опубликовано редакцией на Переводике 18.11.14 11:40
"Если цель в том, чтобы г-н Путин выглядел изолированным на мировой арене, чтобы сделать его менее популярным дома, то это не сработало" Фото: РИА Новости/Рейтер
Эндрю Кричлоу, редактор отдела сырьевых товаров
Дэвид Кэмерон похвалил встречи на саммите "большой двадцатки" в Брисбене в выходные как успешные для глобальной экономики. Но в действительности встреча самых влиятельных лидеров мира запомнится только неожиданным отъездом президента Владимира Путина.
Российский лидер уже, вероятно, решил даже до прибытия в Австралию пораньше вернуться домой и обойтись без любезностей завершающего саммит ужина. Предупреждение г-на Кэмерона, что Кремль находится на "распутье" в отношениях с Западом из-за его предполагаемой интервенции на Украине, вместе с резким заявлением канадского премьер-министра Стивена Харпера, чтобы Россия ушла из своего соседского бывшего клиентского государства, более чем вероятно укрепили намерение г-на Путина не отступать ни на йоту.
На самом деле его бойким ответом на эти угрозы и предупреждения была жалоба на недостаток сна, что говорило о том, что он готовится сопротивляться в плане его поддержки пророссийских сепаратистов поблизости от Донецка.
Конечно, если цель в том, чтобы г-н Путин выглядел изолированным на мировой арене, чтобы сделать его менее популярным дома, то это не сработало, также это показывает глубокое непонимание российского склада ума. Страна, которая пережила кровавое побоище Сталинграда и почти полвека экономической изоляции после окончания Второй мировой войны, вряд ли моргнет первой в своем текущем противостоянии с Западом. И действительно, рейтинг популярности г-на Путина дома никогда не был таким высоким.
Опасность для глобальной экономики в том, что этот конфликт между Западом и Россией, который теперь многими описывается как новая Холодная война, будет являться значительной помехой для экономического роста в течение многих лет. И, конечно, маловероятно, чтобы меры, о которых договорились на саммите "большой двадцатки" для стимулирования роста глобального валового внутреннего продукта (ВВП) на 2 процента или на 1,25 триллионов фунтов до 2018 года, были достижимы, пока страна размером с Россию - восьмая крупнейшая экономика мира - остается в изоляции.
Хотя коктейль экономических санкций и падающие цены на нефть уже начали оказывать жесткое давление на российскую экономику, Запад тоже все сильнее начинает ощущать боль от изоляции Москвы. Основную тяжесть длительной экономической войны с Россией ощущают Европа и Британия, а не США. Европейская торговля с Россией выросла почти в четыре раза за последние десять лет, достигнув около 335 миллиардов долларов, и многие компании теперь считают эту страну одним из своих самых быстро растущих и самых важных экспортных рынков. Экспорт в Россию, как считается, составлял 0,6% ВВП Европы до того, как был введен текущий раунд санкций.
Европа оказалась в центре ожесточенного спора с Россией в момент, когда ее собственная экономическая система начинает рассыпаться. Дефляция и торможение роста делают европейские страны, за исключением Британии и Германии, по-настоящему больными среди стран "большой двадцатки". Европе, пожалуй, нужны российские нефтедоллары больше, чем России - неработоспособный экономический блок из 27 стран, которые грызутся между собой, нужно ли им оставаться вместе.
В момент, когда большинство европейских стран должны бы сконцентрироваться на сокращении дефицита бюджета и госрасходов, угроза России означает, что ассигнования на оборону придется сохранить, а в некоторых случаях и увеличить. Без поддержки США европейские вооруженные силы, не имеющие достаточного финансирования и достаточного количества вооружений, не могут тягаться с Россией, даже если ее военная машина является тенью тех воинственных полчищ, что маршировали по Красной площади в коммунистическую эпоху.
Торговые санкции и ограничения в отношении отдельных личностей и финансовых сделок - основные мишены текущих санкций - оказывают пока что ограниченное воздействие на Россию. Последние данные показывают, что российская экономика выросла на 0,7% в третьем квартале по сравнению с прошлым годом, что превышает прогноз Банка России в 0,3% итогового роста. Большая часть воздействия на экономику и резкое падение рубля являются результатом снижающихся цен на нефть.
Более того, самое мощное экономическое оружие Запада, чтобы вынудить г-на Путина сесть за стол переговоров, в значительной мере не контролируется Западом. Странное бездействие Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в отношении снижения добычи, чтобы остановить 28% падение цен на нефть с июня месяца, сделало, пожалуй, больше, чтобы испугать г-на Путина, чем любой иной вид взыскания, наложенного лидерами "большой двадцатки" в Австралии. Россия зависит от нефтяных и газовых доходов в плане 45% своих бюджетных доходов и не сможет долгое время выдержать цены ниже 100 долларов за баррель.
Тем не менее, г-н Путин сказал во время саммита "большой двадцатки", что его страна готова выдержать даже "катастрофическое" падение цен на нефть. Его высказывания, возможно, также объясняют, почему Россия делала запасы золота в этом году, накопив в хранилищах своего центрального банка, по оценкам, 1150 тонн драгоценного металла. Однако, даже если Саудовская Аравия - единственный член "двадцатки", который также является членом ОПЕК - поддержит общую стратегию по оказанию экономического давления на Россию посредством искусственного понижения цен на нефть, будет трудно поддерживать эту стратегию долгое время.
Учитывая всю эту неопределенность, я сомневаюсь, что г-на Путина сильно волновало его публичное "выбрасывание из окна" на саммите "двадцатки", когда он летел обратно домой.
Конец ОПЕК
Саудовского принца Салмана бин Абделазиза аль-Сауда видели погруженным в беседу с Владимиром Путиным на саммите "двадцатки". Есть основания полагать, что обе страны поддерживают создание новой глобальной энергетической организации, которая будет стоять выше и ОПЕК, и Международного энергетического агентства.
В одном сообщении в австралийской прессе говорилось, что новая организация может быть создана в рамках более широкой реорганизации глобальных энергетических рынков, чтобы обеспечить надежные поставки нефти и газа, а также большую прозрачность в отношении цен.
Чтобы подобная организация заработала, ей придется иметь полномочия по регулированию физических поставок сырой нефти и природного газа на мировые рынки. В настоящий момент только ОПЕК как коллективная организация имеет такие полномочия, и все ее 12 стран-членов, возможно, не захотят отказаться от своего самого большого козыря.
Однако, если "большая двадцатка" создаст новую всеобъемлющую энергетическую структуру, она могла бы помочь сблизить интересы нефтедолларовых членов ОПЕК и следующего поколения таких крупных производителей как США, которые хотели бы обеспечить соблюдение баланса интересов между более низкими средними ценами и безопасностью поставок.
http://perevodika.ru/articles/25798.html
Рейтинг публикации:
|