На Западе в 2014 году насчитали 40 инцидентов, которые могли привести к вооруженному столкновению с Россией.
Влиятельный европейский исследовательский центр European Leadership Network (ELN) опубликовал доклад с говорящим названием «Опасное балансирование на грани войны». Эксперты центра, штаб-квартира которого находится в Лондоне, проанализировали «крайне тревожные» внештатные ситуации между вооруженными силами России и НАТО и пришли к выводу, что их число резко возросло. За последние восемь месяцев они насчитали около 40 инцидентов, которые потенциально могли привести к непосредственному столкновению. В основном подобное происходило в районе Балтики, а также в Заполярье, Черном море и вдоль границ США и Канады.
Так, ELN пишет, что 3 марта 2014 в Дании коммерческий самолет SAS c 132 пассажирами на борту едва избежал столкновения с российским самолетом-разведчиком из-за того, что последний, якобы отключил радиоответчики. Среди других инцидентов, по данным центра: «нарушения воздушного пространства стран Альянса, случаи рискованного пилотажа, пролеты на малой высоте над кораблями НАТО, симуляции воздушной атаки».
В докладе также сказано, что в этом году истребители НАТО поднимались в небо для перехвата российских самолетов уже более ста раз, что в три раза чаще, чем в 2013-м. Все это привело авторов к выводу, что уровень военной напряженности между Россией и НАТО можно сравнить со временами «холодной войны».
В российском Министерстве обороны неоднократно заявляли, что российские самолеты ни разу не нарушали воздушное пространство других стран. А активизация маневров наших военных объясняется планами по увеличению часов налета у летчиков.
Причиной роста военной напряженности в ELN называют «более агрессивное поведение России и готовность Запада ответить на него». Наращивание сил НАТО в Польше и странах Балтии, приближение инфраструктуры Альянса к границам России, в исследовательском центре, очевидно, не считают источником напряженности и «агрессивным поведением». Но там уверяют, что Москва играет в опасную игру, в которой любой просчет или человеческий фактор могут привести к потенциальной эскалации.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко убежден, что страны НАТО сами провоцируют рост напряженности, традиционно обвиняя в этом Россию.
- Российские самолеты не нарушают никаких границ, поэтому нет необходимости их перехватывать. Все перехваты происходят в международном воздушном пространстве, и как раз маневры натовских истребителей носят провокационный и вызывающий характер. Не могу согласиться с тем, что Россия, якобы, нагнетает военную истерию и «прессует» Запад. Просто наша армия выполняет плановые задачи боевой учебы. Летчики должны летать, иметь определенный налет. В соответствии с планами боевой подготовки наши самолеты выполняют различные задания, в том числе над Балтийским морем. Непосредственно в зону воздушного пространства стран-членов НАТО эти самолеты не заходят, поэтому все обвинения носят искусственный и беспочвенный характер.
— То есть наши самолеты и раньше совершали такие полеты, но НАТО не так остро реагировало на них?
- Раньше, в 90-е годы, Российская армия деградировала. Да и в 2000-е чувствовала себя не лучшим образом. Сейчас, с приходом Сергея Шойгу на пост министра обороны, резко усилилась боевая подготовка. Летчики стали больше летать, танкисты – стрелять. То, что сейчас делает армия – это возвращение к нормальной практике боевой подготовки. А НАТО, видимо, хочет, чтобы мы оставались такими же убогими, как в 90-е годы. Нормальная плановая боевая учеба российских ВВС выдается НАТО за возвращение к временам «холодной войны», но это абсолютно ложное утверждение.
— Аналитики ELN приводят около 40 случаев, которые называют «опасными»…
- О каком «агрессивном поведении России» речь, если наши самолеты выполняют полеты в нейтральном воздушном пространстве? Я понимаю, если бы мы на форсаже пролетели над Таллином или Ригой, переколотив все горшки на кухнях у прибалтов. Тогда бы поднялся вой, и нас могли бы в чем-то обвинять. Но мы не нарушаем ничьего воздушного пространства, какая же здесь агрессивность? Дальше они могут обвинять нас в чем угодно, но должен же быть какой-то здравый смысл.
Вот НАТО – это агрессивный блок, который в четыре с половиной раза превосходит численность российской армии, проводит провокационные учения возле наших границ. Раньше нам объясняли, что это блок предпринимает против международного терроризма. Но теперь они открыто говорят, что видят в России противника, прежде всего, военного, и о международном терроризме уже не упоминают.
— Эксперты считают, что с возрастанием количества «инцидентов» растет и риск вооруженного столкновения. Так ли это?
- ВВС России не перехватывают натовские самолеты, которые летают над международными водами. А они наши – перехватывают. Например, над Балтийским и Северным морями. Соответственно, создают опасность инцидентов. Наши самолеты летят по заданному маршруту, а они пристраиваются то слева, то справа, допускают опасные сближения. НАТО само является источником напряжения, и при этом руководство Альянса бессовестно и нагло лжет. Как лгали, тряся пробиркой якобы с сибирской язвой и утверждая, что Ирак производит бактериологическое и химическое оружие, поэтому необходимо военное вторжение.
