ВШЭ: оптовики накопили запас прочности
Опыт прошлых ошибок - залог успеха ретейла в этом году. По данным Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, в оптовой торговле наметились положительные тенденции. Индекс предпринимательской уверенности вплотную приблизился к докризисным значениям.
Анализ результатов хозяйственной деятельности около 3 тыс. организаций оптовой торговли в III квартале 2012 г. позволяет констатировать динамику практически всех основных показателей. В начале второго полугодия восстановительные процессы в отрасли отличались достаточно интенсивным характером и по ряду параметров превзошли результаты, полученные кварталом ранее. Ярким тому свидетельством выступает усиление положительной динамики основного результирующего индикатора исследования – индекса предпринимательской уверенности, который продемонстрировал самый высокий результат за последние три года и вплотную приблизился к докризисным значениям.
Анализ показал, что этот период следует считать наилучшим прежде всего с точки зрения проявленной предпринимателями бизнес-активности. Очевидно, что зафиксированный всплеск деловой активности имел оттенок очередного импульсного преодоления конъюнктурных колебаний за счет отработанной предпринимателями в посткризисный период финансово–экономической стратегии, которая была направлена на последовательное укрепление потенциала организаций. Принимая во внимание достаточно благоприятные краткосрочные прогнозные оценки руководителей организаций, очевидно, что у оптовиков действительно сформировался некий запас прочности, позволяющий, в том числе, быть уверенными и в "завтрашнем дне".
Тем не менее объективно существующие проблемы в финансово–экономическом пространстве ставят под удар не только выраженный респондентами оптимизм, но и достигнутые результаты в целом.
До конца текущего года предпринимателям удастся удержать завоеванную высоту и противостоять негативным колебаниям со стороны макроокружения. Если не будет охлаждения потребительского спроса, то прогнозные ожидания действительно будут оправданы и по итогам 2012 г. в отрасли возможны существенный прогресс и окончательный выход на докризисный уровень.
Анализ составляющих делового климата отчетливо показал, что основополагающим драйвером, позитивно повлиявшим на динамику основных показателей отрасли и обеспечившим тесноту взаимодействия всех участников рынка оптовой торговли в III квартале, следует считать достаточно высокий уровень потребительского спроса со стороны домашних хозяйств. Именно они - конечные потребители услуг сектора торговли.
Данную тенденцию отражают полученные значения индекса предпринимательской уверенности, рассчитанные для всех оптовых организаций, отличающихся по видам реализуемой продукции. Дифференциация оптовых организаций показала, что в III квартале 2012 г., в фирмах, реализующих продукцию производственно–технического назначения, произошло заметное ослабление темпов роста деловой активности. В частности, снижение значения ИПУ было зафиксировано в организациях, реализующих топливо; руды и металлы; лесо- и строительные материалы; химические продукты; машины и оборудование.
В то же время круг оптовых организаций, ориентированных на потребителей со стороны населения и с отмеченной по сравнению со II кварталом тенденцией роста ИПУ, заметно расширился. Так, если кварталом ранее данную группу представляли только организации, чья деятельность была связана с поставками социальных товаров первой необходимости (пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия, а также фармацевтические и медицинские товары), то в анализируемом периоде рост значения данного индикатора прослеживался и в организациях другого профиля. Наиболее яркими представителями стали организации, реализующие автотранспортные средства (ИПУ составил +15 против +10%), парфюмерные и косметические товары (+6 против +2%), бытовые электротовары, радио- и телеаппаратуру (+7 против +2%).
Локальное замедление деловой активности, зафиксированное в производственно-ориентированных оптовых фирмах, не повлияло на экономические результаты, характеризующие отрасль в целом. Об этом свидетельствует значение индекса предпринимательской уверенности, которое в III квартале 2012 г. продемонстрировало дальнейшее укрепление положительной динамики, увеличившись по сравнению со II кварталом на 3 п.п. и составив +9%.
