Госбанки готовы перезагрузить рынок ПИФов
Рынок коллективных частных инвестиций продолжает стагнировать. Управляющим компаниям не удается убедить потенциальных клиентов в том, что вложения в ПИФы (на длительный срок) в итоге оказываются прибыльнее, чем привычные банковские депозиты. Но возможно, уже в обозримом будущем ситуация изменится — рынком всерьез заинтересовались госбанки.
В середине октября стало известно, что Россельхозбанк, вторая после Сбербанка кредитная организация страны по числу отделений, планирует в ближайшее время создать собственную управляющую компанию. Документы на получение лицензии уже поданы в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). В первую очередь Россельхозбанк заинтересован в развитии розничных продуктов — доверительного управления и паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Реализовывать их планируется через всю филиальную сеть банка.
Напомним, что в начале года на этот рынок вышел другой потенциально очень сильный игрок — Сбербанк, который закрыл сделку по приобретению управляющей компании «Тройка Диалог». Сумма сделки составила 1 млрд долларов. Несмотря на то что розничные ПИФы Сбербанк начал предлагать населению еще в конце 2010 года, именно с покупкой «Тройки» его активность на этом рынке заметно возросла, а открытые ПИФы были переданы в управление приобретенной компании.
Пока все указывает на то, что интерес новых игроков к возможностям рынка доверительного управления будет расти, объемы рынка — увеличиваться. Население привыкло доверять госбанкам (в первую очередь Сбербанку), что позволяет им успешно продавать обывателям довольно сложные финансовые продукты. Правда, для этого банкам приходится ухудшать условия уже привычных для граждан инструментов (в частности, депозитов). Однако в отличие от депозитов вложения в фонды не гарантируют не только доходности, но и сохранности средств, что в случае потрясений на фондовых рынках немедленно приведет к проблемам социального характера.
Сложный пациент
В последнее время рынок финансовых колхозов (ПИФов) «не хоронил» только ленивый. «Отток средств из фондов равен 8 млрд рублей за период с августа 2010 года, или 2% от стоимости чистых активов (СЧА) фондов. Инвесторы не могут приспособиться к быстро меняющейся информации на рынках, да и информационный фон в СМИ не способствовал до самого последнего времени наращиванию инвестиций на сравнительно высоко рискованных сегментах рынка. Хотя вклады в отдельные ПИФы, например в фонды прямых инвестиций, сырьевого рынка, денежного рынка, рентные ПИФы, все же растут темпами, схожими или превышающими темпы роста депозитов. В этих секторах отмечается рост на 5%–10% и выше за указанный период. Хотя данная динамика развивалась при существенно более низкой ликвидности указанных вариантов вложений, при существенно меньшей их доле в ВВП и доходах населения, то есть в данном случае сказывается и низкая база расчетов», — рассуждает Александр Осин, главный экономист управляющей компании «Финам Менеджмент».
По данным Национальной лиги управляющих (НЛУ), к середине октября этого года СЧА всех существующих фондов составляет около 500 млрд рублей. Не слишком крупная сумма, если сравнить, например, с объемом депозитов населения в банках, превышающим 13 трлн рублей. На деле все еще хуже. Львиную долю от СЧА фондов составляют вложения в закрытые ПИФы недвижимости и рентные (147 млрд рублей и 140 млрд рублей соответственно). Специфика закрытых фондов состоит в том, что они не нацелены на розничного клиента. «При покупке паев закрытых паевых фондов, в отличие от открытых и интервальных фондов, инвестор не может погасить паи по текущей стоимости, подав в управляющую компанию заявку на их погашение. Как правило, инвестиционные фонды создаются для реализации масштабных проектов и формируются средствами крупных институциональных инвесторов. Некоторые закрытые фонды недвижимости доступны для частных инвесторов с суммой инвестиций 0,5–1 млн рублей, но таких проектов сравнительно немного. В этом случае инвестор может приобрести паи в управляющей компании при размещении паев фонда или на вторичном рынке у пайщиков фонда, на бирже, если паи фонда допущены к обращению и включены в котировальные списки биржи», — объясняет Иван Гелюта, управляющий директор по доверительному управлению Промсвязьбанка.
Таким образом, на долю розничных фондов приходится всего лишь 102 млрд рублей. При этом частные пайщики фондов отличаются непредсказуемым поведением. Так, в сентябре этого года из 469 розничных ПИФов сразу 412 смогли выйти в плюс по доходности. Но это не остановило отток средств, который составил порядка 940 млн рублей.
