Три дня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2012) прошли в обсуждениях надвигающегося кризиса, падающих цен на нефть, неопределенности в еврозоне и борьбы со всем этим хаосом.
Легкое дежавю от повторения основных тем про улучшение инвестиционного климата и уменьшение роли государства в экономике было разбавлено в этом году социальными темами, обсуждением пенсионной реформы, развития человеческого капитала, модернизации здравоохранения и образования.
ВРЕМЯ ПРОСЫПАТЬСЯ
На одном из круглых столов в рамках форума глава Сбербанка Герман Греф признался, что видит сны о счастливом прошлом, когда цены прогнозировались на 50 лет вперед, а слова "волатильность" и "политическая нестабильность" не вызывали нервную дрожь и оторопь у инвесторов и чиновников.
Поддержал Грефа и другой банкир. "Курс (рубля) предсказуем так же, как любовь женщины", - философски заметил глава ВТБ Андрей Костин, отвечая на вопросы журналистов, которые просили его предсказать будущее российской валюты.
"Я вообще в этих терминах не мыслю. Кризис начался в 2008 году. Он не прекращается… Важно то, что турбулентность будет идти довольно много лет, потому что те проблемы системные, которые накопились, за один год не решаются", - в свою очередь высказался миллиардер Михаил Прохоров, добавив, что тут на первое место выходит вопрос качества менеджмента. А ему-то в этом вопросе верить можно и нужно, так как с приходом первой волны кризиса он один из немногих оказался в выигрыше, став самым богатым человеком России.
Повздыхав про себя, суммировав все сказанное и произошедшее за последние месяцы, участники форума пришли к выводу, что настало время просыпаться.
"Колоколом", пытавшимся разбудить Россию, на ПМЭФе фактически стал экс-министр финансов Алексей Кудрин. На предложение увеличить госрасходы на модернизацию он возражал, что кризис на пороге и нельзя наращивать обязательства. В ответ на нежелание правительства повышать пенсионный возраст он обвинил власти в популизме. А идея вкладывать средства ФНБ в акции приватизируемых компаний вызвала у него бурную отповедь: "Это кошмар, это псевдоприватизация". В дальнейшем власти пояснили, что по сути речь идет о возобновлении антикризисного механизма, когда ВЭБ на деньги ФНБ покупал акции компаний на рынке.
Еще Кудрин сказал, что цены на нефть могут упасть до 60 долларов за баррель, что в долг надо брать сейчас, а то через полгода будет очень дорого. А через два-три года россияне убедятся, что бюджет не в состоянии выполнить свои соцобязательства, пророчествует экс-глава Минфина. Еврозоне же он предсказал вообще мрачные перспективы: выход Греции, проблемы Италии и Испании. А под конец вообще поставил под вопрос существование евро как валюты в будущем.
То ли выступления экс-министра не остались без внимания, то ли ощущение нестабильности стало повсеместным, но ко второму дню все разговоры свелись к тому, что кризису быть и надо что-то делать. Вот только на вопросе "Что конкретно?" начинались значительные расхождения.
ИНВЕСТОРУ БЕЗ ГОСУДАРСТВА НИКАК
Гарантом спокойствия и стабильности, как и положено, выступил президент РФ Владимир Путин. Так, на пленарной сессии он сделал несколько заявлений, которые были призваны вселить оптимизм в предпринимателей.
Путин заверил, что Россия продолжит улучшение инвестиционного климата и для этого вводит институт уполномоченного для защиты прав инвесторов, которым стал известный бизнесмен, руководитель объединения предпринимателей "Деловая Россия" Борис Титов.
Кроме того, Россия, по словам Путина, намерена перейти к более жесткой бюджетной политике и фактически отвязать бюджет от цены на нефть.
И наконец, вопреки своей репутации сторонника усиления роли государства в экономике, президент пообещал продолжить приватизацию и не вводить ограничения на трансграничное движение капитала.
Если с первыми двумя постулатами никто не спорил, то намерение государства снизить свою роль в экономике вызвало у бизнеса неоднозначную реакцию, если не сказать панику.