В организациях оптовой торговли шести федеральных округов Российской Федерации индекс предпринимательской уверенности характеризовался положительными значениями.
Наилучший результат был зафиксирован в Уральском федеральном округе и составил +10%. В целом рассматриваемый период в контексте динамики совокупности результирующих показателей вышеуказанных организаций следует оценивать как позитивный. В частности, положительные корректирующие процессы улучшили их значения не только относительно предшествующих кварталов текущего года, но и переломили большинство укоренившихся негативных тенденций, превалирующих в отрасли в течение как минимум последних полутора лет.
В результате отрицательные значения таких показателей, как оптовый товарооборот и объем продаж в натуральном выражении, в анализируемом периоде сменились положительными темпами роста. Расширение круга сбыта товаров обусловило необходимое увеличение темпов роста товарного предложения, что заключалось в расширении номенклатурных позиций ассортиментной линейки.
Активизация торговой деятельности выражалась и в сохранении положительных темпов роста численности занятых в отрасли, что лишний раз свидетельствует о наличии внутренних резервов, совпадающих с планами ожидаемого дальнейшего расширения своего бизнеса.
К важному позитивному изменению следует отнести факт долгожданного возобновления положительных темпов роста одного из главных показателей оптовой торговли — прибыли. Так, впервые за последние полтора года доля респондентов, отмечавшая увеличение прибыли, стала превалирующей и составила 36%.
При этом продолжилось фиксируемое в течение 2012 г. последовательное снижение доли респондентов, негативно ссылающихся на лимитирующее воздействие со стороны фактора "недостаток финансовых средств". Так, если в III квартале 2010 г. на недостаток финансовых средств в оптовых фирмах указывали 54% предпринимателей, то в анализируемом периоде доля таковых снизилась до 45%.
Вместе с тем, несмотря на очевидный оптимистичный фон, сформировавшийся по итоговым результатам обследования, многие внутренние проблемы, сопровождающие торговую деятельность и отрасль в целом, хотя и не подверглись кардинальным переменам, в то же время практически не утратили свою значимость. Прежде всего это касается финансовых и фискальных ограничений. Кроме того, предприниматели акцентировали проблемы со стороны инфраструктурных составляющих, вызванных увеличением транспортных расходов, а также ростом арендных ставок. Планомерно увеличивающиеся издержки в очередной раз заставили предпринимателей максимизировать соотношение между прибылью и затратами за счет очередного повышения цен на реализуемые товары.
Оптовый товарооборот. Численность занятых
Экономическая деятельность организаций, занимавшихся оптовыми продажами, в III квартале 2012 г. характеризовалась ускорением темпов деловой активности. В анализируемом квартале негативные тенденции, прослеживающиеся в первой половине 2012 г., не получили своего продолжения. Спрос, объемы продаж в натуральном выражении и товарооборот в обследуемом периоде имели положительные темпы роста.
Улучшение спросовой ситуации способствовало росту объемов продаж в натуральном выражении в оптовых фирмах. Значение баланса оценок изменения показателя в III квартале 2012 г. составило +1 против –3% во II-м (–5% в III квартале 2011 г.). Совокупность вышеуказанных процессов отразилась на оптовом товарообороте. Баланс оценки изменения данного показателя в III квартале составил +3% против –3% во II-м (–6% в III квартале 2011 г.).
В фирмах, реализующих автомобильные детали, пищевые продукты, бытовые электротовары, парфюмерные и косметические товары, а также фармацевтические и медицинские товары увеличилась оборачиваемость товаров.
Повышательная динамика деловой активности в данном секторе экономики не оказала существенного влияния на ситуацию с численностью занятых в отрасли. Согласно результатам обследования, в III квартале четверть руководителей оптовых фирм продолжали вялотекущий набор сотрудников. В результате баланс оценки изменения показателя сохранил значение предшествующего квартала и составил +1% (–3% в III квартале 2011 г.).
