Экономист, публицист, общественный деятель. Доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук. Председатель правления «Института динамического консерватизма».
Сам вопрос о том, должен ли бизнес быть этичным и социально ответственным, уже говорит о том, что концепция бизнеса как деятельности, концепция капитализма как такового в своем классическом виде никакой социальной ответственности не предполагала. Капитализм начинался в XVIII и XIX веках с работорговли, с мануфактур и фабрик, где дети и женщины работали по 12 часов в день и больше, с классовой ненависти и отношения к работнику как аристотелевскому «живому орудию труда». К каким историческим катаклизмам это привело в России, всем известно.
Запад, стараясь избежать такого развития событий, стал, пусть и нехотя, мало-помалу вводить «дикий» капитализм в цивилизованные рамки.
В США мысль о том, что производительность труда можно повысить добрым словом, улучшением комфорта в рабочем помещении и возможностью для работников высказывать свое мнение, стала рассматриваться лишь после пяти лет экспериментов американского психолога Элтона Майо 1927—1932 годов и сильно удивила общественность.
К концу XX века «капитализм с человеческим лицом» стал результатом пусть не фундаментального изменения своей природы, но по крайней мере серьезной работы над имиджем. Континентальная Европа выбрала социальную рыночную экономику с балансом интересов бизнеса и общества. Американский бизнес в 90-е годы оценил преимущества командной работы на основе сотрудничества, позитивного образа в глазах общества и стратегий сотрудничества с потребителями. Модель глобализации, со слов ее адептов, вроде бы предполагает возможности бизнес-реализации для каждого, да еще и на основе новых технологий и экологических стандартов — мультикультурный интернационал с айфоном. В реальности же глобализация подтачивает именно те модели рыночных экономик, которые связаны с традициями общественной пользы и ответственности. А об этичности глобализированного капитализма можно судить по случившейся всего неделю назад в Москве истории со сгоревшими заживо в бытовке 15 гастарбайтерами, которых хозяин просто запирал на замок снаружи. Увы, в XXI веке во многих регионах мира капитализм существует именно в тех варварских формах, с которых когда-то начинался. Просто потому, что в игре по закону джунглей тот, у кого в наличии совесть, автоматически проигрывает.
Будем честны: большая часть бизнесменов согласна с позицией Милтона Фридмана о том, что единственная цель бизнеса — прибыль. Никакой этике и человеколюбию тут не место. И именно такая пещерная «экономика без морали» считается теперь базисом цивилизованного общества. И победа глобализированного финансового капитализма над всеми прочими моделями — это шаг не вперед, сколь бы технологически совершенным ни был такой мир. Это шаг назад от цивилизованности в гуманитарном понимании, от человека как существа, жизнь которого невозможна без набора высоких смыслов. К тому же нынешняя экономическая модель дошла до своих пределов. И чем бы это ни кончилось — новой ли мировой войной или вялотекущими волнами стагнации, — олицетворением рынка без морали уже не будет излучающий порочное обаяние успешный биржевой карьерист. Скорее это будет лицо «живого орудия труда».
Нужен ли нам такой мир? А если нужен другой мир, то в этой модели социальная ответственность должна быть не побочным эффектом или подачкой слабым от сильных, а одним из базовых оснований для любой деятельности. В том числе предпринимательской.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #4 написал: альяно (8 апреля 2012 13:51) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
всё верно .. вот только этот "иструмент" ...
не чисто абстрактный а социальный ...
Влияние социальных факторов на экономику - факт известный
и даже Нобелевская премия по экономике за 2011
присуждена именно за это ...
В разных странах одни и те же "экономические приемы" - дают разный
экономический эффект ...
Так и мораль ....
то что для одних морально ... для других может быть аморально
Яркий пример - высокие проценты за ссуду
Поэтому говоря про "оптимальность" - не забываете называть
критерий оптимальности ....
Это касается и математики ...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
Экономика - это инструмент, и то как им пользуются зависит от умения мастера, но сам инструмент не может быть моральным или аморальным.
--------------------
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
НЕверное утверждение ....
даже если и считать экономику частным случаем математики ..
то МОРАЛЬ нельзя выводить "за рамки" - не указав какую задачу вы решаете ...
с помощи этой "математики" ....
Так как система "оптимальных решения" - требует определить критерий "оптимальности"
Если - критерий - "максимум бабла за минимум времени" - одна система уранений
Если - критерий - "завоевание сегмента рынка" - уже другая
Экономика - в большей степени социальная наука - чем математика ...
и часто социальные аспекты важнее несоциальных ..
Мораль в бизнесе - это в итоге .. тоже самое что и мораль в обществе ...
Если расуждать, что мораль в экономике выводится "за рамки системы оптимальных
решения"
то можно и в обществе её - "вывести за рамки"
А зачем она тогда нужна ????
Моральность или аморальность бизнеса - эависит
от моральности или аморальности - организатора этого бизнеса ...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2509
Рейтинг поста:
Экономика - это частный случай математики.
Мораль, это риск неопределенности и математикой выводится за рамки системы оптимальных решений.
--------------------