Мы должны твердо проводить свою политику, невзирая на этот вой. Летали и будем летать. А если кому-то не нравится, извините - это не наши проблемы.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский не исключает, что случаи конфронтации российских и натовских вооруженных сил возможны, но они не приведут к полномасштабному военному конфликту.
- Перехваты самолетов - это международная практика. Тем самым проверяется готовность сил противовоздушной обороны и ВВС к выполнению задач по предназначению. Что касается утверждения, что количество перехватов, якобы, достигло уровня «холодной войны», это далеко от действительности. В годы, когда существовала Советская армия, такие полеты выполнялись на порядок более интенсивно.
При этом не будем забывать, что силами НАТО регулярно осуществляются полеты разведывательных самолетов вдоль границ России. Мне кажется, что не мы провоцируем эту напряженность, потому что не мы разместили авиацию в Прибалтике, дополнительные авиационные силы в Польше, а НАТО. Так что не Россия инициирует повышение напряженности в международном воздушном пространстве.
— Аналитики центра, тем не менее, видят причину именно в «возросшем агрессивном поведении» России…
- Понятно, что они не будут признавать свои действия причиной роста напряженности. Но нужен объективный подход. Не стоит идти на поводу у западных аналитических центров. НАТО ведь не только приближает инфраструктуру к нашим границам. Они нарушают положения договора между Россией и Альянсом 1997 года о том, чтобы не размещать на постоянной основе дополнительные силы НАТО в восточноевропейских странах и Прибалтике. Теперь стали размещать там силы как бы на ротационной основе. Но ротация-то происходит внутри НАТО, поэтому с точки зрения РФ там возникает постоянная военная угроза.
— В докладе предупреждают, что такие внештатные ситуации рано или поздно приведут к инциденту с трагическим исходом и эскалации ситуации, возможно ли это?
- Да, инциденты в принципе возможны. Мы знаем это по опыту той же «холодной войны», когда наши самолеты терпели крушения во время облетов американских кораблей. Были случаи столкновения самолетов в воздухе при перехвате в международном воздушном пространстве. Некоторые из них привели к катастрофам. С этим ничего нельзя поделать. Трафик на дорогах же не отменяется. Что бы мы ни делали, машины сталкиваются и водители погибают. Так что я согласен с тем, что какие-то инциденты могут произойти
— Но это не та ситуация, которая может привести к полномасштабному военному конфликту?
- Конечно, нет. Если где-нибудь в Европе столкнутся машины с российскими и немецкими номерами, это же не приведет к войне. Это издержки трафика. В данном случае воздушного.
— Но появление таких докладов не говорит о том, что общество готовят к мысли, что военное столкновение между Россией и Западом возможно?
- Скорее, некоторые СМИ интерпретируют их в таком духе. На самом деле, если посмотреть на реальные группировки сухопутных войск и военно-воздушных сил НАТО и России, мы увидим, что они не носят наступательного характера. Не видно наращивания в оперативном отношении группировок, которое свидетельствовало бы о подготовке к войне. Идет обычная плановая боевая подготовка, учеба с обеих сторон.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов считает, что война между Россией и Западом уже началась. Но это война, которая ведется по другим законам и другими методами.
- События, которые происходят в связи с конфронтацией на мировом уровне и военными провокациями естественно рассматривать в контексте того, кому это нужно. Случайны ли эти столкновения или это пиар-акция для того, чтобы подготовить население к мысли, что конфронтация дошла до определенного уровня? Я склоняюсь ко второму. Мы хорошо знаем, что период подготовки населения к войне занимает определенное время. Мы также знаем, что сейчас начинается удар по России, точнее, он уже начался.
Я предлагаю всем опираться на высказывание американского сенатора Джона Маккейна, который весной 2011 года, когда только начались события в Ливии, сказал, что после Ливии будет Сирия, а после Сирии – Россия. События на Украине – это уже удар по России. Инциденты, о которых мы говорим, носят спланированный характер. Кому-то дали приказы, куда лететь и как себя вести, а прессе рассказали, как эти случаи освещать. Дальнейшее раскручивание конфронтационных актов нужно для того, чтобы психологически подготовить общество к войне.
— Вы предполагаете, что открытая военная конфронтация между Россией и НАТО возможна?
- Дело в том, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Сейчас война ведется в соответствии с так называемой теорией превентивной войны, «доктриной Буша», которая была принята в качестве Стратегии национальной безопасности США после провокации 11 сентября 2001 года. Не будет фронтов, захватов главных центров, битв за нефтяные месторождения. Они будут браться по-другому. Теория превентивной войны – это то, что сейчас делается путем подрыва власти изнутри, зомбирования населения, провокации, психологической агрессии. Люди еще не осознали, что новая война идет по другим правилам. Но она уже идет.
http://interpolit.ru/
Рейтинг публикации:
|