Так, руководство одной из компаний, которую приговорили к приватизации госпакета в 2012-2013 годах, охарактеризовало это решение, как "стрельбу по пяткам", явно не помогающую ей выбежать из кризиса в добром здравии.
В свою очередь президент РЖД Владимир Якунин назвал абсолютно нереальной приватизацию 25% минус одна акция инфраструктурной монополии в указанные сроки. Да и в ВТБ не верят, что успешно смогут продать 25% своих акций в ближайшие два года.
Первому вице-премьеру Игорю Шувалову пришлось еще раз публично заявить, что правительство не собирается торопиться в вопросах приватизации, хотя и от планов получить в этом году за счет продажи госактивов 300 миллиардов рублей не отказывается.
Но сомнений это не развеяло. У иностранных инвесторов возникло нехорошее подозрение, которое они робко высказывали в кулуарах форума, что решительные слова государства о приватизации так и могут остаться словами и дело не только в политической воле, на отсутствие которой они кивали последние годы, но и в страхе самих предприятий, боящихся потерять "старшего брата". Ведь государство как акционер, конечно, надоедает своими директивами и давлением, но в случае чего обязательно поможет. А случай (в виде кризиса), как все уже поняли, не за горами.
Впрочем, и сами иностранцы, на словах являющиеся большими сторонниками исключительно рыночных механизмов, на деле предпочитают, чтобы государство приглядывало за их бизнесом в России. Достаточно пробежаться взглядом по соглашениям, заключенным на форуме. Большинство из них – с участием государства: где-то гарантии, где-то льготы, где негласный контроль. Так, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с консорциумом международных инвесторов, в который вошли BlackRock, Goldman Sachs и Templeton, подписали меморандум о взаимопонимании, запускающий программу совместных инвестиций в ведущие российские компании на этапах их подготовки к IPO в Москве.
В сфере ТЭК на форуме тон задавали государственные копании: "Роснефть" и "Газпром". Крупнейшая российская нефтяная компания подписала ряд документов с итальянской Eni и норвежской Statoil в развитие заключенных ими в конце апреля - начале мая стратегических соглашений по освоению шельфа. "Газпром" договорился с французской EdF о совместном строительстве и приобретении газовых электростанций в Европе, а его дочерняя "Газпром нефть" - с японской JOGMEC о совместной геологоразведке в Восточной Сибири.
В общем вывод напрашивался один: чем ближе кризис, тем меньше слышишь выступлений против вмешательства государства в бизнес. Причем, по мнению бизнеса, реализовывать инвестпроекты не обязательно за счет госсредств - властям достаточно поддержать проект и встроить в него механизм государственно-частного партнерства, например гарантии. "Надо не госсредства инвестировать, а встраивать механизм ГЧП в проекты, инвесторы зарабатывают на концессии. Нужно обязательство государство поддерживать проект", - сформулировал чаяния бизнеса глава ВТБ Костин.
НАРОД ТОЖЕ ПУСТЬ НЕ ВОЛНУЕТСЯ
ПМЭФ-2012 заслужил звание самого социально-ориентированного форума из всех предыдущих. Пожалуй, он еще надолго сохранит лидерство по количеству политических и социальных дискуссий.
Первый вице-премьер Шувалов еще утром первого дня заявил, что власти в РФ необходимо работать с оппозицией. "Через механизм открытого правительства мы обязаны работать со всеми, кто выходит на Болотную и на проспект Сахарова, и с теми, кто не согласен с ними", - подчеркнул он, добавив, что правительство, предпринимая те или иные шаги, должно объяснять обществу их причины.
В дальнейшем он развил свою мысль, сказав, что российским властям необходимо оперативно реагировать на общественный запрос по модернизации страны, а для этого следует предусмотреть возможность финансирования краткосрочных госпроектов из средств бюджета.
Про запросы общества рассуждала и помощник президента РФ, экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Она уверена, что современная система госуправления нуждается в модернизации, а общество - в прозрачности и оперативности действий властей. Правда, она высказала сомнение, готово ли современное образованное и требовательное общество к самоуправлению, но эта фраза замечена не была и потонула в бесчисленно повторяющихся модных словах "краудсорсинг" и "социальный тренд".
