Накануне заседания ЦБ России: интрига для рубля
На следующей неделе состоится заседание российского Центрального банка, где, по всей видимости, будут обсуждаться важные вопросы, связанные с будущей денежно-кредитной политикой регулятора и, возможно, могут быть сформированы условия, которые будут оказывать влияние на внутренний валютный рынок в среднесрочной перспективе.
Не стану утверждать,что нас ждет особенная интрига именно на этом заседании, однако информационные потоки, с одной стороны, и всевозможные слухи по поводу перспектив рубля, с другой стороны, все-таки создают какое-то ощущение важности происходящих процессов. В данном случае речь идет о недавних комментариях со стороны ключевых чиновников из российского ЦБ о возможности значительного притока валютной ликвидности в страну уже в этом полугодии, а также о распространившихся в последнее время разговорах и слухах о якобы неизбежном ослаблении рубля и даже о девальвации.
Сначала можно порассуждать о реальности этих самых слухов, и надо признать, что, несмотря на сомнительность подобных рассуждений о девальвации рубля в самое ближайшее время, в теории такой сценарий мог стать реальностью... если бы дело происходило года три-четыре назад, когда Центробанк моментально мог менять валютную политику за счет жесткого управления курсом и таргетирования желательной стоимости. Сейчас же регулятор фактически уже перешел к политике плавающего курса, и в такой ситуации невозможно директивным методом "переставить" котировки. Для того чтобы серьезно и быстро ослабить национальную валюту, нужно как минимум отказаться от нынешней гибкой валютной политики и снова вернуться к прошлым директивным методам.
Тем не менее этот факт отнюдь не означает, что нельзя добиться снижения курса за счет таких мер, как активное наращивание денежной массы и резкое увеличение ликвидности в системе за счет предоставления банкам нелимитированной кредитной линии наподобие тех программ, которые осуществил Европейский центробанк, запустив LTRO. Хотя в таких условиях экономика может столкнуться с довольно существенным скачком инфляционных ожиданий, и поэтому вряд ли финансовые власти рискнут пойти на такой эксперимент, как активная накачка денежной массы, однако исключать вариант неограниченной кредитной линии для банков все же не стоит, поскольку в случае острой необходимости может и не быть иного выхода.
Естественно, что в российском банковском секторе пока вроде бы не возникло проблем, аналогичных тем событиям, которые проявились в Европе в конце прошлого года и вынудили европейского регулятора предпринять необходимые действия, чтобы избежать кредитного краха, однако ситуация с ликвидностью на российском денежном рынке периодически становится довольно напряженной, провоцируя рост процентных ставок.
Такая напряженность связана, во-первых, с операциями на открытом рынке со стороны российского ЦБ, который изымает с рынка избыточную ликвидность, стремясь ограничивать рост денежной массы, чтобы сдержать инфляцию. Во-вторых, сжатие ликвидности можно обосновать еще и фактором массированных выплат отечественными банками своих внешних кредитных и долговых обязательств перед иностранными контрагентами, учитывая тот факт, что рынки внешнего кредитования для наших банков почти закрыты по причине "напряженки" с деньгами у европейских банков-партнеров. Иными словами, отечественные банки по большей части только погашают свои внешние обязательства при отсутствии возможности рефинансирования или привлечения новых денежных ресурсов.
Парадокс такой ситуации состоит в том, что нехватка рублевой ликвидности провоцирует банки продавать валюту, и этот момент можно считать одной из причин неплохого укрепления рубля в I квартале нынешнего года.Тем не менее, если обстановка с ликвидностью продолжит ухудшаться, российский Центробанк мог бы принять решение о предоставлении для банков долгосрочной кредитной линии под залог различных (даже рискованных) активов. Если подобное решение будет когда-то принято, это немедленно насытит денежный рынок ликвидностью, однако при этом может негативно повлиять на стоимость рубля.
Как это обычно происходит, банки, получая необходимые кредитные ресурсы, начинают спекулировать на валютном рынке, и в таком случае увеличение предложения рублей в системе провоцирует укрепление доллара и евро против российской валюты, и в том случае, если существуют внешние предпосылки для роста доллара, то вполне логично, что возникает дополнительное давление на стоимость национальной валюты.
Таким образом, нельзя исключать варианта, при котором ослабление рубля, действительно, будет существенным, если Центробанк предоставит банкам неограниченные рублевые ресурсы и внешние финансовые условия будут не в пользу аппетитов к рискам, провоцируя усиление позиций американского доллара. При этом можно даже предположить,что, если правительство и регулятор придут к выводу, что ослабление рубля может быть приемлемым с точки зрения внутренних условий (избыток рублей, усиление оттока капитала и сокращение торгового и платежного баланса), Центробанк может принять решение изменить торговый диапазон по рублю, расширив обе его границы. В таком случае волатильность отечественной валюты усилится и рубль может как быстро слабеть, так и, напротив, столь же значительно укрепляться в зависимости от глобальной рыночной конъюнктуры.
Противоположный сценарий, при котором рубль, напротив, сможет существенно укрепиться, связан с предположениями со стороны ключевых чиновников из российского ЦБ по поводу сокращения оттока капитала из страны и даже возможности для "огромной ликвидности", о которой недавно говорил один из руководителей финансового ведомства. Чиновник полагает, что приток ликвидности спровоцирует дополнительное инфляционное давление, и к тому же так называемый "исчерпывающий эффект базы" и будущее повышение коммунальных и иных тарифов естественных монополий только усилят инфляционное давление уже во второй половине года.
При этом руководство ЦБ пока подтверждает неизменность установленных целевых ориентиров по инфляции на текущий год в размере 5-6%, и Центробанк готов сделать все необходимое, чтобы удержать такой коридор по инфляции.
Разбираясь в таком противоречии, каким является упомянутое возможное значительное увеличение денежной ликвидности, и неизменности при этом целевых ориентиров по инфляции, можно придти к выводу, что Центробанк не намерен отказываться от политики стерилизации избыточной денежной массы, и если регулятор намерен сдерживать потенциальное укрепление рубля, для этого надо будет выкупать как можно больше валюты. Однако, чтобы не допускать неизбежного в таком случае роста рублевой массы, регулятор может агрессивно проводить операции на открытом рынке, чтобы изымать лишние рубли.
Как мы видим, при наличии стольких противоречивых тенденций ЦБ может сузить пространство для маневра, и чтобы избежать подобного сценария, вполне можно допустить, что Центральный банк России может скорректировать свою курсовую политику за счет пересмотра границы текущего торгового коридора по бивалютной корзине с точки зрения увеличения нижнего и верхнего пределов. В таком случае, если на рынке, действительно, окажется эта самая "огромная ликвидность", то есть будет приток валюты, тогда расширение границ бивалютного коридора может привести к весьма существенному укреплению рубля.
В любом случае теперь надо дождаться ближайшего заседания российского Центробанка, и, возможно, мы получим необходимую информацию о будущих действиях регулятора в рамках своей валютной и денежно-кредитной политики, и на основании полученной информации можно будет делать более очевидные выводы по поводу перспектив отечественной валюты Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|