Рост числа сотрудников наблюдался в фирмах, реализующих бытовые электротовары, радио и телеаппаратуру (баланс оценки изменения показателя составил +13%), бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические бытовые товары (+13%), металлы и металлические руды (+11%), автотранспортные средства (+6%), пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия (+4%). При этом оставались организации, в которых продолжались сокращения персонала. В большей степени это прослеживалось в оптовых фирмах по продажам автомобильных деталей, а также парфюмерии и косметики.
Формирование ассортимента в III квартале 2012 г. в большинстве оптовых организаций происходило с учетом зафиксированного конъюнктурного всплеска, а также уже расставленных в течение текущего года номенклатурных приоритетов, что позволяет расценивать характер проводимой ассортиментной политики, как инерционный.
В большинстве оптовых фирм в анализируемом периоде отмечалось увеличение темпов расширения ассортиментного ряда. Так, о дополнительном насыщении ассортиментной матрицы относительно II квартала констатировали 18% опрошенных респондентов, тогда как о его сужении сообщили только 8%. Баланс оценки изменения показателя увеличился относительно предшествующего периода и составил +10% (+5% в III квартале 2011 г.).
Пополнение ассортиментного ряда отмечалось во всех обследованных организациях. Наилучшие значения были отмечены в торговых фирмах, реализующих фармацевтические и медицинские товары (баланс оценки изменения показателя составил +23%), бытовые электротовары, радио– и телеаппаратуру (+21%), бытовую мебель, напольные покрытия и прочие неэлектрические товары (+18%), пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия (+18%), а также парфюмерные и косметические товары (+16%).
Согласно результатам обследования, в III квартале 2012 г. прослеживалось ускорение темпов сокращения объемов складских запасов. Баланс оценки изменения показателя составил –8 против –6% во II квартале (–9% в III квартале 2011 г.). При этом большинство руководителей (82%) констатировали, что уровень имеющихся складских запасов товара в их организациях соответствует "нормальному" .
Структура поставщиков и потребителей товаров в III квартале 2012 г. формировалась из предприятий-производителей, оптовых и оптово-посреднических фирм, организаций розничной торговли, прочих организаций, а также физических лиц.
Анализ оценок предпочтений в выборе поставщиков товаров показал, что большинство предпринимателей продолжили в анализируемом периоде закупать товары в основном у предприятий-изготовителей продукции и в оптовых фирмах. Так, организации приобретали у оптово-посреднических фирм более половины (53%) от общего объема покупок, у предприятий-производителей – 43%.
В то же время распределение оптовыми фирмами реализуемых товаров по покупателям характеризовалось наибольшими поставками для оптовых и оптово-посреднических, а также розничных организаций (35 и 30% соответственно). Остальной товар предназначался предприятиям, физическим лицам и прочим организациям.
В III квартале 2012 г. не изменилась и география закупок и продаж товаров оптовыми организациями. Около половины от общего объема закупаемой продукции составлял товар, приобретенный предпринимателями в собственном регионе, чуть менее – у поставщиков, расположенных в других регионах Российской Федерации. Сохранилось и распределение объемов продаж по местонахождению покупателей, где основную часть товаров (81% от общего объема продаж) предприятия и оптовые фирмы реализовывали организациям, расположенным в одном с ними регионе.
Цены закупки и реализации. Система расчетов
Характерной особенностью при выработке ценовой политики в оптовых фирмах в течение 2012 г. являлось использование множества методов, направленных на оптимизацию своих решений в области ценообразования. Очевидно, что, вследствие постоянного колебания конъюнктуры, на инфляционные темпы в отрасли оказывали влияние множество внутренних и внешних факторов. В частности, большинство предпринимателей были вынуждены вновь использовать традиционный способ повышения рентабельности своих фирм в виде подъема цен на реализуемые товары.
