Ближайшие годы будут отмечены сейсмическими изменениями экономических условий в США. Во-первых, и самое главное, мы увидим резкое замедление экономического роста. Джереми Грэнтем, управляющий активами, которого я уважаю, считает, что в течение следующих семи лет глобальный рост составит два процента. Лично я считаю, что рост будет и того меньше.
Причин такому замедлению мириады, однако вот самые важные:
1) Возраст населения: рост доли населения, которое будет выходить на пенсию, в том время как в рабочей силе будет меньше молодёжи.
2) Бремя чрезмерной задолженности.
Что касается причины № 1, Европа является ярким примером такой ситуации. По данным Евростата, в период между 2004 и 2050 годами, число людей нетрудоспособного возраста существенно возрастёт. В ЕС в 2004 году на каждого человека нетрудоспособного возраста (64 года и выше) приходилось примерно четыре человека трудоспособного возраста (19-64 года). К 2050 году это число сократится всего до двух человек трудоспособного возраста на каждого нетрудоспособного.
За тот же период времени в Европе в три раза возрастёт число старых людей (80 и больше лет) – с 18 до 50 миллионов человек.
Эти цифры уже сами по себе могут объяснять то, почему Европе угрожает бюджетный кризис эпических масштабов. Все эти пенсионеры будут рассчитывать на получение доходов из государственного или частного сектора, будь то пенсии, расходы на здравоохранение и прочие социальные службы.
Эти проблемы, по большей части, стали явны в результате самого последнего анализа европейского долгового кризиса. И действительно, хотя большинство обозревателей хорошо осведомлены о соотношении ВВП к долгу, когда мы включаем необеспеченные обязательства вроде правительственных расходов и социальных программ, о которых говорилось выше, становится ясно, что ситуация в Европе гораздо хуже, чем принято считать.
Ситуация не столь плачевна для США, однако и здесь мы увидим резкий рост соотношения иждивенцев (числа людей пенсионного возраста к лицам трудоспособного возраста) между 2010 и 2030 годами, в период, когда бебибумеры начали выходить на пенсию: в 2010-м на каждых 100 человек трудоспособного возраста приходилось 22 человека возрастом 65 и более лет. К 2030-му это число должно будет вырасти до соотношения 37 к 100.
Что же касается США, то здесь хотя соотношение и не настолько плачевное, как в Европе, необеспеченные обязательства, стоящие перед ними, воистину астрономические. USAToday оценивает необеспеченных обязательств на сумму в 61.6 триллиона долларов, что равно примерно 528 тысячам долларов на каждую американскую семью.
Однако по сравнению с Японией Европа и США выглядят малышами. В 2009 году соотношение людей пенсионного возраста и работоспособного составляло 35 на 100 соответственно. А к 2050 году это соотношение вырастет до невероятных 73 к 100.
ЕС, Японии и США принадлежит 36 триллионов от 64-триллионной глобальной экономики (или почти 57 процентов). Так что долговое бремя в будущем будет оказывать огромное влияние на рост мировой экономики, особенно в развитых странах.
Такая задолженность приведёт к определённым результатам в политической перспективе. С одной стороны, государственный договор между правительствами и пенсионерами должен будет быть пересмотрен, поскольку денег, обещанных первыми вторым, просто нет.
Правительства будут пытаться совладать с этой напастью одним из двух способов: путём поднятия налогов для граждан с высоким доходом, либо нарушить обещания, данные своим пенсионерам.
Влияние этих решений на политический ландшафт будет глубоким. Среди прочего, мы увидим новую волну протестов на улицах (беспорядки в Греции являются лишь намёком того, что ждёт Европу, а в итоге и США).
Чтобы представить, как урезание социальных программ повлияет на США, вспомним, что в 2011 году 48 процентов американцев жили в семьях, в которых как минимум один член получал правительственную помощь в том или ином виде. Свыше 45 миллионов американцев в настоящее время получают продуктовые карточки, и 43 процента престарелых американцев являются получателями помощи в рамках Medicare (уход и помощь больным и престарелым; прим. mixednews).
Рассмотрим то, какое влияние даже 10-процентное урезание этих программ окажет на население США.
Учитывая это, люди будут вынуждены обходиться меньшим. Это будет иметь глубокие социальные последствия, однако более важно то, что политический процесс в развитом мире существенно изменится, поскольку политики больше не смогут обещать социальные льготы и другую помощь от правительства в обмен на избирательные голоса.
С точки зрения экономического роста, эти проблемы возрастной демографии и сопровождающего их долгового бремени будут выступать для развитых стран в качестве тормозящего якоря. К сожалению, это, скорее всего, приведёт к увеличению геополитической напряженности (так же, как мы видели это во время Арабской весны), а экономические спады обычно приводят к росту трений как в торговой сфере (США и Китай) так и росту военной напряжённости (Ближний Восток).
Как бы там ни было, мы станем свидетелями «Имплозии глобального долга». Это уже начинается в Европе и дойдёт как до Японии, так и до США. Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|