Forbes: Кремль взял BP в заложники Британцы могут лишиться своей доли в «Роснефти», как Ходорковский «ЮКОСа»
Сделка крупнейшей государственной нефтяной компании «Роснефти» по выкупу ТНК-ВР у британской ВР является проявлением слабости Кремля, а вовсе не его силы в углеводородной сфере. Такое мнение высказал обозреватель американского журнала Forbes Мэтью Халберт (перевод РИА «Новый Регион»). В то же время он отмечает, что ВР сейчас оказалась в некотором смысле заложником: однажды она может лишиться своей доли в «Роснефти», как Ходорковский – «ЮКОСа».
Эксперт считает, что Москва отделалась малой кровью в выкупе доли ТНК-ВР у британцев за $26 млрд, в результате чего государство теперь будет контролировать более половины производства нефти в России. Халберт отмечает, что «Роснефть» вместо того чтобы надрываться над выплатой первоначальной цены в размере $55-60 млрд, отдаст ВР всего порядка $30 млрд. Автор статьи называет это хорошей игрой Игоря Сечина – одного из наиболее влиятельных фигур в энергетическом рынке.
Очевидно и то, что Москва будет укреплять стратегические позиции за рубежом. Однако считать, что существует риск того, что президент Путин будет пытаться таким образом влиять на уровень мировых цен на нефть, неправильно. Вариант сокращения поставок нефти на мировой рынок Москвой даже не рассматривается. Нынешняя цель – развить производство до 9,5-10 млн баррелей в день и удержать так настолько долго, насколько это возможно в надежде, что новые месторождения будут уже разработаны к тому моменту, когда произойдет истощение старых. Эксперт не сомневается, что основной причиной приобретения активов ТНК-ВР для «Роснефти» были именно новые месторождения.
Путину необходимо получить как можно больше денег, чтобы успокоить московскую элиту и удержать в узде общество и снизить накал протестного движения, что позволит укрепить его президентство. Создание «национального нефтяного тяжеловеса» – это конечно хорошо, но это по-прежнему остается кратковременной мерой перед кризисом в стране. По прогнозам Банка России, излишки нефтедолларов в стране иссякнут уже к 2015 году, когда доходы от импорта превысят доходы от экспорта.
Нефть помогла Москве выбраться из кризиса 2008-2009 годов, благодаря отложенным на черный день деньгам удалось предотвратить большие негативные последствия. Однако если прогноз Центрального банка верен, Россия скоро достигнет такого же уровня дефицита, и государственный бюджет и внешнеторговый баланс уйдут в минус. В перспективе это означает, что у российской валюты будут большие проблемы. Уже сейчас на социальные расходы Путин выделил $320 млрд и с годами эту сумму собирается увеличивать. По предполагаемому сценарию, Москву ждут многочисленные займы, девальвация, сокращение потребления, и быстрая растрата всех резервов.
В этой ситуации России выгодно добиваться максимально высоких цен на нефть посредством контроля уровня ее добычи. Только вот такую роскошь ни президент Путин, ни «Роснефть» себе позволить не могут. Если что-нибудь случится, российскому нефтяному гиганту придется поумерить свои глобальные амбиции и сконцентрироваться на единственно важных для России месторождениях нефти внутри страны. Хотя это не означает, что «Роснефть» окончательно выйдет из игры – есть еще арктический шельф.
Обозреватель Forbes также обращает внимание, что после сделки ВР оказалась в сложной ситуации. Потеряв четверть своей производственной базы после продажи ТНК-ВР, компания испытывает серьезный недостаток в финансах. Выплаты Сечина не покроют даже долг перед Макондо в США, не говоря уже о покупке новых месторождений за рубежом. Единственную карту, которую ВР еще может разыграть – продержаться как можно дольше на российском рынке. Однако обладая 20% активов «Роснефти», компания сталкивается с дилеммой. С одной стороны Кремль вроде как «прикрывает тылы» и не допустит враждебной активности. Учитывая развитие событий, совершить инвестиционный вброс и получить доступ к Арктике можно только с ведома «Роснефти». С другой стороны, ВР может оказаться в центре опасных политических пертурбаций. Позволит ли Москва ВР кормиться на своем заднем дворе в Центральной Азии, качать в Европу азербайджанский, а не русский газ и развивать сланцевые месторождения Китая? Эксперт Forbes полагает, что наиболее вероятный ответ на эти вопросы – нет.
Более того, как считает Халберт, над ВР нависла также угроза, что Кремль, в конце концов, законным или незаконным путем отберет свою долю «Роснефти» у ВР. Не исключен и другой вариант – куда бы ВР не направилась – «Роснефть» просто последует за ней.
Если прогноз Центрального Банка РФ окажется верным – Россию в 2015 году ждут серьезные финансовые затруднения. Москва будет цепляться за любые шансы свести баланс, а 20% «Роснефти» у ВР будут выглядеть легкой добычей. Можно называть это «Юкос 101». Как бы то ни было, 20% куш будет мозолить глаза, пока не наступит подходящее время, чтобы вернуть его. Потери ВР в России, однако, могут стать удачей для всех остальных, заключает эксперт Forbes.
Источник: nr2.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 228
Рейтинг поста:
Это как можно понять?