Пишет photofthawild: “Салехард – административный центр ЯНАО. Знакомили там прессу и туроператоров с туристическим потенциалом Ямало-Ненецкого автономного округа. Открывали гостиницы европейского уровня на линии Северного полярного круга, угощали рыбой и олениной, показывали мамонтёнка «Любу». Но написать в захотелось совсем не о об этом и даже не о северном сиянии и ледяных скульптурах и не о перспективах развития арктического туризма в регионе, которые у региона есть, а о встречи на рынке с настоящими коренными жителями севера.
Перед нашей гостиницей, на берегу реки Шайтанка, стояли два чума. Зайти туда не удалось с утра. И если честно, у меня с утра не было ничего, чтобы я мог им принести. Даже конфет не было. Так как я сладкое почти не ем. А заходить к хантыйцам (хантам) в чум с пустыми руками не принято. Следующая возможность пообщаться с местным коренным населением представилась на рынке.
Люди в красивых национальных нарядах на морозе и холоде продавали именно то, что даёт им природа. В основном , это была рыба. Муксун тут в особом почёте, оленина и изделия из оленьего меха. Я никогда раньше не сталкивался с настоящими ненцами, хантыйцами. Всё моё с ними знакомство заканчивалось на фотографиях из туристических буклетов – этакая матрёшечная реальность. Смотришь на все эти фото из туристических буклетов и думаешь: «Специально для приезда туристов одели красиво».”
(Всего 14 фото)
1. Пилой распиливают мясо прямо на месте.
2. Рыба.
3. Возле снегохода.
4. Сдача.
5. Целая семья.
6. Салехард рынок. После некоторого времени уговоров они согласились на то, чтобы я их сфотографировал.
7. Женщина в кадре скрывает своё лицо.
8. Рынок в Салехарде.
9. После недолгого разговора. Люди начали нормально на меня реагировать.
10. Общий вид рынка. Местное коренное население торгует снаружи рынка.
11.
12.
13.
14. Щука справа.
А тут всё по-настоящему. Люди, красиво одетые не для туристов, а просто, потому что приехали в город. Добирались на снегоходах из тундры привезли на рынок дары тундры и плоды своего труда.. Живут они и сегодня, как их далёкие предки, жили сотни лет тому назад. Из благ цивилизации коренное население сейчас в основном использует: снегоходы, дизельные генераторы, мобильные телефоны и телевизоры. Живут они в полной гармонии с природой, беря у неё самое необходимое.
В общении оказались они оказались не многословны. При общении с ними сразу вспоминались сказки народов Севера. Поражают, конечно, их глаза и взгляды. В них и природная дикость, и достоинство, и некая потерянность в современном мире. Наладить с ними контакт психологический удалось вообще не сразу. Я очень хотел их пофотографировать. Оказалось, что без спроса – дурной тон. Это я сразу понял и всегда спрашивал. Это, кстати, помогает начать разговор и наладить психологический контакт. Некоторые сразу просили деньги. Я не дал, конечно. В общем, подавляющее большинство согласилось. Женщины менее охотно согласились на то, чтобы я их сфотографировал.
Начал с ними разговаривать, о том хорошо это или плохо, что люди к ним едут. Оказалось, что туристы это хорошо. А вот люди, которые приезжают на север работать и в поисках лучшей жизни – плохо. Я спросил: «Почему плохо?» – «Разбойников много развелось» – ответили мне. Во время разговоров очень много проскакивало интересных фраз. Но вот слово «разбойников» меня впечатлило. Они не сказали «бандитов» или «уголовников» или ещё кого-то. Слово «разбойники» в наше время тоже встречается в основном в сказках.
Вот такие они эти люди из сказок. Безумно интересен их внутренний мир, в который они не очень-то и пускают. Тщательно оберегают его. Может оно и к лучшему. Может именно поэтому они и пронесли свою сказочную самобытность через века, сохранив её по сей день.