III. ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКОНЫ МАНУ
1. Великие риши**, приблизившись к Ману***, сидевшему, углубившись в себя, почтив его должным образом, сказали такую речь: 2. "О божественный! Благоволи сказать нам точно и в должном порядке дхармы**** всех [четырех] варн и имеющих смешанное происхождение. 3. Ибо ты. Владыка, один знаешь истинный смысл обрядов всего непостижимого, неизмеримого предписания***** Самосущего". 4. Он, обладающий неизмеримым могуществом, так спрошенный теми, обладающими великой душой, должным образом почтив всех тех великих риши, ответил так: "Да будет выслушано! 5. Этот [мир] неведомый, непреодолимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой. 6. Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий это — великие элементы****** и прочее — видимым, проявляющий энергию, появился, рассеивая тьму. 7. Тот, кто постижим [лишь] умом, неосязаемый, невидимый, вечный, заключающий в себе все живые существа, дивный (acintya), проявился сам [по собственной воле]. 8. Решив произвести из себя различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя. 9. Оно стало золотым яйцом по блеску равным солнцу; в нем он сам родился [как] Брахма, прародитель всего мира.
Фрагмент. Пер. С.Д. Эльмановича. * Риши — вдохновенные певцы и святые. ** Ману — первый прародитель всего живого на земле. *•* Дхарма — правило добродетельного поведения. **** Имеется в виду Веда. ***** Великие элементы — эфир, воздух, огонь, вода и земля. 111
10. Воды называются нара, ибо воды — действительно порождение Нары*; они — первое местопребывание его, поэтому он именуется Нараяной. 11. Из этой [перво]причины, невидимой, вечной, образующей реальное и нереальное, возник [дух] Пуруша, который повсюду в мире прославляется [под именем] Брахмы. 12. Он, божественный, прожив в том яйце целый год, сам же силой своей мысли разделил это яйцо надвое; 13. и из тех двух половинок он создал небо и землю, между ними атмосферу (vyoman), восемь стран света и вечное местопребывание вод. 14. Из самого себя он также извлек разум (manas), образуюший реальное и нереальное; из разума же — сознание (ahankara), имеющее способность самосознания [и] господствующее; 15. кроме того, Великую душу, все [творения], одаренные тремя качествами, и по порядку пять органов чувств, воспринимающие предметы мира. 16. Соединяя малые частицы этих шести, обладающие чрезвычайной энергией, с частицами самого себя, он создал все существа. 17. Так как эти шесть [родов] малых частиц его облика входят в эти существа, его облик мудрые назвали телом. 18. В него входят великие элементы со своими функциями и разум со своими малыми частицами — вечный творец всех существ. 19. Из малых [образующих] тело частиц этих семи могущественных принципов происходит этот [мир], приходящий из неизменного. 20. Среди них каждый последующий приобретает качество каждого предыдущего, и считается, что какое место каждый из них занимает, столькими качествами он обладает**.
Нара — одно из наименований Великой (мировой) Души.
* Эфир обладает только звуком, воздух — звуком и осязаемостью, огонь — еще и цветом, вода — тем же, плюс вкусом, а земля вдобавок и запахом. 112
21. Вначале же он определил для всех — для каждого в отдельности, — в согласии со словами Вед, имена, род деятельности и особое положение. 22. Он, Владыка, создал богов деятельных и одушевленных и неосязаемый сонм садхьев*, а также вечное жертвоприношение. 23. Из огня, ветра и солнца он извлек тройную вечную Веду, состоящую из Риг, Яджур и Сама, ради снискания успеха в жертвоприношении. 24. [Он создал] время и разделение времени, звезды и также планеты, реки, океаны, горы, равнины и неровности, 25. аскетизм (tapas), речь, наслаждение, желание и гнев; и, желая сотворить эти живые существа, он создал это творение. 26. Для различения же деяний он отделил дхарму от адхармы и подчинил эти живые существа двойственным состояниям — [напр.], наслаждению и страданию и т. д. 27. Посредством тех, которые были упомянуты как мелкие, подвергшиеся изменениям частицы пяти [элементов], создано в должном порядке все это. 28. И к какой деятельности Владыка предназначил каждое [существо], ее только оно само и выполняет, возрождаясь опять и опять. 29. Какое качество он установил для каждого при сотворении — зловредность или безвредность, мягкость или жестокость, правду или ложь, — то само по себе проникло в него. 30. Как при смене времени года [каждое] само по себе приобретает свои отличительные признаки, так и существа, одаренные телом, — свои виды деятельности. 31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бедер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру. 32. Разделив свое тело, он стал посредством [одной] половины мужчиной, [другой] половины — женщиной; от нее тот Владыка произвел Вираджа. Садхьи — второстепенные божества 113
33. Но знайте, достойнейшие из дважды рожденных, что я, которого создал сам мужчина Вирадж, исполнив покаяние, творец всего этого [мира]. 34. И я, желая произвести существа, совершив весьма трудный для исполнения аскетический подвиг, создал сначала владык существ — десять великих риши: 35. Маричи, Атри, Ангираса, Пуластью, Пулаху, Крату, Прачетаса, Васиштху, Бхригу и Нараду. 36. Они создали семь других Ману, преисполненных блеска, богов, местопребывания богов и великих риши, обладающих неизмеримым могуществом, 37. якшей, ракшасов, пищачей, гандхарвов, апсар, асуров, нагов, змей супари и разные сонмы предков, 38. молнии, громы и тучи, полные и неполные радуги, метеоры, небесные шумы, кометы и различные светила, 39. киннаров, обезьян, рыб, различных птиц, домашний скот и диких животных, людей и плотоядных животных с двумя рядами зубов, 40. червей и насекомых, молей, вшей, мух, клопов, всех жалящих и кусающих и недвижущихся разного рода. 41. Таким образом, все это — недвижущееся и движущееся — было произведено этими, обладающими великой душой, посредством аскетизма и по моему повелению, согласно карме. 42. Какого рода деятельность установлена здесь для каких живых существ, это я подлинно объявляю вам, а также способ рождения. 43. Домашний скот и дикие животные, плотоядные с двумя рядами зубов, ракшасы, пишачи и люди — живородящие. 44. Рожденные из яйца — птицы, змеи, крокодилы, рыбы с черепахами и разряды [животных], которые рождены на суше, а также в воде. 45. Рожденные от теплоты — жалящее и кусающее, вошь, муха, клоп и другое подобное, которое рождается от пота. 46. Все растения, размножающиеся посредством семени или стебля, растут из отпрыска; однолетние растения — 114
[те, которые], принеся много цветов и плодов, погибают после созревания плода. 47. Те, которые дают плод, не давая цветов, называются ванаспати, но приносящие цветы и плоды называются врикша. 48. Различные кустарниковые растения, а также разного рода травы, вьющиеся и ползучие растения произростают от семян и стеблей. 49. Окруженные темнотой, имеющей многие виды, — следствием кармы — они наделены самоощущением и исполнены наслаждений и страданий. 50. [Таковы], начиная с Брахмы и кончая этими [растениями], упомянутые состояния в этом всегда страшном, постоянно движущемся круговороте душ. 51. Так все это и меня создав, он, чье могущество непостижимо, погрузился в самого себя, неоднократно выжимая время временем*. 52. Когда он, божественный, бодрствует, тогда этот мир находится в движении; когда он спокойно спит, тогда все спит. 53. Когда он спит в этом спокойном состоянии, одаренные телом существа, по природе деятельные, отвращаются от своих дел и разум (manas) расслабляется. 54. Когда же они одновременно погружаются в тот великий атман, то он — душа всех существ — мирно почивает в совершенном спокойствии. 55. Погрузившись же в темноту, он долго сохраняет способность чувствовать, но не исполняет своих функций; затем он выходит из тела. 56. Когда, состоя из крошечных частиц, он проникает в семя — растительное или животное — тогда, соединившись [с ним], он принимает телесный облик. 57. Так он, неизменный, пробуждением все движущееся и недвижущееся всегда оживляет и разрушает. 58. И эту шастру** создав, он сначала меня должным образом ознакомил, я же — Маричи и других мудрецов. Т. е. сменяя период творения периодом разрушения. Шастра — сборник поучений в различных областях знания. 115
59 . Эту шастру вам без остатка изложит Бхригу; ибо этот мудрец узнал ее всю без пропусков от меня". 60. Тогда тот великий риши Бхригу, когда ему было так сказано тем Ману, сказал всем тем риши: "Да будет выслушано! 61. Другие шестеро Ману, принадлежащих к роду Ману, происшедшего от Самосущего, — все творящие существа, обладающие великой душой и неизмеримым могуществом, 62. [это] — Сварочиша, Ауттами, Тамаса, а также Райвата, Чакшуша, обладающий великим блеском, а также сын Вивасвата. 63. Эти семь Ману, начиная с происшедшего от Самосущего, обладающие большим блеском, каждый в свое время произведя все это движущееся и недвижущееся, владели [им]. 64. Восемнадцать нимеш* [составляют! каштху; те тридцать — калу; мухурта состоит из тридцати кал; столько же [мухурт составляют] день и ночь. 65. Солнце отделяет день и ночь — человеческие и божественные; ночь [предназначена] для сна живых существ, день — для совершения дел. 66. У предков день и ночь — месяц, но разделенный на две половины: темная — день для совершения дел, светлая — ночь для сна**. 67. У богов день и ночь — [человеческий] год, опять разделенный надвое; день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу. 68. Теперь выслушайте вкратце, каков размер ночи и дня Брахмы и веков*** — одного за другим по порядку. 69. Сказали, [что] четыре тысячи лет [составляют] век Крита; сумерки, предшествующие ему [имеют] столько же сотен [лет], сумерки последующие — столько же. Нимеш — миг, время мигания глаза. * Лунный месяц: темная половина — время убывания луны, светлая — прибывания. ** Век — Великая Юга — период от сотворения до разрушения мира — состояла из четырех юг: Крита, Трета, Двапара и Кали. 116
70. В другие три [века] с их сумерками — предшествующими и последующими — тысячи и сотни уменьшаются на единицу (в каждом случае]. 71. Эти двенадцать тысяч [лет], только что упомянутые как сумма четырех [человеческих] веков называются веком богов. 72. Да будет известно, что сумма тысячи божественных веков — один день Брахмы, столько же — ночь. 73. Те [лишь, которые] знают, что святой день Брахмы оканчивается по [прошествии] тысячи веков [богов], и ночь такова же, [суть именно] люди, знающие, [что такое] день и ночь. 74. По окончании того дня и ночи он, спящий, пробуждается, а пробудившись, создает разум — реальный и нереальный. 75. Разум, побуждаемый желанием [Брахмы] творить, видоизменяет сотворенное [и] поэтому порождает эфир; они объявили, что его качество — звук. 76. От эфира, вследствие его видоизменения, происходит разносящий всякий запах, чистый, могучий ветер; он считается обладающим качеством осязания. 77. От ветра, вследствие его видоизменения, происходит озаряющий и разгоняющий тьму лучезарный свет; качеством его считается форма; 78. а от света, вследствие его видоизменения, — воды; они считаются обладающими качеством вкуса; от вод — земля, обладающая качеством запаха. Так было сказано вначале. 79. Ранее упомянутый век богов — двенадцать тысяч [лет] — взятый семьдесят один раз, называется здесь манвантарой. 80. Манвантары, создания и разрушения [мира], бесчисленны; Высочайшее Существо (Paramesthin), как бы играя, создает их каждый раз. 81. В век Крита дхарма — четвероногая и полная, также и истина; никакой выгоды не было людям от адхармы. 82. Но в другие [века] из-за [стремления к] выгоде дхарма теряет постепенно по ноге; и из-за воровства 117
(caurika), лжи (anrta) и обмана (maya) дхарма исчезает четверть за четвертью. 83. Свободные от болезней, достигающие всех целей (люди] в век Крита живут по четыреста лет, но в Трета и прочих их жизнь уменьшается на одну четверть. 84. Жизнь смертных, упоминаемая в Веде, желанные результаты жертвенных обрядов и сила одаренных телом распределяются соответственно веку...
Источник: gumer.info.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1181
Рейтинг поста:
Ибо нефиг авторитет Иалдабаофа подрывать!
Вообще-то в Евангелии от Иоанна (гностическом) это описывается более развернуто и прямолинейно. В т.ч. "операция по лишению И. силы с помощью создания им человека"
********************
ещё "вообщее" - тут:
Бутми Н. "Каббала, ереси и тайные общества"
Гностики или о "лжеименном знании". Сборник
VP
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Джон Майкл Грир "Секреты "Утраченного символа"" стр. 51-52
(словарь понятий и терминов, использованных Дэном Брауном в своих произведениях)
За пределами ложного мира материи располагается истинный мир, царство света, которым управляют эоны, одновременно высшие существа и мировые сферы. Многие гностики считали, что сотворение материального мира произошло в результате ошибки одного из эонов под именем София ("Мудрость"), которая решила сотворить нечто своё, но создала только искалеченную, слепую сущность в виде змея с львиной головой, а именно Ялдаваофа. В попыткесокрыть свое творение от других эонов, София выбросила его из царства света в пустоту, царство хаоса. Но в пустоту так же проникли и искры света из истинного мира, и, когда Ялдаваоф оформил из хаоса материю, искры света оказались в ней пленниками. Ялдаваоф создал и архонтов, вместе с которыми он сотворил физические тела в качестве темниц для искр; они так же создали звезды и планеты, чтобы опутать искры света безжалостной паутиной астрологического рока. Таким образом появился мир, каким мы его знаем.
и т.д.
не плохая книга