Банки передают заемщиков микрофинансовым организациям
По итогам этого года возможен выход объемов розничного банковского кредитования на докризисный уровень. Демонстрируемые темпы роста могут свидетельствовать о надувании очередного «финансового пузыря». Это вызывает опасения регулятора, к словам которого банкам непременно придется прислушаться, ограничив свои аппетиты и риски. Поэтому население, которое успело привыкнуть жить в долг, все чаще станет обращаться к услугам микрофинансовых организаций. Но их менее серьезный подход к оценке кредитоспособности заемщика, а также значительно более высокие ставки по кредитам могут спровоцировать негативные социальные последствия.
Бурный рост розничного кредитования на отечественном банковском рынке вызвал справедливое беспокойство Банка России. Еще в начале июля первый заместитель председателя ЦБ Алексей Симановский предупредил банковское сообщество о возможной опасности такого агрессивного наращивания портфеля потребительских кредитов. «Особенно нас беспокоит ситуация, когда очень высокие темпы кредитования, то, что мы называем агрессивное поведение на рынке потребительского кредитования, фондируется вкладами населения, когда агрессивная политика на рынке кредитном поддерживается агрессивной политикой на рынке вкладов», — отметил Симановский. Он также подчеркнул, что ЦБ внимательно наблюдает за ситуацией и готов в случае необходимости предпринимать довольно жесткие меры. «Мы не собираемся запрещать никому ничего кредитовать, но должен быть взвешенный подход к этому», — заявил чиновник.
Сами банкиры в целом согласны с опасениями ЦБ — кризис неплатежей 2008—2009 годов еще вполне свеж в памяти, для того чтобы постараться не допустить повторения пройденного. Тем не менее существует целый ряд причин, по которым именно розничное кредитование как минимум ближайшие год-два будет являться основным драйвером рынка. Но более взвешенный (по личной инициативе или по «просьбе» ЦБ) подход к качеству подобных займов и к кредитоспособности заемщиков открывает широкие возможности для конкурирующего рынка — рынка микрокредитования силами микрофинансовых организаций (МФО). Резкий рост числа последних наравне с темпами наращивания их кредитных портфелей, даже превышающими банковские с учетом гораздо меньшей зарегулированности рынка, может привести к тому, что наши сограждане окажутся в «долговой яме».
Все в розницу!
Банковское потребительское кредитование первым среди прочих сегментов деятельности кредитных организаций начало постепенно возвращаться на докризисные уровни. За 2011 год банковский сектор увеличил портфель таких кредитов почти на 36%. В итоге он превысил 5,5 трлн рублей. Для сравнения: корпоративное кредитование выросло за год лишь на 26%.
В этом году разрыв между розничным и корпоративным секторами увеличивается еще стремительнее. Так, только за август (последний месяц, за который опубликована официальная статистика ЦБ) объем кредитного портфеля российских банков (без межбанковских кредитов) вырос на 2,7%. При этом кредиты нефинансовым организациям выросли на 2,1%, физическим лицам — на 3,6%.
Даже беглый взгляд на статистику Центробанка дает понимание того, что рынок розничного кредитования начинает перегреваться. За первое полугодие 2012 года прирост кредитов и прочих средств, предоставленных физическим лицам, составил 14,7% (за аналогичный период прошлого года — 8,7%). Быстрее рынок рос только перед кризисом (+24,2% по итогам первого полугодия 2007 года и +20,8% по итогам первого полугодия 2008 года). В целом же с начала года розница увеличилась на 26,1%. Для сравнения – корпоративное кредитование выросло лишь на 9,4%.
В итоге доля розницы в общем кредитном портфеле банковской системы уже превысила 21%, притом что на начало года она составляла 19%. Останавливаться на достигнутом банкиры явно не намерены. «Я не думаю, что население в данный момент сильно перекредитовано. Есть ряд исследований, в которых показано, что средняя величина кредитной нагрузки на человека в России значительно меньше, чем в странах Западной Европы, даже если соотнести ее со средним доходом. Тем не менее проблемы у банков, достаточно агрессивно развивающих розничное кредитование, связанные с невозвратами кредитов, могут быть, поскольку быстрый рост в этом сегменте практически всегда сопровождается повышенными рисками. При этом есть объективные ресурсы для роста рынка розничного кредитования, прежде всего в регионах. И этот потенциал должен быть использован банками, развивающими региональный бизнес», — комментирует Вячеслав Андрюшкин, заместитель председателя правления СДМ-Банка.
