Ведущая передачи In the Now на RT Анисса Науэй была приглашена в эфир CNN вместе с бывшим премьер-министром России Михаилом Касьяновым, который резко критикует политику российских властей.

 

«CNN пригласили в программу Кристиан Аманпур нашу ведущую Аниссу Науэй. Мы согласились при условии, что полная версия интервью будет выложена на сайте CNN с расшифровкой. Спустя сутки полная версия на сайте так и не появилась. Лишь после того, как мы напомнили CNN об их обещании, они выложили транскрипт − и то не совсем полный», − позднее написала в своём блоге главный редактор RT Маргарита Симоньян.

 

Во время дискуссии американская журналистка не стеснялась громких слов. Она заявила, что «независимых СМИ в России всё меньше», «всё больше изданий принудительно закрывается». 

 

«Полезно ли для общества, когда новости освещаются только с одной точки зрения? Ведь именно так сейчас и происходит», − спросила Кристиан Аманпур. «Это абсурдный вопрос со стороны человека, который уже более 15 лет озвучивает позицию госдепартамента. Просто абсурдный», − ответила журналист RT.

«Вы переходите на личности»

Кристиан Аманпур сочла такой ответ переходом на личности, несмотря на то что ранее сама неоднократно так поступала. В конце марта 2014 года ведущая CNN обрушилась с критикой на постпреда России при ООН Виталия Чуркина за то, что он отказал ей в интервью.

 

«Возможно, такие люди, как Чуркин, не считают, что они обязаны отвечать на неудобные вопросы. Дочь Чуркина работает журналисткой в американском бюро Russia Today в Нью-Йорке. Мы видели, как она задавала вопросы представителю госдепартамента США Джен Псаки о кризисе на Украине. Раньше она вообще делала репортажи о деятельности своего отца», − заявила тогда американская журналистка в эфире своей программы.

 

В ответ Виталий Чуркин направил Аманпур письмо, в котором отметил, что после нескольких десятилетий на дипломатической службе может сам рассказать любому о «неудобных вопросах».

 

Позднее, в июле 2014 года, во время интервью с постоянным представителем РФ при Евросоюзе Владимиром Чижовым Аманпур призвала прекратить обвинять друг друга в связи с ситуацией на Украине. Однако в её втором вопросе прозвучало обвинение в адрес российских СМИ, на что обратил внимание дипломат.

 

«Загоняют ли Путина в угол пропаганда, которую, извините, распространяют в России ваши государственные информационные агентства, и теории заговора, которые они раскрывают? Насколько тяжело сейчас будет для него пойти по другому пути и постараться стать миротворцем?» − спросила Аманпур российского дипломата.

 

«Вы сами говорили, что нам не стоит обвинять друг друга, и только что обвинили российские СМИ. Мы свидетели явления, которое можно, конечно, назвать информационной войной, имеющей свои правила и законы. Но если говорить серьёзно, то могу вас заверить, что в национальных интересах России, чтобы данный конфликт закончился как можно скорее. У России никогда не было намерения начинать этот конфликт, его начала не Россия. И в наших интересах никогда не было его продлевать или обострять», − подчеркнул Чижов.

Личный опыт

Впрочем, обвиняя российские СМИ в пропаганде, ведущая CNN забыла о том, что сама использовала пропагандистские методы, когда вела репортажи из Югославии и Сирии.

 

«Вы уже больше 15 лет озвучиваете линию госдепартамента – начиная с Югославии и заканчивая Сирией. А сейчас вы, по сути, занимаетесь тем же самым относительно Украины», − заявила Анисса Науэй в эфире CNN. Она уточнила, что неоднократно смотрела репортажи Аманпур из Сирии. «И ни в одном из них вы не подвергали сомнению политику и заявления американского правительства. А вот мы – «российская пропаганда» – задавали неудобные вопросы по поводу поставок вооружений Свободной сирийской армии, «Фронту аль-Нусра» и другим группировкам. Теперь нам всем приходится иметь дело с ИГИЛ», − отметила ведущая RT.

 

Кристиан Аманпур открыто заявила, что слова Науэй не выйдут в эфир CNN: «Можете быть уверены, это я в эфир не пропущу, Анисса».

 

Так и произошло: данная дискуссия была вырезана в процессе монтажа. Однако RT публикует расшифровку диалога, который зрители CNN так и не услышали.

 

Кристиан Аманпур:


Анисса, вы сказали, что вы американка. Мне интересно ваше мнение о положении СМИ в России. Дело в том, что независимых СМИ там всё меньше, особенно на телевидении; всё больше изданий принудительно закрывается. Российские власти даже вносят сейчас изменения в законодательство, ужесточая требования к иностранным СМИ, так что CNN и другие телекомпании не смогут больше работать в России. По-вашему, это хорошо или плохо? Когда в стране все СМИ контролируются государством – это полезно для общества или нет?

 

Анисса Науэй:


Мне кажется, ваши слова не вполне соответствуют действительности. Во-первых, я не припомню в России ни одного закрытого телеканала…

 

Кристиан Аманпур:


Но это правда.

 

Анисса Науэй:


Я не могу вспомнить ни одного закрытого в России телеканала. Я только что вернулась с конференции News Exchange – там мы спросили у представителей руководства CNN, почему они решили прекратить вещание в России. А они ответили, что виной тому технический сбой у операторов кабельного ТВ.

 

Кристиан Аманпур:


Ну вот, я вам сейчас рассказываю.

 

Анисса Науэй:


То есть вы сейчас утверждаете, что российское правительство чинит вам препятствия для работы в России?

