Вторая волна кризиса: готова ли Украина?
Международный валютный фонд распространил накануне заявление, в котором говорится о критической точке, которой достиг кризис в Европе, подталкивая тем самым Евросоюз к скорейшему созданию банковского союза. Рост ВВП ЕС на текущий год прогнозируется на уровне 0,3%, а в будущем - на 0,7%. Понятно, что на этом фоне замедляется экономический рост и на Украине, в силу падения спроса на традиционные продукты отечественного экспорта. Мировой банк накануне ухудшил рост ВВП страны в текущем году с 2,5% до 2%. В придачу прогнозируется, что к $24,4 млрд. к концу года могут снизиться золотовалютные резервы Нацбанка (с $31,8 млрд в декабре). Раньше сообщалось, что правительство Азарова заложило в бюджет-2012 рост ВВП на уровне 3,9%. Но о торможении роста свидетельствуют также показатели Госстата. В первом квартале 2012 года в соотношении к аналогичному периоду прошлого года рост ВВП снизился до 2% в сравнении с 4,7% в 2011 году. Стоит ли на фоне озвученных показателей говорить о второй волне кризиса, и на сколько готова к нему украинская экономика?
Сергей Киселев, старший экономический эксперт при НаУКМА:
Сегодня на Украине мы видим негативную динамику промышленного роста. Если в прошлом, 2011 году, речь шла о показателях на уровне 9-11%, то в этом – не выше 3-4%. К тому же есть некоторые проблемы в сельском хозяйстве. В текущем году урожай будет ниже, чем в прошлом. Ну и конечно же на украинскую экономику отрицательно влияет экономическая ситуация в мире, особенно в Евросоюзе, где отмечается довольно продолжительная стагнация. Понятно, что если снижается спрос на основные позиции украинского экспорта (металл, машиностроение, химия, переработка), то это соответствующим образом влияет на производство, оно падает. Учитывая то, что на ЕС приходится где-то треть украинского экспорта, а самые большие получатели наших товаров там это Германия, Италия и Польша, то и падение показателей этих стран негативно влияет на Украину.
Хочу заметить, что страдает также Россия и страны БРИК. Может, Китай в несколько меньшей степени. Российская Федерация имеет возможность экспортировать нефть и газ, а эта продукция обладает высокой эластичностью спроса. И даже если цены на энергоносители на мировом рынке снизятся, они всегда будут нужны. Это предоставляет государству в условиях кризиса большее пространство для маневра. Ведь сегодня основной рецепт преодоления кризисных явлений – это расширять внутренний рынок. То есть, создавать условия для того, чтобы часть товаров, которые идут на экспорт, получили покупателя внутри страны.
Если после 2008 года кризис был перенесен на более высокий уровень (государство взяло на себя проблемы частного сектора), то сейчас сущность кризиса несколько иная. Вряд ли мы увидим столь резкую, как в 2008-2009 годах, девальвацию гривны или же обвал на рынке жилищного строительства.
Алексей Плотников, народный депутат Украины (фракция Партии Регионов), глава подкомитета по вопросам международной экономической политики комитета Верховной рады по вопросам экономической политики, доктор экономических наук, профессор:
Я не согласен с утверждением о так называемой второй волне кризиса, которая якобы наступила. Здесь речь скорее идет о корректировке прогнозов экономического роста. Я рассчитываю, что в результате по итогам 2012 года будет ближе к 3,7%, чем к 2% (роста ВВП). Не вижу никаких тенденций, которые бы свидетельствовали о наступлении кризиса. Что касается влияния ситуации в Еврозоне на Украину и весь регион Восточной Европы, то давайте исходить из того, что 47% отечественного ВВП дает экспорт в эту страны. И, конечно же, снижение спроса здесь будет соответствующим образом влиять на Украину. Но у нас нет столь четкой зависимости от финансовых, фондовых рынков, которые в последнее время нестабильны, как у других стран региона.
Исходя из этих предпосылок, Украина, возможно, находится в несколько лучшей ситуации. Думаю, что не будет повторения кризиса 2008-2009 года, а Евросоюз все же сможет урегулировать ситуацию в проблемных странах, в той же Греции, Италии, на Кипре.