Оно и понятно — потребкредитование приносит существенно большую прибыль, чем прочие операции банков. Например, недавно отчитавшийся (по стандартам международной финансовой отчетности) за первое полугодие Сбербанк заработал более 175 млрд рублей чистой прибыли в том числе и за счет увеличения доли розницы. В целом кредитный портфель банка (после вычета резерва под обесценение) вырос за 6 месяцев на 14,8% и составил 8,86 трлн рублей. При этом кредиты физлицам (до вычета резерва) увеличились сразу на 29,0% — 2,32 трлн рублей, в то время как корпоративные кредиты выросли всего на 7,9% — до 7,09 трлн. рублей. Всего за полгода объемы кредитования гражданам «подскочили» почти на треть.
Независимые аналитики прогнозируют банковской рознице светлое будущее. Как минимум по приросту объемов кредитования. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», при условии, что макро экономическая ситуация не ухудшится, розничное кредитование уже в этом году может вернуться к докризисным темпам роста в 45—50%. То есть по итогам года объем кредитного портфеля может достичь 7,8 трлн рублей. «В структуре розничного кредитования опережающую динамику продемонстрирует сегмент беззалоговых кредитов наличными и кредитных карт (45—50%), рынок POS-кредитов прибавит 35—40%. Объем ипотечного кредитования к концу года вырастет на 60—70% и составит около 1,1—1,2 трлн руб. (717 млрд в 2011-м). Динамика же корпоративного портфеля и кредитов малому и среднему бизнесу останется умеренной — порядка 20—25%», — отмечается в исследовании агентства.
Не одно но
В этой бочке меда, разумеется, не обошлось и без ложки дегтя. Дело в том, что свои активные операции банки в массовом порядке фондируют за счет розничных пассивов — проще говоря, выдают кредиты из средств, привлеченных на вклады населения. Их объем к началу сентября этого года превышал 13 трлн рублей. Эта стратегия, проповедуемая крупнейшими частными розничными банками, как раз и приводит к резкому росту именно потребительского кредитования. Ведь пассивы в виде депозитов граждан обходятся кредитным организациям дороже всех прочих видов фондирования. Не желая терять свою маржу, банки вынуждены активно продвигать наиболее дорогие кредитные продукты. Причем ряд банков, образно говоря, успел «перегрузиться» депозитами — привлечение средств значительно опережало их размещение. Именно эта ситуация, как уже отмечалось выше, вызвала самые серьезные нарекания со стороны Центробанка. Представители регулятора не назвали конкретные банки, замеченные в превалировании прироста депозитов над розничными кредитами. За них это сделали аналитики рынка. «В период с 1 апреля 2011 г. по 1 апреля 2012-го ряд участников рынка (ХКФ Банк, Русский Стандарт, Кредит Европа Банк, Ренессанс Капитал, Московский Кредитный Банк) активно наращивал базу депозитов населения. Темпы роста депозитного портфеля в отдельных случаях более чем в 1,5—2 раза превышали темпы роста розничного кредитования», — отмечают в «Эксперт РА».
«Темпы роста кредитного портфеля многих российских банков обгоняют финансовый результат, вызывая беспокойство со стороны Центрального Банка. Желание увеличить объем кредитного портфеля и расширить клиентскую базу может привести к значительному снижению коэффициента достаточности капитала кредитной организации. А значит, таким банкам потребуются вливания средств со стороны государства или частных акционеров», — объясняет Ольга Фролова, заместитель председателя правления Меткомбанка. Несмотря на то что Алексей Симановский прямо говорил, что ЦБ не будет запрещать никому ничего кредитовать, регулятор имеет достаточно возможностей заставить банки ограничить свои аппетиты. Так, весной этого года ЦБ выдал активно развивающему розницу Алтайэнергобанку предписание, обязывающее банк сразу на две трети сократить объемы розничного кредитования.
Правда, представители ЦБ не раз предупреждали, что отнюдь не намерены заниматься спасением чрезмерно рискующих банков, а для того чтобы не пострадали средства их вкладчиков, существует система страхования. Вопрос в другом: как регулятор собирается справляться с более насущной проблемой — неизбежным ростом «плохих» кредитов. «Опасность быстрого роста объемов розничного кредитования заключается в том, что при кредитной экспансии резко снижается качество портфеля. Причем это снижение становится заметно только с приличным лагом — более полугода, — когда начинают выявляться безнадежные ссуды, по которым кредитные организации формируют самые большие резервы. Так, сейчас по портфелю с пятой категорией качества резерв на возможные потери составляет порядка 71% от общего объема сформированного резерва по розничным ссудам. Далее банки притормаживают выдачу кредитов, при этом начинают увеличиваться уровень просрочки и резервы. Сюда же следует отнести и недополученные процентные доходы от невозвращенных вовремя или вообще невозвращенных ссуд», — поясняет Роман Глазов, эксперт Росгосстрах Банка.
