Дэвид Фрам
Фото: EPA
Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в индексах цен на товарно-сырьевых биржах, и прогнозы выглядят далеко не обнадеживающими
Прогнозы говорят, что 2013 будет годом серьезного мирового кризиса. Этот кризис, который является вполне предсказуемым, на самом деле уже начался. Так что следующему президенту США неизбежно придется столкнуться с трудностями. Тем не менее, о наступающем кризисе почему-то не упоминалось на съезде Республиканской партии в городе Тампа. Что ж, будущее покажет, на что способны в этом плане демократы.
Кризис зарождается в условиях экстремальной погоды, наблюдавшейся этим летом. Засуха поразила почти 80% континентальной территории Соединенных Штатов. Россия и Австралия также столкнулись с подобным бедствием.
Засуха оказала пагубное влияние на урожай основных сельскохозяйственных культур. Как ожидается, в этом году соберут самый низкий урожай зерновых за период, начиная с 1995 года. Только в июле цены на кукурузу и пшеницу выросли примерно на 25%, а соевые бобы подорожали на 17%.
Повышение цен на зерновые приведет к росту стоимости продовольствия. Для потребителей из развитых стран высокие цены на продукты питания, конечно, означают дополнительное бремя, однако в большинстве случаев нельзя сказать, что это станет для них проблемой, с которой нельзя справиться.
Американцы тратят только 10% своих доходов после налогообложения на питание, включая обеды в ресторанах и расфасованные пищевые продукты. Результаты опросов, которые проводит агентство Gallup, показывают, что сегодня обычная американская семья расходует на питание на одну треть меньше средств, чем в 1969 году, конечно, с учетом поправок на инфляцию.
Между тем, стоит выехать за пределы развитого мира, и ситуация кардинальным образом меняется. Стоимость продовольственных товаров внезапно становится наиболее важным фактором, влияющим на экономическую жизнь населения. В бедных странах люди, как правило, тратят половину своих доходов на еду, причем под «едой» в первую очередь имеется в виду хлеб.
Как сообщает газета Financial Times, рост цен на зерновые в 2007-2008 годах привел к тому, что в 30 странах «третьего мира», от Гаити до Бангладеш, разразились так называемые «хлебные бунты». Засуха, поразившая Россию в 2010 году, заставила страну временно прекратить экспорт зерна, что, возможно, стало одной из причин, вызвавших события «арабской весны».
Со времени правления Гамаля Абделя Насера египетское руководство выделяло субсидии населению на покупку хлеба. Стоимость круглой плоской лепешки составляет около пенни. Однако в конце 2000-х годов правительство Мубарака обнаружило, что не может идти в ногу с растущими ценами на зерновые.
В период с 1950 по 1980 годы численность населения страны увеличилась с 20 до 40 млн. человек, а Египет занял первое место в списке крупнейших импортеров пшеницы. Рост цен, наблюдавшийся в 2007-2010 годах, превысил размеры ресурсов, имеющихся у правительства Мубарака. Дешевый хлеб исчез с прилавков магазинов. В народе нарастало недовольство. Вот как описывал то, что происходило далее, Джон Брэдли (John R. Bradley), журналист, владеющий арабским языком и долго живущий в Египте, в номере британского журнала The Spectator от 18 августа:
«Темы, на которые беседовали представители владеющей английским языком элиты Каира, составляющей крохотную часть населения, со своими собутыльниками из западных стран, коренным образом отличались от того, о чем глухо гудели народные массы. ... Людей, собравшихся на площади Тахрир, привела сюда та же надежда, которая подвигла на протест тунисских революционеров, надежда на то, что быстрые радикальные изменения чудесным образом сделают пищевые продукты доступными».
А что будет, если цены на продукты питания снова взлетят до небес? Если взять проблему повышения цен на продовольствие, то Китай является самой уязвимой страной в этом плане. Только в июле 2011 года стоимость жизни в Поднебесной выросла на 6,5%. К счастью, на протяжении 2012 года темпы инфляции несколько спали. Надежды, возлагаемые на обильный урожай зерновых в США в 2012 году, которые преобладали весной, позволили Центральному банку Китая несколько снизить стоимость кредитов в начале лета. Теперь китайские власти стоят перед трудным выбором, размышляя, что же делать дальше.
События «арабской весны» 2011 года иногда сравнивают с революциями 1848 года. Это сравнение становится все более уместным по мере того, как растет понимание, что «голодные» 40-е были неурожайными годами по всей Европе. Голодные люди имеют обыкновение возмущаться, а их гнев способен привести к свержению правительства.
Станет ли 2013 годом социальных потрясений в Бразилии, забастовок в Китае или революции в Пакистане? Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в индексах цен на товарно-сырьевых биржах, и прогнозы выглядят далеко не обнадеживающими.
Дэвид Фрам -пишущий редактор изданий Newsweek и The Daily Beast, а также автор, сотрудничающий с CNN. Он написал семь книг, последней из которых является его новый роман «Патриоты» (Patriots). Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|