Анатолий по образованию (1969-74) -- инженер-теплофизик. По основной работе (1972-1995) программист (1980-1995 -- системный программист). Журналист (с 1991). Политический консультант (с 1994).
Участник интеллектуальных игр (с 1983). В составе команды, возглавляемой в разное время Эдуардом Злотниковым, Виктором Мороховским, Евгенией Канищевой, выиграл: телефонный чемпионат СССР -- дважды (1993, 1994), чемпионат Украины -- 5 раз (1992, 1994, 2001, 2004, 2005), кубок Украины -- 5 раз (1997, 1998, 1999, 2001, 2005). Индивидуально выиграл: чемпионат Украины по "Своей игре" -- дважды (2005, 2006), чемпионат Москвы по "Своей игре" (2008), телевизионный турнир к 10-летию передачи "Своя игра" (2004).
Личный сайт http://awas.ws обновляется, к сожалению, куда реже, чем личный дневник http://awas1952.livejournal.com
«Трезвый Луценко хуже пьяного» А. Вассерман
Гость в студии — Анатолий Вассерман, журналист, политический консультант.
Поговорим о текущей политической ситуации, о резонансных событиях, которые произошли в нашей стране.
Олег Константинов: было принято решение союза футбольных организаций УЕФА о том, что Одесса не будет принимать Евро-2012. Вас это обрадовало или огорчило?
Анатолий Вассерман: прежде всего оно меня удивило. Я бы понял, если бы из списка был исключён Донецк, потому что по нынешним дорогам Украины добраться из Польши или из Киева довольно трудно. Одесса же, в транспортном отношении достаточно удобна. Спортивные сооружения в равной степени разорены что в Одессе, что в Донецке, что в Киеве. Я подозреваю, что это решение имеет, не организационный, а политический подтекст.
Олег Константинов: Одесса чем-то не угодила?
Анатолий Вассерман: не обязательно не угодила. Например, кому-нибудь из киевских властных вершин могло понадобиться польстить донецким избирателям, в тщетной надежде перетянуть их на свою сторону. Ради этого нами пожертвовали.
Олег Константинов: произошла некая договорённость с УЕФА?
Анатолий Вассерман: не исключаю. Футбол — это большой бизнес, а как известно, политика — концентрированное выражение экономики. Одно хорошо — будет окончательно похоронен проект гостиничного комплекса на склоне, который проталкивали именно под предлогом проведения чемпионата Европы. Давно уже было решено, что то количество гостей, которое приедет на чемпионат, значительно удобнее разместить на пассажирских судах, которые ещё не все распроданы.
Олег Константинов: то есть речь шла о том, что под прикрытием Евро, некоторые чиновники и бизнесмены устраивают очередной «дерибан».
Анатолий Вассерман: естественно. Слава Богу, поводы для «дерибана» всегда найдутся.
Олег Константинов: одно из резонансных событий последних недель — инцидент с господином Луценко, министром внутренних дел. Сам Луценко и многие люди, которых называют его сторонниками, утверждают, что то что происходит в прессе и в парламенте — звенья одной цепи. И по сути, мы имеем дело с одной большой провокацией против Луценко и премьер-министра Тимошенко. Насколько такое мнение имеет право на существование?
Анатолий Вассерман: я даже не сомневаюсь, что всё это звенья одной цепи. Только я думаю, что Луценко не следовало бы весить первое звено себе на шею. Как бы отрицательно к нему не относились журналисты, но если бы он не пьянствовал в аэропорту, повода зацепиться не было бы. Один из любовников императрицы Екатерины II, Алексей Орлов, долгое время находился с дипломатическим визитом в Италии. В одном из итальянских государств другой русский дипломат, находившийся там постоянно, пожаловался, что многие итальянцы на него клевещут, будто бы он скупает за бесценок, то просто ворует старинные статуи. Орлов ответил: на меня тоже в своё время клеветали, что я взятки беру. Вот я взятки перестал брать, и клеветать перестали.
Олег Константинов: утверждают, что этот инцидент с Луценко чуть ли не был заказан некими силами в Украине. Насколько такое возможно в Европе?
Анатолий Вассерман: германская полиция, насколько я могу судить по отчётам, вела себя так, как следует себя вести полиции, охраняющей объект повышенной опасности, при появлении там человека в явно неадекватном состоянии. Но, даже при очень большом желании, германская полиция вряд ли могла бы влить в Луценко дозу спиртного, чтоб он повёл себя способом, заслуживающим их внимания.
Олег Константинов: вы склоняетесь к тому, что инцидент имел место быть?
Анатолий Вассерман: я не сомневаюсь, что за Луценко следят постоянно, поскольку врагов у него много. Большая часть людей, занимающая значимые посты, понимает, что у них есть недоброжелатели и стараются оттягиваться только в тех местах, куда не заглянут не заглянут. Очевидно, Луценко не имеет достаточного политического и организационного опыта, чтоб учитывать такие вещи.