Что касается менее продвинутых слоев населения, то три наиболее болезненные для них темы были освещены на форуме в полной мере. Во-первых, чтобы бы там ни говорили эксперты и либерально ориентированные экономисты, пенсионный возраст повышаться не будет. Власти обязались разработать какие угодно механизмы, чтобы и систему спасти, и возраст не повысить. Кудрин в своем репертуаре высказался, что так не получится, но на это уже никто не отреагировал.
Во-вторых, Шувалов и все курируемые им министерства в порядке живой очереди подтвердили, что социальные обязательства в 2012-2013 годах государство выполнит полностью и какой бы кризис ни пришел, деньги оно на "социалку" раздобудет.
В-третьих, бальзамом на уши изнервничавшегося населения пролились заверения чиновников от экономики, что резких колебаний курса не предвидится.
"Если рубль шевелится, значит он живет", - сказал Путин, комментируя ситуацию с курсом национальной валюты. Он фактически поддержал валютную политику Центробанка, который с начала апреля до начала июня позволил курсу рубля снизиться с 29 до 34 рублей за доллар на фоне падения цен на нефть.
"Одновременно Центробанк продолжит гибкую курсовую политику. Сегодня она уже вносит большой вклад в уменьшение зависимости реальной экономики, наших производителей от колебаний внешней конъюнктуры, снижает интерес к спекулятивным валютным операциям и позволяет сдержать инфляцию", - сказал президент.
РОССИЯ К КРИЗИСУ ГОТОВА
Чиновники заверили, что все меры по экстренной помощи бизнесу и народу, апробированные в 2008-2009 годах, уже готовы к своему запуску, и по первому призыву о помощи они начнут действовать и спасать утопающие предприятия, оказавшихся без работы граждан и стремительно беднеющих бюджетников.
Более этого, Белоусов заверил, что распечатать "кубышку" Резервного фонда власти готовы уже в этом году. А его министерство уже подготовило прогноз по макроусловиям для формирования запасного варианта бюджета на случай кризиса.
Притормозить спасателей от власти попробовал все тот же Кудрин. Он высказал мнение, что правительству вряд ли что-то нужно скоропалительно делать. "Не нужно суетиться, этот год пройдет нормально, даже если цена (нефти - ред.) будет падать", - посоветовал экс-министр. Более того, он считает, что пока падение ВВП не превышает 2-3%, предприятия должны справляться сами, а не бежать с протянутой рукой к государственной "кубышке". Впрочем, он подчеркнул, что хотя торопиться и не надо, но меры заранее продумать стоит.
Весь пакет мер на случай кризиса условно можно поделить на четыре крупных блока. Первая группа - это меры социальной поддержки, связанные с дополнительной индексацией заработной платы бюджетников и доходов пенсионеров, меры по поддержке моногородов, по реализации социальных программ и так далее. Вторая группа мер – это поддержка предприятий, прежде всего системообразующих. Третья группа – это поддержка банков, в нее входят меры по поддержке ликвидности (расширение ломбардного списка, беззалоговые аукционы), меры по поддержке капитализации банков и так далее. Четвертая группа – это меры бюджетной политики. В эту группу как раз входит возможность "распечатывания" Резервного фонда и использование его средств для антикризисных мер. Кроме того, на 2013 год предусмотрено формирование резервов в рамках бюджета в размере 500 миллиардов рублей против 200 миллиардов рублей в 2012 году.
Так что, если основную мантру предкризисного форума 2008 года можно сформулировать так: "Россия – тихая гавань инвестора", то в этом году основной посыл сменился на "Россия к кризису готова". Насколько сильна будет вера в это и удастся ли новому правительству реализовать все задуманное против кризиса, будет известно достаточно быстро. По прогнозам экспертов, ясность с острой фазой кризиса наступит через полгода-год. То есть к ПМЭФ-2013 властям будет, в чем отчитаться перед обществом и инвесторами или, на худой конец, придумать новую мантру.
Лана Самарина, ПРАЙМ
|