Скорее всего, вкладчики поспешили зафиксировать прибыль. На то, что частные инвесторы не рассматривают вложения в ПИФы как долгосрочные инвестиции, управляющие жалуются постоянно. Но население можно понять. По данным НЛУ, средняя накопленная (за год) доходность открытых ПИФов к середине сентября достигала 9,68%. Спустя всего месяц, то есть в середине октября, она составляла уже 3,55%. Понятно, что столь резкие колебания и обусловливают спекуляционную политику вложения в ПИФы и, следовательно, ведут к оттоку средств.
Сами управляющие называют и другие причины негативной динамики. «Отток последних месяцев имеет две основные причины. Первая: затянувшийся период восстановления рынка без четкой тенденции к росту на протяжении долгого времени. Вторая причина: рост ставок по депозитам, которые делают варианты размещения средств на фондовом рынке менее привлекательными», — комментирует Олег Кессо, заместитель генерального директора, руководитель блока «Розничный бизнес» УК «Альфа-Капитал».
Мытьем и катаньем
На этом фоне выход на рынок ПИФов госбанков, от которых в первую очередь и зависит пресловутая доходность депозитов, вполне может оказаться успешным. Сбербанк уже переориентирует своих клиентов на депозитные сертификаты, предложив по ним ставки, значительно превосходящие стоимость депозитов. В чем преимущество этих ценных бумаг для самого банка? Напомним, что в настоящее время российские банки ежеквартально выплачивают в фонд страхования вкладов 0,1% от общего объема вкладов. «При этом, хотя в АСВ заявляют, что не видят причин для повышения данного норматива, нельзя исключить возможность его увеличения в ближайшие годы, например, в качестве меры по охлаждению банковского рынка при тех или иных макроэкономических обстоятельствах», — утверждает Александр Осин.
Но депозитные сертификаты не подлежат страхованию в системе страхования вкладов. Вместо отчисления взносов в АСВ Сбербанк направляет сэкономленные средства на повышение процентной ставки по сертификатам, а часть этих средств формирует прибыль или дополнительные резервы банка. Максимальная ставка сберегательного сертификата сегодня составляет 10,25% по сертификату номиналом свыше 100 млн рублей и сроком на три года, минимальная равна в Сбербанке 6% годовых по сертификатам номиналом свыше 50 тыс. рублей на срок до трех месяцев. «Фактически эти ставки эквивалентны привлечению банком займов на сравнительно «дешевом» долговом и межбанковском кредитном рынке, но, с другой стороны, они существенно (на 1,25% - 4%) выше, чем ставки по депозитам в Сбербанке. Статус Сбербанка как высоконадежной кредитной организации позволяет ему наращивать долю привлечения средств физических лиц по депозитным сертификатам, хотя они и не подпадают под действие закона о страховании вкладов», — объясняет Александр Осин.
В результате уже по итогам сентября госбанк отметил снижение средств клиентов на депозитных счетах на 0,7%. При этом объем средств, привлеченных при помощи сертификатов, возрос сразу на 27%. Если в начале года этот рынок (на котором Сбербанк занимает более 90%) оценивался Банком России в 11 млрд рублей, то к началу октября его объем составлял свыше 113 млрд рублей. Всего за 9 месяцев года вложения физлиц в депозитные сертификаты превысили СЧА розничных ПИФов.
Для подтверждения тезиса о том, что рост объемов рынка ПИФов зависит лишь от желания госбанков, можно привести и гораздо более показательный пример. Отличился (на этот раз со знаком «минус») опять же Сбербанк.
В апреле этого года ФСФР инициировала расследование по факту продажи Сбербанком своим клиентам заведомо дефолтных («мусорных») облигаций. Поводом для проверки послужили обращения пострадавших «инвесторов». Более 200 частных владельцев облигаций компаний-эмитентов «Севкабель-финанс» и «Глобуслизинг» обратились в ФСФР с жалобой следующего содержания: Сбербанк, продавая клиентам эти ценные бумаги, знал о незавидном финансовом состоянии этих компаний. Отметим, что общее число держателей облигаций только «Севкабель-финанса» достигает тысячи человек, а из общего долга компании в 19 млрд рублей около 2,5 млрд — задолженность по эмитированным бондам. В случае с «Глобус-лизингом» эта сумма оценивается в 1 млрд рублей.
В жалобе в ФСФР отмечалось и то, что перед банкротством «Севкабель-финанса» значительная часть его активов оказалась в залоге как раз у Сбербанка. Кроме того, банк во время кризиса 2008–2009 годов отказал в финансовой поддержке «Глобуслизингу», но при этом продолжил продажу бондов компании своим клиентам. Облигации реализовывались пакетами от 60 до 100 тыс. рублей, и значительную часть покупателей составили пенсионеры. «В отделении банка мне была рассказана история про некую женщину, которая продала квартиру, все деньги вложила в ценные бумаги и через год купила две квартиры. Еще была брошена фраза, что Сбербанк обязательно весь процесс контролирует и берет на себя все обязательства и что своей суммы я ни в коем случае не потеряю», — жаловалась на форуме одна из пострадавших.