Можно утверждать, что банкиры, наученные опытом прошлого кризиса, и сами не желают повторять собственные ошибки. Несмотря на активное развитие розничного направления (например, о запуске в этом году проектов по POS-кредитованию объявляли и ВТБ24, и Сбербанк, который уже успел закрыть сделку по созданию совместного банка с BNP Paribas), банки ужесточают подходы к оценке кредитоспособности заемщиков. В частности, недавно о повышении ставок по потребительским кредитам в очередной раз объявил Сбербанк. Какая связь? Самая непосредственная. С одной стороны, это повышение связано с ростом ставки рефинансирования, которую в середине сентября ЦБ увеличил с 8% до 8,25%. Но есть и другая сторона медали. «На наш взгляд, не совсем верно называть переход Сбербанка полностью на технологию Risk Based Pricing повышением ставок по розничным ссудам. Сбербанк стремится быть технологичным и эффективно управлять рисками, отсюда и анонсированный им подход, когда «процентная ставка устанавливается индивидуально в зависимости от надежности и платежеспособности клиента». Поэтому небольшое расширение верхней границы диапазона индивидуальных ставок (на 1,5—2 процентных пункта) отнюдь не означает перенос стоимости пассивов на активные операции или ограничение выдачи розничных ссуд. Это просто конкретный учет кредитных рисков каждого заемщика, который максимально может себе позволить крупнейший российский банк», — отмечает Роман Глазов. То есть фактически мы наблюдаем новый подход к оценке кредитоспособности заемщика.
Выбраковка
Внимание ЦБ к возможной проблеме перекредитованности наших сограждан вкупе с политикой банков, направленной на более взвешенный подход к оценке рисков, предоставляет неплохие шансы для наращивания розничного кредитования силами МФО. Любопытно, что средства на эти цели микрокредиторы готовы занимать как раз в банках.
Те, в свою очередь, средства предоставляют весьма охотно. В результате молодой рынок МФО уже развивается стремительными темпами. Если, согласно реестру ФСФР, на 1 июля 2011 года насчитывалось всего 192 зарегистрированных МФО, за полгода их стало в пять раз больше — уже 1183. К началу июля этого года их количество превышало 1600 компаний. При этом годовой прирост портфеля российских МФО в 2011 году составил 34,06 % (в 2010 году темпы роста составляли 15,29%) и практически сравнялся с банковскими показателями. Общий объем кредитования в сегменте микрофинансирования на конец 2011 года оценивается в 32 млрд рублей. По оценкам НАУМИР, потенциал роста рынка МФО по-прежнему достаточно высок (до 50% уже в 2012 году). В долгосрочной перспективе объем рынка микрозаймов оценивается в 300 млрд рублей, и на данный момент МФО удовлетворяют лишь 10% этой потребности. «Эти цифры в целом подтверждаются результатами исследования, проведенного нашей компанией. По данным опроса тех, кто испытывал за последний год острую нехватку денег в сумме до 50 тысяч рублей, количество потенциальных пользователей микрокредитов (тех, кто собирал информацию об МФО и рассматривает возможность использования этого источника получения займа) приблизительно равно количеству реальных пользователей (тех, кто уже прибегал к услугам микрокредитных организаций). Это 13% и 11% опрошенных соответственно. В краткосрочной перспективе такие потенциальные пользователи обеспечат увеличение объема рынка. Дополнительный потенциал роста, но более отсроченный — доля тех, кто слышал об МФО, но пока не собирал информацию, и тех, кто вообще не слышал об МФО, что составляет около 47%», — рассказывает Динара Юнусова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса МФО «МигКредит».
Несмотря на то что рынок еще очень молод и далек от насыщения, МФО уже готовы кредитовать клиентов повторно. Более того, уже появились предложения, позволяющие пунктуальному заемщику оформить новый кредит при непогашенном старом. «То, что МФО стремятся увеличить долю повторных клиентов в своем портфеле, — это логично и экономически обоснованно, так как повторный клиент «качественный» и «бесплатный» — доходность по нему значительно выше, чем по первично обратившемуся клиенту, а на его привлечение компания не несет дополнительных затрат. Если говорить о нашей компании, то доля повторных займов в настоящее время составляет около 20%», — рассказывает Екатерина Сидорова, генеральный директор микрофинансовой компании «Фин отдел» (работает в основном с малым бизнесом). С коллегой согласна и Динара Юнусова, которая объясняет, что согласно мировому опыту ведущих МФО доля клиентов, готовых обратиться повторно, в среднем составляет 60%.
