Fitch: инвесторы ждут гарантий, энергетики ждут инвесторов
Ведущий фактор для российских энергетиков - консолидация. Что еще укрепит энергосектор и как привлечь деньги в российские энергоактивы, об этом нам рассказал управляющий директор FitchRatings по энергетике и естественным монополиям Эрвин Ван Лумих.
Господин Ван Лумих, как сегодня выглядит структура электропроизводства в Европе? Как она может развиться в ближайшем будущем?
Основная тенденция в Европе сейчас связана с тем, что множество компаний по-прежнему вертикально интегрированы, они вовлечены в различные сегменты энергетической цепочки: производство электроэнергии, распределение и снабжение. Но сейчас прилагаются усилия по перекомпоновке, дроблению компаний на различные компоненты. Особенно мы наблюдаем в секторе передачи электроэнергии: из энергетических групп появляются новые компании, которые будут самостоятельными. Эта тенденция продолжается уже несколько лет, но во всех странах этот процесс происходит по-своему.
Растет ли вес альтернативных источников энергии на рынке, когда он может составить конкуренцию классическим видам топлива?
Сейчас их доля быстро растет, и можно говорить о наличии твердой политической воли в разных странах увеличивать свои возобновляемые ресурсы и увеличивать их долю в общей генерирующей базе. Сейчас ставится задача увеличить долю возобновляемых источников в Европейском союзе до 20% к 2020 г. Нужно сказать, что достичь эту цель будет нелегко. Но ряд стран уже достиг хороших результатов. Я бы сказал, что на данный момент наибольших успеха удалось достичь в области ветряной энергии. Но, кроме этого, и другие технологии уже могут похвастаться неплохими достижениями и прогрессом. Но основной проблемой является то, что развитие ветроэнергетики по-прежнему дорого по сравнению с другими традиционными технологиями. И с учетом текущей обстановки, я имею в виду экономический стресс, и давления на государственные бюджеты, становится все сложнее оправдать расходы на достижение некоторых целей. И пока не понятно, сможем ли мы сохранить такие темпы развития в будущем, пока эти цели не будут достигнуты.
Каковы перспективы экспорта электроэнергии из России в другие страны СНГ и в Восточную Европу?
Я думаю, это будет вполне возможно, если говорить о среднесрочной перспективе. И на самом деле, вы уже сейчас экспортируете электроэнергию. Экспортными поставками занимаются такие компании, как "Интер РАО ЕЭС" и другие. Я думаю, что основным приоритетом в ближайшие годы будет, вероятно, модернизация ваших мощностей в России, для того чтобы гарантировать надежность поставок электроэнергии, прежде всего внутри страны. Только после этого можно будет говорить о серьезном шаге вперед и организации экспорта в соседние страны и регионы.
Оцените перспективы "Северного и Южного потоков" поставки газа в Европу.
Можно сказать, что проект "Северный поток" был хорошо встречен в Европе. И мы также опубликовали некоторые материалы по этому поводу, в которых мы говорим о том, что "Северный поток" - это позитивное событие, прежде всего для "Газпрома". Потому что это дает дополнительный альтернативный маршрут для экспорта газа в Европу, в обход некоторых соседних стран, таких как, например, Украина. Это также довольно хорошая новость для западноевропейских потребителей, потому что опять же этот проект дает дополнительный источник газа. А еще совсем недавно на рынках была напряженность: они находились на пределе. Мы немного обеспокоены проектом "Северный поток" и тем влиянием, которое он может оказать на "Нафтагаз" и СПП, потому что у этих компаний, вероятно, произойдет сокращение объема прокачиваемого газа через их трубопроводы. Но это еще не ясно. Очень важно помнить о том, что пока была завершена только первая фаза проекта "Северный поток". Еще запланировано увеличение мощностей, которое произойдет, как кажется, в конце 2012 г. После этого трубопровод будет удовлетворять достаточно большую часть общего европейского спроса. Но в целом реакция на "Северный поток" была достаточно хорошей. Что касается "Южного потока", то, насколько я знаю, сейчас ведется работа с различными контрактами. Мне кажется, что для российского правительства этот проект имеет высокий приоритет, и, возможно, они попробуют реализовать его даже раньше первоначально запланированной даты, кажется, речь шла о 2020 г. Я думаю, если проект "Южный поток" будет реализован, то будет еще труднее обосновать альтернативный третий маршрут «Нобука», который является альтернативным проектом, и в нем никак не участвует Россия. Проблема проекта "Нобука" в том, что этот трубопровод будет стоить дороже и потребуется оформления множества новых документов, своего рода лицензий, для стран, через которые он будет проходить.
Найдет ли весь российский газ своих покупателей?
Да, я так думаю. "Газпром", несомненно, очень важный поставщик газа в страны Европы. Многие из этих стран не имеют собственных запасов газа. И среди немногочисленных альтернатив - это привлечение газа благодаря проведению газопровода через свою территорию. Но число игроков, подходящих для этого, очень ограничено. И "Газпром", несомненно, один из таких игроков. Конечно же, страны Южной Европы закупают большое количество газа из Алжира. Другая альтернатива - это СПГ, сжиженный природный газ. Но в конечном итоге, это обходится дороже. Очевидно, что в Европе довольно низкие спотовые цены на газ, хотя в последние месяцы произошла корректировка. И есть предположение, что в будущем европейские энергосбытовые компании и другие компании, занимающиеся поставками газа, будут больше покупать газа на спотовом рынке. Но, прежде всего, я думаю, люди заинтересованы в стабильности, которую дают такие долгосрочные контракты, которые предлагает "Газпром". И я думаю, он останется очень важным источником и в связи с некоторыми новыми процессами, Европа будет важным рынком. Также совершенно очевидно, что у "Газпрома" будет возможность выбора, так как, возможно, компания будет перенаправлять большие объемы своего газа на азиатские рынки, которые имеют огромный потенциал.
Каковы перспективы слияний и поглощений на российском энергетическом рынке?
Электроэнергетический сектор претерпел серьезную реструктуризацию в последнее время, и можно говорить о больших успехах. Произошло формирование более крупных групп. Мы считаем, что консолидация останется ведущим фактором. Этот рынок все еще остается сильно фрагментированным. И совершенно очевидно, он еще располагает потенциалом для сделок. Мы не в курсе самых ближайших сделок-транзакций. Но я не буду удивлен, если в 2012 г. произойдет дальнейшая активизация в этом направлении.
"РусГидро" в прошлом году активно выходила из сбытового рынка. В чем причина нелюбви генерирующей компании к этому виду бизнеса?
Я думаю, что сегмент поставок, распределения не очень прибыльный. Как правило, прибыль очень мала. Это, конечно, дает дополнительный заработок, но не очень много. И что касается такой компании, как "РусГидро", то покупателей, инвесторов, прежде всего, интересует генерирующий сектор, где они играют очень важную роль в России и за границей. И, вероятно, они приняли решение больше сфокусироваться на этом аспекте. Не на распределении и снабжении. Для того чтобы такой сектор, как системы энергоснабжения, успешно работал и приносил прибыль, необходимо иметь хорошую нормативно-правовую базу. И я думаю, при наличии таковой можно ожидать гарантированной прибыли от вложений. И тогда появится множество потенциальных инвесторов. Но пока проблема в том, что нормативно-правовая база еще находится в процессе усовершенствования. Я думаю, российское правительство также очень заинтересовано в сохранении низких тарифов на электроэнергию на уровне, доступном для потребителей. И иногда среди вопросов, вызывающих озабоченность, бывает тревога за то, что возможный объем прибыли от вложений будет недостаточно большим, чтобы привлечь большое число инвесторов. И на это, несомненно, следует обратить внимание на фоне предстоящих выборов.
Приватизация – фактор роста или источник переизбытка бумаг на рынке?
Приватизация, думаю, может помочь компаниям привлечь дополнительные источники финансирования и может повысить уровень компетенции сектора после появления профессионалов, но в зависимости от того, кто будет конечным покупателем государственных акций. И естественно, это положительно отразится на госбюджете. В целом я считаю это позитивным моментом, когда на рынок выходят частные инвесторы. Но я при этом добавлю, что, по нашему мнению, государство должно сохранять часть акций для контроля за сектором электроэнергии и энергетической отрасли вообще, которая считается весьма стратегической национальной экономикой. Поэтому мы не ожидаем, что государство полностью уйдет из этого сектора.
Есть ли риск консолидации энергетических активов в России?
Я с этим согласен. Это заметно уже в течение нескольких последних лет. Происходит создание крупных групп, которые проявляют активность в различных сегментах сети электроснабжения. Мы убеждены, что эта тенденция сохранится. В конечном итоге для создания конкурентоспособного рынка иногда бывает лучше иметь несколько очень крупных компаний, которые будут конкурировать между собой на равных, чем иметь очень раздробленный (фрагментированный) рынок, на котором есть пара игроков одного уровня и большая группа более слабых игроков. Вполне возможно, консолидация приведет к возникновению достаточно конкурентной среды.
Кто останется на этом рынке в итоге?
Думаю, мы увидим комбинированный вариант. Но в последние годы мы видим, что государство начинает играть достаточно важную роль в этом секторе. Несколько лет назад ряд международных компаний тоже инвестировали в российский рынок, включая Enel и Форчун, компанию из Финляндии. Они работают в России уже довольно долго. Но, думаю, проблема в привлечении нового международного капитала связана с тем, что вашей стране необходима нормативно-правовая база, которая бы могла гарантировать хороший возврат инвестиций. В настоящий момент я несколько скептичен относительно того, как (price path) система тарифов на электроэнергию, которая сейчас формируется в России, может отразиться на ожиданиях компаний относительно возврата своих вложений. Если система тарифов будет достаточно обоснованной и при условии появления прозрачной нормативно-правовой системы, мы можем ожидать прихода новых инвесторов в этот сектор. В конечном счете это огромный рынок, имеющий большой потенциал. Таковы мои прогнозы на долгосрочную перспективу. Но стабильность нормативно-правовой базы играет решающую роль.
Насколько велик интерес иностранных инвесторов к российским энергетическим активам?
Думаю, что для таких инвесторов на рынке есть интересные активы. Ряд игроков уже инвестировали в этот рынок. Но моя основная озабоченность опять связана с необходимостью иметь стабильную и предсказуемую нормативно-правовую базу, которая могла бы гарантировать эти инвестиции. Есть еще один момент: в Западной Европе сейчас много компаний, но местные рынки, на которых они работают, испытывают проблемы. Кроме того, у этих компаний очень высокая долговая нагрузка. Поэтому я не знаю, можно ли говорить об инвестициях этих компаний на других рынках в ближайшей перспективе. В долгосрочной перспективе, думаю, да. А также совершенно очевидно, что такие рынки, как российский, с точки зрения перспектив роста являются, вероятно, более привлекательными, чем более зрелые, давно сформировавшиеся рынки в Западной Европе. Поэтому в долгосрочной перспективе есть определенный потенциал.
Беседу провел корреспондент ТК "Россия-24" Сергей Батищев
Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|