 

Кристиан Аманпур:


Я вам рассказываю, что в России готовится законопроект, который затруднит вещание внутри страны для нас и для остальных зарубежных телекомпаний. Но на самом деле я хочу спросить вас: полезно ли для общества, когда новости освещаются только с одной точки зрения? Ведь именно так сейчас и происходит.

 

Анисса Науэй:


Я с вами не согласна. Во всяком случае, на Russia Today точно не так. Как я уже сказала, мы постоянно цитируем заявления украинского правительства и правительств западных стран. Если вас интересует анализ деятельности новостных СМИ внутри России, я, честно говоря, не уверена, что подхожу на роль эксперта. Но что касается RT, мы всегда стараемся освещать события с разных сторон. Делаем ли мы больший акцент на российской точке зрения? Конечно, ведь именно её склонны обходить вниманием на Западе. Но это абсурдный вопрос со стороны человека, который уже более 15 лет озвучивает позицию госдепартамента. Просто абсурдный.

 

Кристиан Аманпур:


Это вы мне?

 

Анисса Науэй:


Конечно же, вам. Кому же ещё?

 

Кристиан Аманпур:


Мне??

 

Анисса Науэй:


Конечно!

 

Кристиан Аманпур:


Вы шутите, верно?

 

Анисса Науэй:


Вы уже больше 15 лет озвучиваете линию госдепартамента – начиная с Югославии и заканчивая Сирией. А сейчас вы, по сути, занимаетесь тем же самым относительно Украины. Так что я обращаюсь, конечно же, к вам.

 

Кристиан Аманпур:


Боже правый. Вы хоть смотрели мои репортажи из Сирии? Хоть один?

 

Анисса Науэй:


Смотрела неоднократно. И ни в одном из них вы не подвергали сомнению политику и заявления американского правительства. А вот мы – «российская пропаганда» – задавали неудобные вопросы по поводу поставок вооружений Свободной сирийской армии, «Фронту аль-Нусра» и другим группировкам. Теперь нам всем приходится иметь дело с ИГИЛ.

 

Кристиан Аманпур:


Анисса, я пригласила вас на эту передачу…

 

Анисса Науэй:


Так и есть, но вашим зрителям следует об этом знать.

 

Кристиан Аманпур:


Я пригласила вас для зрелой дискуссии…

 

Анисса Науэй:


Ваши зрители должны знать.

 

Кристиан Аманпур:

 

И я бы хотела, чтобы вы…

 

Анисса Науэй:


А вам следует им об этом рассказать.

 

Кристиан Аманпур:


Ну да! Они и так в курсе – именно поэтому они и смотрят мои передачи столько лет. Но послушайте…

 

Анисса Науэй:


Очень хорошо. Уверена, они в курсе, кто такой Джеймс Рубин, и помнят, как вы освещали конфликт в Югославии.

(В 1998 году корреспондент CNN Кристиан Аманпур вышла замуж за Джеймса Рубина, на тот момент занимавшего пост помощника госсекретаря США по связям с общественностью.  RT)


Кристиан Аманпур:


Я бы попросила вас лично навести справки… лично навести справки… лично навести справки и в порядке самообразования поднять все мои сюжеты по Югославии и Сирии, сравнить их с официальной линией правительства США. Более того, найдите и посмотрите передачу, с которой началась моя известность, – это было интервью с президентом Клинтоном, в ходе которого я оспаривала его политику в отношении Боснии и Югославии. Послушайте, Анисса, я уважала вас, но зря вы так высказываетесь обо мне – уж о ком-о ком... Вы ошибаетесь, и я призываю вас перепроверить…

 

Анисса Науэй:


Действительно, как смеет кто-то поднимать в эфире CNN вопрос о том, кто вас финансирует и с какими правительствами вы сотрудничаете? Как смеет кто-то высказывать всё это в эфире CNN?

 

Кристиан Аманпур:


Нет! Нет! Нет! Эй, минуточку! Нет-нет-нет, вы только что сказали всё, что хотели. Но когда вы переходите со мной на личности, это неправильно, потому что вы это делаете не с позиций знающего человека – не знаю, зачем вы так поступаете, но руководствуетесь вы точно не знаниями.

 

Анисса Науэй:


Так пусть ваши зрители решают сами, Кристиан. Думаю, это будет самое честное решение для нашего спора. Пусть они пересмотрят ваши сюжеты о Югославии…

 

Кристиан Аманпур:


Что вы сказали?

 

Анисса Науэй:


Пусть решают ваши зрители. Пусть пересмотрят ваши сюжеты о Югославии и сравнят их с официальной линией госдепартамента на предмет полного совпадения позиций.

 

Кристиан Аманпур:


Вот что я вам скажу: посмотрите моё интервью с президентом Клинтоном, и уж тогда будете сами решать. Но можете быть уверены: это я в эфир не пропущу, Анисса. Это личный выпад. Вы… вы…

 

Анисса Науэй:


Я очень хорошо помню то ваше интервью, и вы тогда агитировали за войну.

 

Кристиан Аманпур:


Вот именно!

 

Анисса Науэй:


Вы, по сути, призывали Билла Клинтона начать войну.

 

Кристиан Аманпур:


А разве сам Клинтон был тогда за войну?

 

Анисса Науэй:


Я не знаю, чего хотел Клинтон, – я сейчас говорю о вашей работе как журналиста.

 

Кристиан Аманпур:


Come on, you’ve lost me babe! Спасибо большое! Правда, спасибо. Жаль – я думала, у нас получится зрелая дискуссия, но ничего не вышло. Большое спасибо.