Олег Константинов: меня очень сильно удивила в этой ситуации позиция украинской прессы. Когда ситуация уже вылилась в европейскую печать, когда многие наши СМИ сумели получить комментарии германской полиции, центральные украинские каналы начали сюжеты про Луценко словами: «Скандал в прессе». Почему так?
Анатолий Вассерман: потому что изрядная часть скандалов, которая происходит в украинской политике, вообще не доходит до прессы. Соответственно, скандал, который дошёл до прессы, воспринимается как что-то экстраординарное. Насколько я понимаю, Луценко вёл себя, по украинским политическим меркам, ещё сравнительно умеренно и вежливо. Если бы он точно так же повёл себя в Борисполе, то дело до прессы не дошло бы.
Олег Константинов: сам Луценко говорит, что это провокация, полностью отрицает то, что инцидент был. Вчера он подал заявление об отставке. Я так понимаю — если он не виноват, чего ему писать заявление об отставке?
Анатолий Вассерман: теоретически, даже если бы инцидент был бы провокацией, это могла показать Луценко, что теперь подобных провокаций будет очень много, потому что прессу за пределами Украины он контролировать не может и, соответственно, его противники могут вбросить в неё ещё много интересного. Кроме того, чисто прагматическое обстоятельство, выиграть в суде дело против довольно жёлтого издания довольно трудно. Просто потому, что очень много исков подаются против таких изданий и там есть штат достаточно опытных адвокатов, которые могут отбрыкаться.
Олег Константинов: до этой ситуации Луценко рассматривался как претендент на кресло президента. Насколько его шансы увеличились или уменьшились? Пьянки Ельцина, которые постоянно попадали на полосы прессы, на его рейтинг сильно не повлияли.
Анатолий Вассерман: я думаю, что дело тут не в пьянках. Ельцин известен не только тем, что много пил, а тем, что в перерывах между пьянками успел очень много сделать. Луценко тоже между пьянками успел очень много всего сделать. Насколько я могу судить, то что Луценко делал в трезвом виде, настолько хуже того, что он делал в пьяном, что стать президентом он сможет только в государстве, где он будет один.
Олег Константинов: сегодня произошло событие, которое внесло некоторые коррективы в ситуацию. Конституционный суд опубликовал решение по представлению президента по поводу законности постановления Верховной рады, которая назначила выборы на 25 октября. Конституционный суд признал это решения незаконным. Зачем президенту надо было продлевать себе существование в президентском статусе на три месяца?
Анатолий Вассерман: конституцию у нас столько раз перетасовывали, в ней есть такие куски, которые не способны состыковать даже самая изощрённая юридическая фантазия. Если не смотреть на саму конституцию, а на весь пакет документов, связанных с функционированием верхних эшелонов власти, «там чудеса, там леший бродит». Из любого ложного утверждения можно вывести любое следствие — хоть истинное, хоть ложное. Я вовсе не удивлён этому решению конституционного суда. Зачем это понадобилось Ющенко? Причин несколько. Во-первых, утопающих хватается за любую соломинку. Во-вторых, Ющенко довольно успешно дестабилизирует обстановку в стране, рассчитывая, что в условиях нестабильности коллегиальное руководство неизбежно оттесняется единоличным.
Олег Константинов: часто говорят, что Ющенко не способен на диктатуру, на авторитарное управление.
Анатолий Вассерман: понятно, что Ющенко всегда работал ширмой, за которой работали серьёзные люди. Когда Ющенко возглавлял Национальный банк Украины, всю реальную работу делал Гетьман. Когда Ющенко управлял банком «Украина», он сам ничего не воровал, только подписывал документы, подготовленные ворами. Когда он был премьером, реальную работу проводил Ехануров. Такой трудовой опыт не позволяет считать Ющенко диктатором.
Олег Константинов: насколько государственная машина, её механизмы, структура подготовлены к такой вертикали власти?
Анатолий Вассерман: как только появляется сильная рука, появляется великое множество желающих лизнуть эту руку. Ещё ни один диктатор не терял свою власть только от того, что не хватало желающих исполнять его приказы.
Олег Константинов: не считаете, что дестабилизация, которую запускает президент, будет на руку Тимошенко?
Анатолий Вассерман: нет, не сыграет. Дестабилизация идёт, в первую очередь, по хозяйственным причинам, а за хозяйство у нас отвечает премьер-министр. Если бы Янукович победил на выборах так, как должен был победить по всем расчётам, оппозиция отказалась бы голосовать за поправки в конституцию. Как сказал Черчилль: «государственный деятель думает о следующих поколениях, а политик — о следующих выборах».
Олег Константинов: я много раз слышал такой вопрос: почему Вассерман не идёт в политику, в мэры Одессы?
Анатолий Вассерман: практика была небольшая. В начале 1994-го года я баллотировался в Верховный совет Украины. В первом туре первое место занял Юрий Кармазин, второе — я. Во втором туре расстановка мест осталась такой же. Что касается исполнительской работы — это совершенно не моё. Я ещё вхожу в группу советников мэра Москвы, поэтому я имею некоторые представления что это за работа. Лично я для неё не гожусь.
ведущий:
Олег Константинов
ВИДЕО СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