Опубликовано 23:34 28.11.2014 Документ: http://www.regnum.ru/news/1871411.html
Скандально прославившийся бывший министр иностранных дел, а ныне посол Украины в Варшаве Андрей Дещица прокомментировал в интервью Radio Wnet итоги местных выборов в Польше, подсчет которых сопровождался многочисленными скандалами: «Я не могу вмешиваться во внутренние дела Польши, но надеюсь, что не придется передавать наш опыт „Оранжевой революции“. Надеюсь, что в Польше будет сделано более демократическим способом».
Украинский дипломат, очевидно, хотел сделать комплимент, а вышла неуместная двусмысленность: во-первых, Варшаве намекнули на возможность Майдана; причем, во-вторых, этот «революционный способ» признали менее демократическим.
Киев в последние месяцы избрал странный метод общения с Варшавой. Складывается впечатление, что в проведении внешнеполитического курса украинское правительство «не замечает» своих польских коллег. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк неизменно поддерживает формат проведения переговоров с Москвой в так называемом «женевском формате», который не предполагает отдельного участия Польши в составе переговорщиков. После утверждения Яценюка главой правительства на первом заседании новой Верховной рады президент Петр Порошенко озвучил идею назначения в кабинет иностранных специалистов. Но из каких стран? По данным Euronews, это будут «граждане Словакии, которая заявила о своем богатом опыте в вопросе перехода от социалистической системы к демократии». Украинский портал УНИАН называет другие государства — вице-премьером могут назначить грузина, в министерстве инфраструктуры появится литовец. И только польский еженедельник Polityka намекает, что от Польши в Киев мог бы отправиться бывший президент Александр Квасьневский. Однако его имя уже было связано со скандалом в мае этого года, когда польский телеканал TVN24 сообщил, что в разгар Майдана Квасьневский вошел в совет директоров украинской газовой компании «Burisma», наряду с сыном вице-президента США Джо Байдена. После обнародования этой информации главы правящей партии «Гражданская платформа» (РО), премьер Дональд Туск и оппозиционной «Право и Справедливость» (PiS) Ярослав Качиньский совместно осудили поступок экс-президента.
Варшава постоянно говорит о своей готовности поделиться с Киевом национальным опытом в области развития местного самоуправления и образования. Однако Украине сегодня нужно другое. Министр иностранных дел Павел Климкин откровенно призвал Германию оказать помощь «в связи с вооруженным конфликтом на востоке страны». По словам министра, украинским военнослужащим безотлагательно необходимы дизельные двигатели для транспортных средств, перевозящих личный состав. «Здесь важно быстрое решение вопроса», — подчеркнул Климкин. Польша на такое вряд ли способна. На днях Rzeczpospolita опубликовала статью о попытках запорожского концерна «Мотор Сич» начать с польскими фирмами деловое сотрудничество. Речь идет о кооперации в деле изготовления и модернизации самолетных и вертолетных двигателей. Между тем, авиационный эксперт Бартош Гловацкий отмечает: «Польская армия уже решила поменять старые истребители российской конструкции на новые, построенные по западным моделям, поэтому в этой ситуации нет смысла модернизировать старое поколение Ми-8».
В итоге вместо экономики Польша наиболее плотно соприкасается с Украиной в гуманитарной сфере — а там отчаянно «искрит». Сторонники школы одного из основателей польской государственности Романа Дмовского считают, что главная угроза для страны заключается в подрыве ее внешнеполитического влияния. При этом, блестящая тактическая победа зачастую оборачивается стратегическим поражением. Как напоминает историк Войцех Турек, оккупации Польши в 1939 году предшествовало «отравление „угарным газом“ осенью 1938 года, когда поляки добились „большого исторического успеха“ в Заользье на волне народного энтузиазма из-за нашего участия в разделе Чехословакии. Меньше, чем через год, немцы разгромили смелую „освободительную“ польскую армию и страна исчезла с карты мира». История повторяется. В феврале этого года Варшаве казалось, что государственный переворот в Киеве приведет Украину в ее объятия. А сейчас, замечает экс-заместитель министра финансов Польши, экономист Цезарь Мех, отсутствие демократии на Украине и ее «олигархизация» не сулят ничего хорошего, поскольку «это не ускорит подлинного примирения между народами наших стран, напротив, стимулирует правящий класс в Киеве придерживаться криптофашистских настроений». Проблемы начинает испытывать не только Подкарпатское воеводство, граничащее с Галичиной. В воскресенье, 23 ноября, на Замковой площади и Королевском Тракте в Варшаве прошел очередной «Марш солидарности с Украиной». В нем приняли участие политики от РО и PiS. А участники акции открыто рассказывали журналистам, что УПА боролась с россиянами, немцами, венграми, австрийцами, а также с поляками за независимость Украины.
Не станет ли в итоге опыт «оранжевой революции», о чем говорил украинский посол Дещица, интересным для поляков? Накануне второго тура голосования на местных выборах, который состоится 30 ноября, премьер-министр Польши Ева Копач выступила с обращением. В нем она призвала продемонстрировать, что в стране власть определяется не на улице, а в урнах для голосования. «Только вы можете опровергнуть опасные утверждения, что Польша сейчас ближе Белоруссии, чем Западу», — заявила избирателям Копач. Но в Минске спокойно в отличие от Украины. Тем временем МИД Польши поддержал акцию в честь годовщины «революционных» событий в Киеве. 18 ноября из Варшавы в рамках пробежки «Спешите на Майдан» отправились бегуны в лице журналистов, олимпийцев, ученых, художников. На месте в украинской столице к ним присоединились представители посольства Польши в Киеве. Однако как бы не получилось так, что в недалеком будущем уже сам Майдан поспешит в Варшаву.
Станислав Стремидловский — обозреватель ИА REGNUM
Рейтинг публикации:
|