Я уже много раз объяснял, что репутация Нуриэля Рубини (Человек, Который Предсказал Финансовый Кризис, резко активизировался с выступлениями в последнее время - прим. Ред.) построена на пиаре. Собственно, уже из приведенных откровений это можно увидеть - что я сейчас и проделаю. «Ведя разговор о мировой экономике, сегодня можно сказать то же, что о стакане, который наполовину пуст или наполовину полон. Смотря с какой стороны смотреть», – считает профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.
Интересно, что он имеет в виду. Что на ситуацию можно смотреть и с пессимистических, и с оптимистических позиций? Но на чем он основывает свои оптимистические соображения? Какие под ними объективные основания?
Парадокс мировой экономики на данном этапе, по мнению Нуриэля Рубини, можно описать такими словами: «Если мы выживем сейчас и преодолеем насущные трудности, то будущее ждет яркое и приятное». Главное, о чем нужно думать сейчас, не «где мы будем в долгосрочной перспективе», а «как нам преодолеть, краткосрочные проблемы».
О каких "краткосрочных" проблемах говорит Рубини? О долгах? Но сколько раз уже объяснялось, что дело не в накопившихся долгах, а в тех причинах, по которым они накапливались! Если просто остановить их рост, даже не требуя возврата накопившегося долга, жизненный уровень населения падает на 20-25% (при этом никто не позволит не возвращать долги!), это - не краткосрочные проблемы!
Мировая экономика восстанавливается. Восстановление финансовых рынков после кризиса 2008–2009 годов проходит неравномерно: на развивающихся рынках активнее, на развитых – медленнее. Но, тем не менее, восстановление наблюдается везде, и это позитивный тренд, несмотря на хрупкость ситуации. Общий рост мировой экономики сейчас лежит на плечах развивающихся стран. И если экономики США и Европы не способны пока расти быстрыми темпами, то на это способны страны БРИКС.
Ну, про восстановление - просто смешно! Рубини не понимает, что нынешний кризис - это кризис спроса, а спрос определяется именно в США и ЕС. Если спрос падает там, то падает он везде, в том числе в Китае, поскольку внутренний спрос Китая, во многом, индуцирован доходами от продаж в США! Главная проблема Китая сегодня - он не может заменить падающий внешний спрос внутренним, со всеми вытекающими! И каков тогда механизм "восстановления"? На каком ресурсе оно может идти?
Голос на мировой арене принятия решений имеют все больше стран. Следующий позитивный фактор – то, что ведущая семерка стран утратила свое превосходство на мировой арене. Теперь мировые политические и экономические решения принимает международный орган, состоящий из двадцати стран. Что еще раз доказывает укрепляющиеся позиции развивающихся стран на мировой арене. В мире растут корпоративные доходы. В развитых странах, в отличие от развивающихся, государство обеспечивает крепость корпоративного сектора. Многие испытывают с этим трудности, однако само движение говорит о позитивности фактора.
Интересно, как ведущая "семерка" может утратить свое значение, если она по прежнему формирует мировой спрос? Да, конечно, механизм генерации этого спроса сломан, но никто не хочет, чтобы он прекратил свое действие, наоборот, все хотят его продолжения. Именно об этом говорят на встречах "двадцатки", это говорит не столько об усилении роли других государств, сколько о том, что их привлекли для спасения ситуации. Эффект, ясное дело, будет минимальным. Что касается корпоративных доходов - то хорошо бы разобраться, как они выглядят с учетом реальной инфляции и без учета - эмиссии. Легко показывать прибыль, когда тебе деньги печатают триллионами евро и долларов, а вот частный спрос - он что, растет, что ли?
Глобализация. Сейчас значительно расширяется международная торговля: страны открывают свои границы, вступают в ВТО, снижается контроль над импортом, капитал свободно перемещается из страны в страну.
Это уж прям пропаганда какая-то ... Девальвация своих валют, торговые войны, снижение международной торговли (при росте трансграничного движения капитала) ... Кому он это все говорит?
Инновации. Развитие мировой экономики и каждой страны в отдельности зависит от технологических инноваций. Мы не знаем, какими они будут вскоре, но можно предположить, что будут развиваться энергетические технологии, как традиционные, так и новые. Социальные сети, нанотехнологии, интеграция традиционных и нетрадиционных телекоммуникационных средств, искусственный интеллект, а еще и биотехнологии, – все это очень важно.
После Фэйсбука говорить о социальных сетях, конечно, можно, но не убедительно. Раздувать финансовые пузыри становится все сложнее, инновации и новые технологии не окупаются, на падающем-то спросе! В общем, не убедительно!