Данные меры были спровоцированы многочисленными составляющими, среди которых главенствующими выступили последствия индексации тарифов ЖКХ, а также очередное повышение цен со стороны основных поставщиков - производителей товаров для оптовых организаций. В анализируемом периоде текущие условия сохранили тенденцию к росту цен закупки и реализации. В результате, в отличие от первых двух кварталов, где наблюдалось относительное ценовое затишье, в анализируемом периоде большинство предпринимателей уже не смогли сдержать натиск ценового давления и возобновили ценовое ралли.
Ориентируясь на рост закупочных цен (баланс оценки изменения показателя в III квартале составил +65 против +61% во II–м), более 60% респондентов констатировали повышение цен на реализуемые товары. Баланс оценки изменения показателя в отчетном квартале составил +60% против +53% в предыдущем.
Анализ динамики цен в разрезе товарных групп показал, что в большей степени данная тенденция была характерна для оптовых фирм, реализующих топливо, пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия, автомобильные детали, а также сельскохозяйственное сырье. Учитывая последствия проведения второго этапа индексации тарифов в сентябре и негативное влияние различных немонетарных и монетарных факторов, нетрудно предположить, что в ближайшие месяцы инфляционный фон в отрасли будет нарастать и в IV квартале достигнет своих максимальных значений за текущий год. Этого ожидают и руководители оптовых организаций.
Порядок расчетов оптовых торговых организаций с поставщиками и покупателями реализуемых товаров в III квартале 2012 г. не изменился. Сохранилась по сравнению с предыдущим кварталом и система расчетов организаций оптовой торговли с поставщиками продукции, при которой доля безналичной формы была основной и составила 96% от общего объема расчетов. Доля наличных расчетов составила 2%, взаимозачетов – 2%. Векселя, другие финансовые инструменты и бартер как формы расчетов практически не использовались. В финансовых отношениях с покупателями оптовики применяли преимущественно безналичные и наличные расчеты (83 и 15% от общего объема расчетов).
Финансово-экономическое положение организаций оптовой торговли
Анализ финансово-экономического положения организаций оптовой торговли в III квартале 2012 г. позволил косвенно подтвердить общую тенденцию восстановительных процессов в данном секторе экономики. Одним из главных индикаторов формирования качественных изменений в финансовых вопросах в анализируемом периоде стала нейтрализация отрицательной динамики одного из главных показателей оптовой торговли – прибыли. Происходящие процессы в экономическом развитии оптовых структур в начале второго полугодия все-таки позволили устранить негативный тренд, характеризующий данный показатель.
В результате в анализируемом периоде впервые за полтора года доля респондентов, отметившая увеличение прибыли в организациях, превысила долю тех, кто констатировал обратное, составив 36%. Баланс оценки изменения показателя возрос относительно II квартала на 6 п.п. и составил +2%.
В определенной степени позитивное воздействие на финансовое положение оптовых фирм оказала отдача аккумулированного положительного эффекта, связанного с умеренно благоприятными условиями процесса кредитования торговых предприятий в этом году. В частности, в анализируемом периоде предпринимательские оценки обеспеченности кредитными и заемными финансовыми ресурсами вновь закрепились в положительной зоне. Баланс оценки изменения показателя сохранил значение II квартала и составил +1% (+3% в III квартале 2011 г.).
Динамика оценки изменения обеспеченности кредитными и заемными финансовыми ресурсами в организациях оптовой торговли
В III квартале 2012 г. структура источников финансирования оптовых организаций оставалась без изменений. Как и прежде, доля собственных оборотных средств в общем объеме использованных источников финансирования составляла основную часть – 67%, кредитных и заемных – 21%, финансовых средств клиентов – 11%, прочих средств – 1%.
В результате преобладания положительных моментов в развитии основных процессов, сопровождавших функционирование оптовой торговли в течение III квартала 2012 г., отмечалось увеличение значения баланса оценки изменения экономической ситуации до +2% (–2% во II квартале 2012 г.).
Учитывая прогнозные оценки предпринимателей относительно возможных изменений экономической ситуации в организациях в IV квартале, следует ожидать дальнейшего улучшения итоговых значений по большинству показателей.