При этом необходимо четко понимать разницу между банковским клиентом и заемщиком МФО (см. подверстку). «Клиенты МФО относятся к более рискованной категории, так как банки предпочитают кредитовать клиентов с безупречной репутацией и кредитной историей и не готовы подходить к клиенту индивидуально. Микрофинансовые компании более лояльны к клиенту и его кредитной истории, имеют возможность осуществлять более индивидуальный подход, при этом работая оперативно, без лишней бюрократии и перестраховки», — объясняет Екатерина Сидорова. Проще говоря, за кредитом в МФО обращаются заемщики, которых по тем или иным причинам «забраковали» банкиры. Да и «индивидуальный подход» на деле оборачивается некой беспечностью микрокредиторов. Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), лишь четверть всех существующих в стране МФО сотрудничают с бюро. Весьма показательный момент относительно проверки «качества» клиента. При этом если по оценкам банкиров на этапе проверки кредитной истории ими «отбраковываются» до 30% потенциальных клиентов, то аналогичный показатель по МФО (которые все же идут на сотрудничество с бюро) не превышает 5—10%. Особо отметим: это всего 5—10% из тех, кто уже не пригодился банкам.
Таким образом, политика снижения рисков банковским сектором может привести к росту гораздо более рискованного рынка. Но если сами МФО изначально готовы к этому (высокие ставки по микрокредитам как раз и являются премией за риск), то низкая финансовая грамотность наших сограждан заставляет задуматься о возможных последствиях. При этом клиентами МФО зачастую являются так называемые социально незащищенные слои населения, к тому же обладающие сравнительно малым уровнем дохода.
Помочь избежать негативных социальных последствий могли бы регулирующие меры финансовых властей. Однако, как показывает практика, они предпочитают не действовать на опережение, а работать, что называется, по прецедентам. Самый яркий пример — пресловутый скандал вокруг Почты России, в отделениях которой граждане могли оформить микрокредиты под огромные проценты, превышающие 2600% годовых. Несмотря на то что о запуске подобного продукта в своих отделениях Почта России сообщала еще в прошлом году, чиновники долгое время предпочитали не обращать внимания на эту ситуацию. Лишь после серьезной шумихи, поднятой в блогах и поддержанной СМИ, регуляторы решили, что проблема требует их вмешательства. Пока они искали выход из ситуации, решение проблемы предложила... сама Почта России, которая несла серьезные имиджевые потери. В итоге в конце июня этого года Федеральная антимонопольная служба поддержала предложение госкомпании, ограничивающее размер ставки по потребительским кредитам (выдаваемым МФО в отделениях Почты России) 80% годовых. Так что, похоже, нас ожидает новая череда скандалов на рынке микрокредитования.
Портрет заемщика МФО
«К услугам МФО обычно прибегают люди, которым деньги нужны срочно. Например, чтобы сделать подарок, отремонтировать газовую плиту, съездить в отпуск (нужно выкупить путевку, а отпускные задерживают) и т. п. Основная часть клиентов МФО — это люди, которые по каким-либо причинам не соответствуют требованиям банков для выдачи кредита. Например, у них нет хорошей кредитной истории или они не могут документально подтвердить свои доходы. Или люди, которые достигли пенсионного возраста. Таких, по данным ЦБ РФ, в России более 40 млн человек. Другая категория клиентов МФО — люди, которых привлекает быстрота и легкость получения займа. В отличие от банков мы требуем от клиента только паспорт и можем одобрить заявку за несколько минут. Третья категория заемщиков — это люди, проживающие в небольших населенных пунктах, где нет отделений банков. Благодаря более мобильной структуре обслуживания МФО могут выдавать деньги в тех местах, где банки не присутствуют, а спрос на услуги у населения есть. По данным нашей внутренней статистики, чаще всего к услугам микрофинансирования прибегают люди в возрасте от 30 до 60 лет, в основном женщины. Почти четверть клиентов нашей компании работают в сфере обслуживания и в торговле (около 25%), порядка 20% — офисные сотрудники, около 14% — водители, строители, разнорабочие, до 10% клиентов являются сотрудниками бюджетной сферы», — рассказывает Динара Юнусова, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «МигКредит». Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|