Приближение выборов в Греции (они пройдут в это воскресенье) вызвало хаос на рынках и в головах политиков. Кто-то, как российский ВЭБ, надеется, что после выборов рынки начнут бурно расти, кому-то мерещатся картины катастрофы невиданной силы, кто-то составляет планы будущей спасательной операции для мировой экономики и финансовой системы.
Греция - средоточие всего, что принес миру кризис, начавшийся 5 лет назад. Она уже прошла все его стадии, кроме последней и, вероятно, самой болезненной. Главный экономист Saxo bank Стин Якобсен написал для "Финмаркета" краткую историю всемирной финансовой болезни, которая, похоже, подошла к своей кульминации.
Теперь мы уже можем написать историю пандемии финансового кризиса: начиная с 2007 года, она постепенно переходила от сектора к сектору, от страны к стране, пока не достигла своего - первого - пика в 2009 году. Реакция властей всегда была одна и та же: "оттягивай решение и притворяйся". "Оттягивай решение" проблем огромных долгов за счет печатания денег или увеличения ликвидности. И "притворяйся", что это и есть реальное лекарство от кризиса, которое приведет к полному выздоровлению.
Обычно восприятие кризиса, как и тяжелой болезни, проходит через три фазы:
- Отрицание
- Протест
- Требование реальных изменений/ эффективного лечения
Эти три фазы образуют каркас, на основе которого можно разработать сценарии последствий выхода Греции из еврозоны, включая последствия для инвестиций.
Мы находимся в пике второй фазы - фазы протеста. Последние выборы и уличные выступления в Европе были простым протестом "против", а не "за" какую-нибудь альтернативу. В настоящий момент не ведется ни одного серьезного обсуждения, в котором говорилось бы о том, что действительно нужно сделать, чтобы реформировать финансовую и политическую систему Европы даже на национальном уровне, не говоря уже о наднациональном.
Эти протесты на самом деле направлены против стратегий в духе "оттягивай решение и притворяйся", которые стали результатом первой стадии отрицания. В результате таких мер были созданы новые бесконечные долги, была напечатана целая кипа денег и расширились дефициты бюджетов. Но даже малейшие попытки ввести меры жесткой экономии избиратели встретили бурей протеста еще даже до начала их масштабной реализации.
Я, будучи уже седовласым трейдером, который за многие годы повидал достаточно самых разных рынков, надеюсь, что сейчас мы на 60-70% (если говорить только о времени, а не о необходимых усилиях) преодолели этот этап кризиса. Теперь начинается переход от протеста к требованиям реальных изменений.
Наблюдать за фазой отрицания было невероятно тяжело, особенно в течение последних нескольких лет. Фаза протеста существенно подстегнула активность, и развязка заметно приблизилась.
К сожалению, плохая новость заключается в том, что теперь должен начаться самый пугающий и болезненный переход - потенциально шокирующая переоценка рынками активов. Но только он даст начало фазе выхода из кризиса.