Война – это ужас и смерть, человеческий фарш, поджариваемый на сковородке истории. Однако жизнь так парадоксально устроена, что именно война является одним из самых мощных двигателей для человечества. В древности она открывала горизонты, способствовала созданию новых торговых путей и взаимопроникновению культур. В XX веке она, как это ни цинично звучит, стала самым мощным драйвером развития науки и экономики.
Крупнейшей войной в нашей истории стала Вторая мировая.Для того чтобы выдержать столь длительное противостояние, потребовалось напрячь все силы не только на фронте, но и в тылу. В кратчайший временной промежуток в СССР была создана современная оборонная промышленность, которая обеспечила армию передовым на тот момент вооружением. В честь праздника 9 мая хочется вспомнить легендарные заводы, которые внесли свой весомый вклад в величайшую победу в истории. Все эти предприятия работают и сегодня, объединенные корпорацией Ростех, и продолжают играть далеко не последнюю роль как в экономике, так и в обеспечении обороноспособности нашей страны.
Все для фронта, все для Победы!
Сырье –первый этап в цепочке производства вооружений. Без качественной стали ни самолета, ни танка не соберешь. Одним из важнейших предприятий по разработке и производству металлургических сплавов было Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение. Но это его нынешнее название. Изначально завод был запущен под Москвой и называли его просто по номеру –«№95». Открытие состоялось 1 июля 1933 года.
Панорама завода №95. Сетунь, 1933 г
Здесь еще до начала войны под руководством главного металлурга завода С. М.Воронова был разработан новый сплав повышенной прочности – М-95, который применялся при изготовлении силовых элементов бомбардировщика АНТ-40. В 1935 году было начато производство ковочных сплавов АК5 и АК6, из которых делались детали для авиационных двигателей.В 1941 году завод эвакуировали на Урал, в город Верхняя Салда. Здесь он объединился с заводом №519 наркомата цветной металлургии и уже в 1942 году объем производства достиг довоенного уровня, а в 1943 проектная мощность была превышена в 6 раз. Это позволило предприятию полностью обеспечивать потребности нашей военной авиации. Конечно, продукция завода применялась не только там. Судо- и танкостроение, производство боеприпасов и вооружения – все это не обходилось без металла, выплавленного в Верхней Салде.
Алюминиевые сплавы
Двигатель АМ-42 для самолета Ил-8. Детали для авиационных двигателей делались из сплавов, произведенных в Верхней Салде
В 1945 году в честь Победы коллектив завода был награжден высшей наградой того времени – орденом Ленина. С середины 1950-х завод специализируется на производстве титана. Сейчас ВСМПО – часть титановой корпорации «ВСМПО-Ависма», которая входит в Ростех. Это одно из крупнейших в мире предприятий, производящих титан.
ВСМПО-Ависма сегодня
Винтовка – верный товарищ солдата. Одним из основных центров производства оружия во время войны стал Ижевск. На «Ижмаше» (Ижевском машиностроительном заводе) освоение всех видов стрелкового оружия и рост темпов производства шли не по дням, а по часам.
Сотрудники Ижмаша перевыполняют военную норму
Уже в 1941 году выпуск винтовки Мосина достиг 12 тысяч штук в сутки, то есть за день завод вооружал целую стрелковую дивизию. В ноябре 1941 года меньше чем за месяц специалисты завода освоили производство противотанкового ружья Дегтярёва. Тогда же, в ноябре 1941 началось производство противотанкового ружья Симонова. Оно было необходимо срочно: немецкая армия стремительно продвигалась вглубь страны, а советским солдатам отчаянно не хватало вооружения. К началу 1942 года завод отправил на фронт большую партию противотанковых ружей: производство нового вида оружия было освоено всего за полтора месяца.
Советские солдаты ведут огонь по немецкому БТР из противотанкового ружья ПТРД, 1942 г.
Солдаты с ПТРД готовятся к отражению атаки.
В землянке. Солдат, вооруженный ПТРД, в ожидании атаки.
Такими же ускоренными темпами на «Ижмаше» было освоено производство авиационных пулеметов Березина (УБ-12,7), пистолетовТТ и револьверов Нагана.
Главный корпус завода «Ижмаш» в наше время.
Авиация стала важнейшим фактором в достижении Победы. Во время войны важным центром производства самолетов стала Казань.
Сборочный цех авиазавода.
В 1941 году здесь, назаводе № 387, было начато производство бипланов По-2. Всего за годы войны было выпущено более 10 000 самолетов, то есть 10% всех самолетов, произведенных в СССР за это время. Самолет часто использовался в качестве легкого ночного бомбардировщика, который наносил удары по ближним тылам противника. По-2 мог поднять до 300 кг бомб.