Все в наших руках
Очевидно, что Сбербанк может успешно реализовывать всевозможные финансовые продукты. Однако сравнивать вложения в ПИФы и сберегательные сертификаты не совсем уместно. Хотя бы потому что, продавая клиентам паи фондов, Сбербанк по закону не имеет права гарантировать их доходность (в отличие от сертификатов). Он может в рекламных целях оперировать лишь доходностью фондов за предыдущие периоды. А ситуация на финансовых рынках меняется довольно быстро. Например, результаты первых 9 месяцев года оказались для банка вполне достойными. Так, по данным «РБК.Рейтинг», сразу два фонда под управлением «Тройки Диалог» вошли в пятерку лидеров рынка, добившись роста стоимости паев на 22,92% и 18,90% соответственно. Еще четыре ПИФа «Тройки» показали прирост на уровне от 10,16% до 11,93%. Отметим, что эти показатели превышают максимальную доходность депозитных сертификатов, особенно если учесть, что на максимум (10,25% годовых) могут рассчитывать лишь клиенты, вложившие в эти бумаги более 100 млн рублей сроком свыше трех лет. При этом «вход» в ПИФы Сбербанка начинается с суммы 15 тыс. рублей. По итогам трех кварталов текущего года из 21 ПИФа банка сразу 17 вышли в плюс по доходности.
Эксперты уверены: Сбербанк продолжит экспансию на рынке, но связывают это в первую очередь с общерыночными факторами. «Сбербанк не пытается «переделать» инвестиционные предпочтения инвесторов, это не по силам даже крупному банку. Но он, вероятно, рассчитывает на изменение предпочтений инвесторов в ближайшие годы, на повышение спроса на «риск», — считает Александр Осин. Эксперт отмечает, что эта позиция созвучна последним решениям российских финансовых властей. В частности, в середине сентября правительство внесло в Госдуму законопроект о создании Росфинагентства — структуры, управляющей средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также российским госдолгом. К 1 сентября в ФНБ было 2,77 трлн рублей, в Резервном фонде — 1,95 трлн рублей. Росфинагентство получит возможность вкладывать деньги ФНБ (до 50%) и Резервного фонда в акции российских и зарубежных компаний.
Кроме того, в настоящий момент проводится реформа отечественного фондового рынка. После ее завершения иностранные инвесторы должны получить прямой доступ к торгам на Московской бирже ММВБ-РТС. В начальный период это будут торги только российскими государственными и муниципальными ценными бумагами, а также бумагами иностранных эмитентов. Однако позже, после того как будет отлажена система расчетов, список увеличится за счет российских корпоративных облигаций и акций. «Расширение допуска всех классов иностранных инвесторов к торгам на российской бирже увеличит ликвидность российского рынка облигаций и, в частности, создаст благоприятные условия для эмитентов, размещающих эти ценные бумаги. Вероятно, Сбербанк планирует наращивать рыночную долю, прежде всего, за счет небольших игроков и за счет своих преимуществ в цене пассивов и наличия широкой филиальной сети», — отмечает Александр Осин.
Точно такие же преференции сможет предложить своим клиентам и Россельхозбанк (с поправкой на более мелкое число отделений). При этом, как и в случае с депозитными сертификатами, население, привлеченное возможностью получить сверхдоходы (по сравнению с депозитами), не станет беспокоиться о сохранности своих средств — статус госбанка до сих пор играет решающую роль при определении степени надежности кредитной организации. Используя это преимущество, госбанки в относительно короткие сроки «перезагрузят» рынок ПИФов, добившись увеличения его объемов.
Однако несовершенство этого финансового механизма может сыграть с ними злую шутку. Так, например, уже упоминавшийся ОПИФ «Тройка Диалог — Потребительский сектор», ставший одним из лидеров прироста стоимости пая за 9 месяцев этого года, по итогам прошлого года также находился в числе лидеров, только уже по убыточности. Паи этого фонда, по данным «РБК.Рейтинг», за 2011 год подешевели на 42,14%. Нетрудно предположить, какой именно будет реакция клиентов госбанков, не дождавшихся предполагаемой доходности от приобретения паев фондов. Это грозит финансовым организациям серьезными репутационными потерями. Клиенты станут менее лояльными (а ведь именно благодаря этому качеству госбанки и обладают сегодня возможностью продвигать те или иные финансовые продукты) и уйдут к конкурентам, которые предлагают доход без всякого риска. Благо найти проценты по депозитным вкладам в два раза выгоднее, чем, допустим, у Сбербанка, совсем несложно.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|