Последний установленный им рекорд – заявление, что американо-индийские связи «определяют политику 21-го века». Будет забавно понаблюдать, как он собирается превзойти эту звучную риторику.
Но перед Обамой будет стоять и более серьёзная задача, чем новые достижения в обольстительной риторике. Дело в том, что его визит будут сравнивать с визитом президента России Владимира Путина, состоявшемся в четверг.
По общему мнению, визит Путина был весьма успешным. Официальные индийские лица, как сообщается, упоминали в средствах массовой информации, что договорённости, достигнутые в различных областях – в нефтеразведке, инфраструктуре, ядерной энергетике, военно-техническом сотрудничестве, алмазной отрасли – могут оцениваться где-то в 100 миллиардов долларов.
Теперь, если даже половина этой суммы станет общим доходом для бизнеса, который принёс визит Путина в денежном выражении, это, безусловно, означает нечто феноменальное, а именно – что индийская дипломатия достигла зрелого возраста и знает, к чему нужно стремиться, когда речь идёт о визитах на высшем уровне.
По традиции, Дели относился к визитам на высоком уровне как к крупным протокольным мероприятиям. Однако премьер-министр Нарендра Моди привносит в индийскую дипломатию такие вещи, как целенаправленность и подотчётность. Индийским учёным мужам лучше свыкнуться с новыми критериями для оценки динамики двусторонних связей Индии с зарубежными странами.
Это возвращает нас к визиту Обамы. На фоне визита Путина ожидания возрастают. Как я уже писал ранее, явится ли Обама с дарами?
Нет, не с дарами в виде ещё больших порций головокружительной риторики, а пересчитанными на осязаемые результаты, которые можно оценить в денежном выражении – проще говоря, результаты, которые отвечают потребностям амбициозной Индии, равно как и программе развития Моди. Нам хотелось бы знать, например, сколько рабочих мест Обама поможет создать – в Индии.
Индийские учёные мужи и эксперты очень тщательно готовят список пожеланий Америки в ходе контактов на высоком уровне. Для разнообразия, не поразмыслить ли им о том, какие какие предпрития и инвестиции Соединённые Штаты могут дать для Индии Моди?
Если не что-то другое, так элементарный патриотизм потребует от них провести какую-то подготовительную работу в этом роде.
Конечно же, Обаме нужно бежать намного быстрее, чтобы догнать таких группу таких его коллег, как руководители Японии, Китая и России, с тем, чтобы сравняться с предложенным ими Индии в ходе недавних встреч с Моди.
Конечно, встреча Обамы с Моди в Белом доме в конце сентября была поводом познакомиться. Но теперь процесс завершён, мистер президент, и нам нужно взглянуть на его «плоды».
И это должны быть «плоды» материальные, которые поддаются количественному измерению в денежном выражении. Индия под руководством Моди неуклонно привыкает к мысли, что становиться богаче – это желательная цель для страны.
Однако, увы, пока что симптомы неблагоприятны. Обама всего лишь ступает по протоптанной дорожке, льстя индийскому руководству – то и дело щедро расхваливая Моди и поощряя его прыгать всё выше и разъяснять постоянный рост планки множащихся американских ожиданий от Индии так называемых «реформ», которые генерируют рост американского экспорта на индийский рынок и создают больше рабочих мест в Америке.
Но, с другой стороны, Моди и без обамовских комплиментов знает, что он действительно «человек действия». В самом деле, Моди гордится тем, что он человек действия. Читайте его предвыборные речи.
Увы, фирменной риторики Обамы может оказаться недостаточно, чтобы вдохнуть новую жизнь в американо-индийские отношения. Визит Путина подчеркнул, что Моди установил новые ориентиры для индийской дипломатии.
http://polismi.ru/