Легкий бомбардировщик По-2.
В 1951 году было начато производство вертолетов семейства Ми. За годы существования завода было выпущено свыше 10 000 вертолетов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17 и их модификаций. В 1993 году завод был приватизирован и получил название ОАО «Казанский вертолётный завод». Сейчас он входит в Ростех и является одним из лидеров в своей отрасли.
Сборка вертолета Ми-17В-5.
Сборочный цех «Казанского вертолетного завода», наши дни
Ми-17В-5
Однако производство самолетов невозможно без качественных комплектующих. Их производство было налажено в Куйбышеве на заводе «Авиаагрегат».С 1941 по 1945 годы предприятие специализировалось на производстве воздушных винтов. Оно обеспечивало девять авиационных заводов и действующие ВВС и ВМФ. За годы войны на «Авиаагрегате» было произведено более 90000 винтов, 40 000 из них – для легендарного штурмовика Ил-2.
Строительство корпуса винтового завода авиакомбината, 1935 г.
Двигатели для авиации делали в Перми. Пермский моторный завод в первые же месяцы войны принял на своей территории 6 эвакуированных предприятий.
Процесс сборки двигателей.
В военные годы здесь было выпущено более 30 000 моторов для советских истребителей (И-16, И-153, Ла-5, Ла-7) и бомбардировщиков (Су-2, Су-4, Ту-2). Коллектив завода 19 раз становился победителем Всесоюзного соревнования, отмечался Знаменем ГКО,Орденом Красного Знамени.
Бомбардировщик Ту-2.
Оптику для всех видов вооружений производили на Уральском оптико-механическом заводе, ведущем свою историю с 1837 года, еще с предприятия швейцарского подданного Теодора Швабе. В 1943 году здесь было разработано 17 видов вооружений, в том числе новый авиационный прицел. Кроме собственно прицелов для авиационного и сухопутного вооружения на предприятии производили приемник к пулемету «Максим», узел затвора к легендарной«Катюше» и танковую призму, ограждающую водителя от пуль.
Наблюдение вооруженным оптикой глазом
Сейчас УОМЗ – одно из основных предприятий оптического холдинга «Швабе», продукция которого продается в 83 странах мира.
Новейшая квантовая оптико-локационная станция 13СМ-1, предназначенная для установки на самолеты семейства МиГ.
В Челябинске во время войны на территории завода №78 из эвакуированных заводов был создан один бронекорпусной завод №200. Это было единственное в СССР предприятие, на котором выпускались броневые корпуса для тяжелых танков и артиллерийских самоходных орудий. По соседству с ним работал Челябинский тракторный завод, где производили легендарный танк Т-34. И уже в первые годы войны город получил своей второе имя – Танкоград.
Сборка танка
Челябинские танки –убойная сила советской армии.
После окончания войны бронекорпусный завод вернулся к производству гражданской продукции – станков для промышленности. Сейчас он называет «Станкомаш». Это единственный в России разработчик и изготовитель минных тралов.
Колейный минный трал КМТ-8 на Т-72. Режим траления.
«Станкомаш» сегодня.
Война потребовала не только наращивания производства уже известных моделей оружия, но и разработки новых. Этим занимались многочисленные КБ и НПО. Еще в 1935 году было создано ОКБ под руководством главного конструктора В. Я. Климова. В 1938 году он разработал серию двигателей М-103, М-105 для истребителей Як-1, Як-3,Су-1, Су-3, ЛаГГ-3 и бомбардировщиков СБ-3, Пе-2, Ар-2. В декабре 1941 года Рыбинский завод, КБ В. Я. Климова и Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе эвакуировали на площади Уфимского авиамоторного завода.
Сборка авиационного двигателя на заводе №26 в Уфе.
Уфимский моторостроительный завод, начало 1940-х.
Уже в 1944 году серийный выпуск продукции был возобновлен и на Рыбинском заводе. Сегодня в Рыбинске действует НПО «Сатурн»(входит в ОДК), специализирующееся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации и для судов ВМФ. В частности, совместно с французской компанией «Snecma»«Сатурн» производит PowerJet SaM146, двигатель для самолета «Сухой Суперджет-100»
SaM146 на парижском авиашоу-2011.
Перечислить все предприятия, которые внесли свой вклад в нашу Победу, конечно, просто невозможно. Но радует то, многие из них действуют до сих пор и по-прежнему составляют опору нашей промышленности.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: