;
• сокращения расходов замедляют экономический рост более, чем это предполагалось;
• «тревожно высокий» риск замедления развития мировой экономики, согласно МВФ;
• Испания оказалась в хвосте мировой экономики;
• МВФ опасается, что надбавка за риск в Испании поднимется до 750 пунктов;
• Драги утверждает, что единый контроль не будет установлен до 2014 года;
• Лагард преуменьшает разногласия с Германией по корректировкам бюджетных расходов.
Кристин Лагард и Вольфганг Шойбле беседуют во время заседания МВФ в Токио (Фото Issei Kato/Reuters)
Как сказано в одной японской поговорке, обещанными дровами дом не обогреешь. В сентябре председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги (Mario Draghi) бросил вызов этой народной мудрости. Он пообещал жечь дрова на рынках без ограничений, и все начали чувствовать тепло. Но те, кто должен идти по дрова, не решаются сделать это. Пожалуй, они играют с огнем.
На этой неделе в Японии директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард потребовала «срочных и решительных действий» в зоне евро — регионе, вызывающем наибольшее беспокойство в мировой экономике. И если бы он один! Экономисты МВФ нарисовали перспективу в духе апокалипсиса, которая ждет США, если не будет принят новый потолок госдолга или произойдет «фискальный обрыв», а это означает резкое сокращение расходов и повышение налогов, которое вступит в силу автоматически, если этому не воспрепятствует политическое соглашение. Япония переживает этап политической нестабильности и «прихрамывает» вот уже 20 лет (в этот период среднегодовой рост экономики страны составлял 0,8%, а инфляция, накопленная за все 20 лет, такая же, как в Испании за один только прошлый месяц — 0,7%).
Китаю не удается добиться того, чтобы внутренний спрос заменил экспорт, который сильно пострадал из-за резкого спада в развитых экономиках. Ввиду того, что в четырех главных экономиках мира сложилась такая ситуация, заключение главного экономиста МВФ Оливье Бланшара (Olivier Blanchard), сделанное на этой неделе на ежегодном совещании фонда: «риски серьезного замедления развития мировой экономики тревожно высоки», удивления не вызывает.
Специалисты МВФ еще надеются, что развивающимся странам удастся поддержать рост мировой экономики, но они осознают возможность распространения кризиса: «Замедление экономического роста и неуверенность, царящая в экономиках передовых стран мира, через торговые и финансовые каналы влияет на молодые и развивающиеся страны, что, в итоге, наносит удар по слабым местам этих стран». Бланшар указал на опыт 2009 года — года большого экономического спада, как пример того, как «внешняя торговля может оказаться удивительно мощным проводником кризиса».
Бланшар, спровоцировавший на этой неделе в Японии маленькое землетрясение своим исследованием о влиянии сокращений расходов на рост экономики (которое оказалось более серьезным, чем считалось в более ранних исследованиях), жалуется на то, что в мировой экономике царит «общее чувство неуверенности» и на то, что крайние риски, связанные с жизнеспособностью зоны евро или серьезными ошибками в бюджетной политике США, являются, по-прежнему, актуальными.
На этой неделе МВФ опять понизил свои прогнозы на рост экономики на текущий и будущий год, хотя прогнозы по росту мировой экономики, в целом, остались на уровне 3%. «Самым крупным изменением, произошедшим со времени весеннего совещания, стало то, что резкий спад затрагивает уже не только развитые экономики, но и рынки развивающихся стран, особенно в Азии», - подчеркнула Кристин Лагард со ссылкой на исследование.
Кроме того, МВФ исходит из предпосылок, которые некоторые частные аналитики считают не столь очевидными: что зона евро («эпицентр кризиса», по словам Лагард) быстро уладит свои проблемы, а США достигнут политического соглашения по «фискальному обрыву». Как признает сам МВФ: «Если какое-либо из этих критических предположений относительно политических решений не будет выполнено, то функционирование мировой экономики может резко ухудшиться».
Зона евро опасно близка к спаду
Риск заключается в следующем: существует один шанс из шести, что рост мировой экономики упадет ниже 2%, это предполагает спад в передовых экономиках и замедление роста экономики молодых и развивающихся стран. Только полгода назад МВФ заявлял, что это может произойти в одном случае из двадцати пяти. А для зоны евро, согласно модели мировой экономики МВФ, опасность начала рецессии уже достигает 85%. Другими словами, если всего лишь полгода назад шансы на рецессию составляли не более 50%, спад точно наступит. Фактически, хотя данные пока не известны, возможно, что третий квартал этого года (июль-сентябрь) окажется вторым кварталом подряд, который закончится падением внутреннего валового продукта (ВВП) в зоне евро. Следом идет Япония, с 30% вероятностью вхождения в рецессию до начала первого квартала будущего года, и США с более, чем 15%, в соответствии с оценками, приведенными в докладе МВФ «Перспективы мировой экономики».
Как говорится в докладе, «ключевым является вопрос о том, проходит ли мировая экономика зону еще одной турбулентности в рамках того, что рассматривалось как медленное и неровное восстановление, или же текущее замедление экономического роста носит долговременный характер».
Ключ к ответу на этот вопрос находится, прежде всего, в зоне евро. Лагард сообщила о том, что есть «хорошие и плохие новости». Хорошими новостями являются действия Европейского центрального банка (ЕЦБ) по выкупу долгов тех стран, которые обращаются к нему за помощью и подчиняются его условиям, а также вступление в силу Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ). Плохие новости — почти все остальные, как-то: посягательства на рынки периферийных стран, финансовая фрагментация, бегство капиталов, увеличение рецессии в тех странах, которым была оказана помощь, и периодические задержки с выполнением решений, включая необходимость утверждения каждой операции ЕСМ парламентами ряда стран. «Это компромисс между финансовой эффективностью и демократией», - подчеркнула Лагард. На одном из многочисленных мероприятий, проводившихся параллельно с совещанием МВФ в октябре в Токио, глава Банка Франции Кристиан Нуайе (Christian Noyer), разделил эту позицию: «Сейчас не время для демократии на рынках. Сомнения и промедления вызывают нервные расстройства, волатильность и беспокойство в рядах инвесторов». Но рынкам мало обещаний. Обещанные дрова дом не греют.
Большую часть похвал с этого совещания МВФ унесли центральные банки. ЕЦБ за свою программу выкупа европейских ценных бумаг, ФРС и Банк Японии за их политику стимулирования. «Центральные банки свою часть сделали. Теперь дело за правительствами», — заявил финансовый глава ВМФ, испанец Хосе Виньялс (José Viñals).
Виньялс подчеркнул, что рынки должны воспринимать покупку ЕЦБ ценных бумаг как реальную, а не виртуальную возможность. Инвесторы потеряют доверие, если страны, которые нуждаются в выкупе ценных бумаг, не заявят об этом, а те, которые должны утвердить выкуп, будут этому сопротивляться.
Между тем, углубление рецессии приговорило почти всю периферию Европы к потере десяти лет экономического роста. «Это не просто потерянное десятилетие — это десятилетие сокращений. Это болезненно, но необходимо», — заметил Петер Прет (Peter Praet), главный экономист ЕЦБ на мероприятии, посвященном 30-летию Института международных финансов, организации, лоббирующей создание единого мирового банка.
На этом же мероприятии вице-президент и управляющий банка Santander, Альфредо Саенс (Alfredo Sáenz), высоко оценил новый подход ЕЦБ к возможной покупке государственных ценных бумаг и заявил о том, что делает ставку на увеличение «евроинтеграции», «первым шагом к этому должен стать банковский союз». «Это основа для создания более сильной европейской экономики и более устойчивой банковской системы. У нас есть «дорожная карта», и мы должны начать двигаться по ней как можно скорее». Признав, что «болезнь Испании тяжела, но не смертельна», Саенс призвал отдать должное тем серьезным шагам, которые предпринимает испанская экономика для коррекции своего дисбаланса, в частности, процессу финансовой реструктуризации, по завершению которого «останется, вероятно, менее 10 крупных компаний, и система станет более устойчивой, эффективной и конкурентной».