Факторы, ограничивающие деятельность организаций оптовой торговли
Несмотря на отчетливое проявление восходящего тренда, заключающего в себе преобладание положительных восстановительных процессов, анализ влияния разнообразных факторов, лимитирующих развитие деятельности оптовой торговли, показал, что большинство руководителей по-прежнему выделяют из всей совокупности главные – это финансовые и фискальные проблемы.
В частности в III квартале 2012 г. 60% предпринимателей указывали в списке лимитирующих факторов на "неплатежеспособность покупателей", как на одно из сильнейших препятствий, ограничивающих реализацию товаров.
Опираясь на мнение респондентов, в анализируемом квартале данная проблема охватывала оптовые фирмы, занимающиеся поставками товаров как социального, так и производственного назначения. Среди социально–ориентированных организаций это особенно остро ощущали руководители фирм, реализующих фармацевтические и медицинские товары. В то же время среди производственно–технических ориентированных предприятий данная проблема в большей степени отмечалась в организациях, сфера деятельности которых была ориентирована на поставки металлов и металлической руды.
В анализируемом периоде осталась неизменной, по сравнению с предшествующими кварталами 2012 г., доля предпринимателей (55%), посчитавших, что существенное негативное влияние на их деятельность оказывали высокие налоговые ставки. В результате фактор «высокий уровень налогов» по—прежнему сохранил одно из лидирующих мест в рейтинге ограничений.
Не удалось предпринимателям избежать и усиления давления со стороны инфраструктурных проблем, вызванных увеличением транспортных расходов и ростом арендных ставок, о чем сообщили 46 и 19% предпринимателей соответственно. Помимо вышеуказанных факторов, респонденты акцентировали внимание на возрастающую недобросовестную конкуренцию (26 против 24% во II квартале).
В отчетном периоде оптовики отмечали и другие лимитирующие факторы, в числе которых были "несовершенство нормативно-правовой базы" (15%), "недостаток квалифицированных специалистов" (12%), "недостаток складских площадей" (10%) и некоторые другие.
По мнению Директора Центра конъюнктурных исследований Георгия Остапковича, сложившийся деловой климат в отрасли по праву может считаться наилучшим за все время обследований, проведенных в посткризисном периоде.
Ключевым фактором успеха оптовых компаний определенно является предпринимательский опыт проб и ошибок, через которые они прошли за последние годы. В полном отсутствии альтернатив подъема финансово-экономического потенциала организаций, выйти на зафиксированные результаты в постоянно меняющемся внешнеэкономическом климате – уже победа.
Главная задача оптовиков, подтвердить заявленный темп восстановительного роста, завершив IV квартал с результатами в рамках уже достигнутого диапазона. С большей долей вероятности, возможно предположить, что в последние месяцы текущего года не обойдется без очередного влияния конъюнктурного аспекта, индуцированного разнообразием лимитирующих факторов. При этом принципиальное и скорее всего основное негативное воздействие на отрасль в целом распространится со стороны заказчиков производственного сектора в связи с переходом предприятий на "зимний" режим работы. Тем не менее, у остальных представителей сектора есть все шансы "сработать в плюс" за счет наступающей предпраздничной сезонной активности со стороны потребительского сектора.
Самое нежелательное развитие событий – это вполне возможный новый откат, ведь неудачно отработанный завершающий квартал будет воспринят как доказательство того, что в секторе, начиная с середины 2009 г. и по настоящее время, так и не сформировались условия для последовательного и устойчивого подъема, а достигнутый уровень – всего лишь зыбкий результат, полученный за счет одномоментного и благоприятного стечения конъюнктурных обстоятельств.
В этой связи в краткосрочном периоде становится очень важным формирование позитивных тенденций основных количественных и качественных показателей экономики в целом. В результате оптовая торговля получит серьезный импульс и продолжит развиваться в рамках устойчивого и долгосрочного тренда. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|