«Главная проблема мировой экономики состоит в том, что те положительные явления, которые я перечислил, относятся к долгосрочной перспективе, а те негативные риски, которые я назову сейчас, касаются краткосрочной перспективы», – рассказал Нуриэль Рубини.
А, так вот в чем дело! Это, оказывается, не текущие, это долгосрочные позитивные факторы! Нельзя не согласиться - при условии, что Рубини объяснит, откуда возьмется необходимый для этого частный спрос. Пока он падает, когда упадет до равновесного состояния с доходами, все, что говорил Рубини, станет неактуальным. И что?
Ослабление экономик развитых стран. Передовые экономики останутся ослабленными на многие годы, поскольку существуют проблемы с перекредитованием. Если в развивающихся странах развитие экономики напоминает букву V, где кривая идет вверх очень быстро, то в развитых странах восстановление будет долгим и мучительным.
Да что вы говорите! Это в каких же развивающихся странах идет восстановление? В Китае?
Периферийные страны еврозоны внушают все большие опасения. В последующие кварталы ситуация будет только ухудшаться. Для этого есть пять причин: во-первых, ужесточение бюджетной экономии, во-вторых, отсутствие кредитов для ослабленных экономик, в-третьих, высокие цены на нефть, в-четвертых, неопределенность в действиях политиков. Люди устали от неопределенности: периферийные экономики устали от жесткой экономии, а центральные – от постоянного спасения тонущих. Я провел три дня в Германии: там всем надоело, что их деньги, деньги налогоплательщиков уходят на спасение «зажравшихся греков», как они их называют. К тому же – последняя причина – евро – слишком сильная валюта. Сейчас она упала до уровня 1,25 к доллару, Европа хотела бы, чтобы это было 1,3–1,4 к доллару, но это слишком много для периферии зоны; по моему мнению, евро должен ослабиться еще. На каждой встрече лидеров стран еврозоны, которых было уже 18 или 20, решение проблем откладывается. Они не могут прийти к согласию или найти механизм, который будет работать. Выбрасывать кого-то из зоны – не работает, поддерживать всех – не работает, контролировать всё и вся – тоже не работает. Эта нерешительность не в силах создать стабильное равновесие, да даже стабильное неравновесие они не могут поддерживать. То есть то, что у них там творится, можно назвать «нестабильным неравновесием». Сейчас еврозоне необходимо начать двигаться в одном направлении – к большей интеграции банковской, финансовой, политической систем, только это спасет. Иначе начнется постепенная дезинтеграция монетарного союза.
А зачем двигаться к интеграции? И кто и из каких ресурсов будет за это платить? Немцы этого не хотят, альтернативы не видно. Нет, я не против, я - за, только кто будет платить?
Рост экономики в США слишком медленный и он будет замедляться и дальше. Как это ни парадоксально, третьей проблемой мировой экономики являются Соединенные Штаты. По всем данным статистики, следующий год в Штатах в экономическом плане будет хуже, чем этот. Кроме того, политическая жизнь страны ознаменуется борьбой между республиканцами и демократами в Конгрессе. Вся эта грызня не пойдет на пользу: одни за повышение налогов, другие – против снижения расходов и так далее.
Ну хоть тут спорить не о чем, падать будут. Вопрос только один - мы объясняем, что причина - в падении частного спроса, в что является причиной спада у Рубини?
Китай сдает позиции. Появляется информация, что даже Китай замедляет свои темпы экономического развития, что его ждет жесткая посадка. Время покажет, сможет ли Китай перейти к модели, которая основана на экспорте с фиксированным доходом. Если это удастся, то все будет хорошо, если страна продолжит прежнюю политику, то жесткая посадка в 2014–2015 годах неизбежна. Кроме того, большинство развивающихся экономик замедляют свое развитие: Бразилия, Россия, Индия, Турция, Мексика, Аргентина.
Я не очень понимаю, что такое модель "с фиксированным доходом". Но для Китая главная проблема - выпадающие внешние доходы, ее он решить не может. Так что экономический кризис там будет продолжаться. А вот с внутренним политическим кризисом, скорее всего, Китай справится.
Дальше, в общем, можно не читать. Когда человек начинает рассуждать на тему процессов, в причинах которых он не очень разбирается, он говорит либо глупости, либо пропагандистские штампы. Что мы и видим у Рубини. Так что особой веры в его выводы и рассуждения у меня нет - он просто не убедил, что может сказать что-то новое и интересное. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|