МВФ усердно ратует за то, чтобы Европа двигалась в сторону создания банковского союза. Об этом сказал Бланшар, об этом сказал Виньялс, об этом сказала Лагард. Германия выказывает меньше энтузиазма по этому вопросу. Министр экономики Германии Вольфганг Шойбле также не очень обрадовался тезису МВФ о том, что сокращение расходов приносит больше вреда экономике, чем ранее предполагалось. Журналисты, сопровождавшие министра, рассказывают, что когда его вначале спросили, что он может сказать по этому поводу, его ответ был резким и категоричным: «Ничего». Далее министр пояснил свою позицию на примере: «Если вам нужно подняться на гору, а вы начинаете спускаться, то с каждым шагом гора будет все выше». С другой стороны, Шойбле попытался несколько преуменьшить важность кризиса в зоне евро. «Европа не является источником всех мировых проблем», — сказал он на общей встрече с Лагард.
США и Япония также в фокусе внимания
На самом деле, МВФ с этим согласен. Другим объектом пристального внимания являются США. Директор департамента бюджетно-финансовой политики МВФ Карло Котарелли (Carlo Cottarelli) ясно дал понять, что сокращение на 4% ВВП, которое повлечет за собой так называемый фискальный обрыв, приведет США к рецессии. И если повышение потолка долга не будет утверждено, положение даже ухудшится: «мать всех фискальных обрывов» с 8% корректировкой вынудит сократить дефицит сразу до нуля.
Согласно МВФ, Соединенным Штатам (как и Японии) необходимы реалистичные стратегии по сокращению долга в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Нет гарантий, что процентные ставки, по которым платят эти страны, будут держаться на таком же крайне низком уровне всегда. «Необходимость пролонгации госдолга еще очень высока и подвергает страны капризам финансовых рынков», — считает Котарелли. А так как у всех передовых стран огромные долги, это будет тормозить оздоровление.
«Возможно, самым главным препятствием для экономики развитых стран является тяжелое наследство в виде госдолга, в среднем, 110% ВВП, крупнейшего со времен Второй мировой войны», — заявила Лагард в пятницу, 12 октября. Таким образом, образуется заколдованный круг: при отсутствии экономического роста сократить госдолг невероятно сложно, а огромный долг препятствует этому росту.
К настоящему времени почти все упреки относятся к развитым странам. А развивающимся странам советуют не почивать на лаврах. «Я был бы рад, если такое сказали бы мне», — пошутил в Токио министр экономики Испании Луис де Гиндос (Luis de Guindos). По прогнозу роста ВВП на 2013 год, а точнее, его падения на 1,3%, Испания занимает предпоследнее место среди 188 стран-членов МВФ, хуже дела обстоят лишь у Греции.
Но следует также отметить, что как развитые, так и развивающиеся страны, как заявляла Лагард, все яснее начали видеть угрозу распространения кризиса в условиях непомерно глобализированной экономики, где падение потребления в Европе приводит к сокращению экспорта в Китае.
Прекратит ли кризис в развитых экономиках провоцировать мировой спад, зависит, во многом, от того, что сделают в ближайшие месяцы правительства стран Европы и США. Таково резюме диагноза, поставленного МВФ мировой экономике. «Выбор на сегодняшний день заключается в том, принимать ли необходимые и, вместе с тем, жесткие политические меры или еще раз отложить их в тщетной надежде на то, что время играет в нашу пользу, — говорит Виньялс. — Нет, оно играет против нас».
Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|