Владимир Дубровский, ведущий эксперт Центра социально-экономических исследований «Case Украина» (Киев):
Если говорить о корректировке роста ВВП Украины в текущем году (с 2,5% до 2%), прогноз которого обнародовал Мировой банк, то, по моему мнению, он даже излишне оптимистичен. Прогноз нашего исследовательского центра где-то на уровне 1%. Я лично считаю, что отечественная экономика по итогам года может и не выйти на положительный рост. Что касается мнения господина Азарова, то к нему стоит относиться как к частному мнению чиновника. Если его удовлетворяет такой рост экономики, тогда не понятно, какой рост его не удовлетворяет. Конечно, если сравнивать с падением на 15% по итогам 2008 года, то до этого конечно далеко. Да и тогда обвал был резким, но быстро закончился и был сглажен девальвацией гривны.
Сейчас сценарий немножко другой. Впереди нас ожидает, скорее всего, долгая стагнация. Может быть, с рецессией, но вряд ли будет сколько-нибудь значительный рост в ближайшие годы. Поскольку наши основные экспортные рынки сейчас переживают не лучшие времена и там проблемы системные. То есть эти «не лучшие времена» они будут переживать еще долго. Рассчитывать на то, что эти рынки быстро возродятся и соответственно вырастет спрос на нашу металлургическую продукцию, не стоит.
Мы действительно немножко лучше готовы в том плане, что наши металлургические предприятия провели техническую модернизацию, заменили неэффективные мартеновские печи на конвекторы. Соответственно, продукция стала конкурентоспособнее. Но в целом металлургия спасти экономику не может.
С другой стороны, то, что могло бы в такой ситуации вытянуть, имею в виду малый и средний бизнес, различные отрасли, которые не относились к нашим традиционным экспортным, если бы для них были созданы достаточно благоприятные условия развития. Но для них были созданы крайне неблагоприятные условия ведения бизнеса. Малый бизнес сократился, в среднем – кризис, поскольку есть большая проблема с правами собственности и с налоговым давлением, которое усилилось. К тому же кредиты очень дорогие.
То есть, все эти сферы за время с 2008 года по большому счету не развивались. Как итог, за эти годы сырьевое направление у нас стало еще более выраженным, поэтому, к сожаление, здесь мы готовы к кризису значительно хуже. Единственное, что утешает, у нас нет внутренних пузырей на рынке недвижимости, как это было в 2007-2008 годах. То есть, наши собственные проблемы не добавят остроты кризису мировому.
Насколько глубокой и длительной будет стагнация сказать трудно. Ведь никто толком не знает, насколько глубоко зашли процессы неэффективности. Если сравнивать с 70-ыми годами прошлого века, то речь идет о 2-3 годах. Но на самом деле нынешний кризис достаточно беспрецедентный, и сказать точно, сколько это продлится, нельзя.
Игорь Бураковский, доктор экономических наук, директор Института экономических исследований и политических консультаций (Киев):
Все приведенные прогнозы, в том числе нашего института, свидетельствуют об общеизвестном факте: торможении экономического роста на Украине. По разным подсчетам, в том числе нашим, рост ВВП в текущем году будет составлять 1,9%, что очень близко к показателю Мирового банка. Здесь мы должны понимать, что эти тенденции являются объективными. Поскольку с одной стороны мы имеем торможение мирового экономического роста, и понятно, что Украина как страна, довольно сильно интегрированная в мировую экономику, имеет определенные проблемы. С другой - мы имеем большое количестве нерешенных традиционных вопросов, которые изнутри тормозят наш экономический рост и создают определенные риски. Это не есть катастрофа, но ясно, что является предметом беспокойства, чтобы адекватно понять, что же происходит, и как мы будем двигаться дальше.
Если рассматривать разные сценарии развития, например если ЕС провалится в масштабный кризис, и аналогические проблемы будут в США, то тогда более существенно пострадает и Украина. В таком случае у нас будет не рост, а падение ВВП до -4%. Но этот сценарий рассматривается нами с довольно небольшим уровнем вероятности.
Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|