Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Джин Шарп: ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ

Джин Шарп: ОТ ДИКТАТУРЫ К ДЕМОКРАТИИ


23-09-2010, 14:39 | Файловый архив / Книги | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (3 398)

8. Практика политической борьбы

 

 

В ситуациях, когда население испытывает бессилие и страх, важно, чтобы первоначальные задачи представляли собой тайные действия, сопряженные с минимальным риском. Такой тип действий - например, необычная манера одеваться - может послужить публичной демонстрацией диссидентства и предоставить обществу возможность прямого участия в акциях несогласия. В других случаях относительно мелкое (внешне) неполитическое событие (например, борьба за снабжение чистой водой) может привлечь внимание к деятельности группы. Стратеги должны выбрать деятельность, которая привлекла бы широкое внимание, и которую при этом трудно было бы запретить. Успех данных ограниченных кампаний состоит не только в устранении конкретного недовольства, но и в перестройке сознания населения, которое на самом деле имеет мощный потенциал.

Большинство стратегий кампаний долговременной борьбы должны быть нацелены не на непосредственное и полное свержение диктатуры, а на достижение ограниченных целей. Не каждая кампания требует участия всех слоев населения.

При разработке последовательности конкретных кампаний, направленных на выполнение генеральной стратегии, стратеги сопротивления должны представлять, как отличаются друг от друга кампании, проводимые в начале, середине и перед самым достижением результата долговременной борьбы.

 

 

Выборочное сопротивление

 

В начальный период борьбы весьма полезными могут быть отдельные кампании с различными конкретными целями. Такие кампании могут следовать одна за другой. Иногда две или три из них могут частично совпадать по времени.

При планировании стратегии для "выборочного сопротивления" необходимо определить ограниченный круг проблем, вызывающих недовольство, символизирующих основные притеснения диктатуры. Данные проблемы могут стать подходящими целями кампаний по достижению промежуточных стратегических целей в рамках общей стратегии.

Промежуточные стратегические цели должны быть достижимы на текущем или предполагаемом уровне влияния демократических сил. Это поможет одержать серию побед, полезных для поддержания боевого духа, а также обеспечит благоприятные для долгосрочной борьбы сдвиги в соотношении сил.

Стратегии выборочного сопротивления должны в основном концентрироваться на конкретных социальных, экономических или политических проблемах. Такой выбор может быть сделан для сохранения некоторой части социальной и политической системы вне контроля диктаторов, захвата контроля над некоторой частью, находящейся под диктаторским контролем, или же для препятствования достижению диктаторами отдельных целей. Если имеется возможность, кампании выборочного сопротивления должны ударять по одной или более слабых мест диктатуры, как это уже обсуждалось выше. Таким образом демократы могут получить наибольший возможный эффект при данном уровне влияния.

В самом начале стратеги должны запланировать как минимум стратегию первой кампании. Что станет ее ограниченными целями? Как она поможет осуществлению избранной генеральной стратегии? Если имеется возможность, благоразумным действием будет выработка хотя бы набросков стратегий второй и, возможно, третьей кампаний. Все эти стратегии должны предназначаться для осуществления избранной генеральной стратегии и проводиться в рамках ее общих указаний.

 

 

Символический вызов

 

В начале новой кампании по подрыву диктатуры, первые более или менее конкретные политические действия могут быть ограничены в своих масштабах. Они должны разрабатываться частично для проверки настроения населения и влияния на него, а также для подготовки его к продолжению борьбы путем отказа от сотрудничества и политического неповиновения.

Начальные действия могут принимать форму символического протеста или могут быть акцией ограниченного или временного отказа от сотрудничества. Если число участников акции невелико, первоначальная акция может стать, к примеру, возложением цветов в месте символической значимости. С другой стороны, если в акции принимает участие весьма большое количество людей, она может принять форму приостановки всей деятельности или нескольких минут молчания. В иных ситуациях, несколько человек могут объявить голодовку, провести пикетирование места символической важности, устроить краткий бойкот занятий студентами либо сидячую забастовку в важном ведомстве. В условиях диктатуры данные более агрессивные действия вероятнее всего будут встречены жесткими репрессиями.

Некоторые символические акции, такие как занятие площади перед дворцом диктатора или штабом политической полиции, подвержены высокой степени риска и не могут быть рекомендованы для начала кампании.

Первоначальные символические акции протеста иногда притягивают широкое внимание национальной и международной общественности - например массовые уличные демонстрации в Бирме в 1988 году или собрание и голодовка студентов в 1989 году на площади Тяньаньмынь в Пекине. Большое количество жертв среди демонстрантов в обоих данных случаях указывает на то, что стратеги должны проявлять большую осторожность при планировании кампаний. Несмотря на огромное моральное и психологическое значение, такие акции сами по себе нежелательны в процессе свержения диктатуры, так как они являются в большой мере символическими и не приводят к изменениям в положении диктаторской власти.

Обычно в начальный период борьбы невозможно быстро и полностью перекрыть источники власти диктаторов. Для свержения и сопротивления режиму путем массового и решительного отказа от сотрудничества потребуется фактически все общество и практически все организации общества - которое недавно было весьма послушно. Это еще не случилось и достигнуть такого результата будет наиболее трудно. Поэтому в большинстве случаев быстрая кампания полного отказа от сотрудничества и неповиновения является нереалистичной стратегией для кампаний против диктатуры, находящихся на ранних стадиях.

 

 

Распределение ответственности

 

В процессе выборочного сопротивления основной фронт борьбы некоторое время обеспечивается одним или несколькими слоями населения. В последующих кампаниях, преследующих иные цели, основной фронт борьбы будет сдвинут на иные слои населения. Например, студенты могут организовать забастовки по учебным причинам, религиозные лидеры и верующие могут сосредоточиться на проблеме свободы вероисповедания, работники железных дорог могут настолько методично соблюдать правила безопасности, что это замедлит работу железнодорожной системы, журналисты могут бросить вызов цензуре, публикуя газеты с пустыми полями на месте запрещенных статей, полиция может постоянно терпеть неудачи в нахождении и аресте находящихся в розыске членов демократической оппозиции. Планирование кампаний сопротивления с привязкой к слоям населения и проблемам позволяет определенным слоям населения быть пассивными, в то время как сопротивление продолжается.

Выборочное сопротивление особенно важно при защите существования и автономии независимых социальных, экономических и политических групп и организаций, лежащих вне сферы влияния диктатуры, как было вкратце упомянуто ранее. Данные центры власти предоставляют собой организационные базы, с которых население может оказывать давление или сопротивляться контролю диктатуры. В процессе борьбы они, вероятно, окажутся среди первых целей диктатуры.

 

 

Нацеливание на власть диктаторов

 

Когда долгосрочная борьба переводит первоначальные стратегии в более амбициозную и углубленную фазу, стратегам необходимо определить пути ограничения источников власти диктаторов. Целью будет использование отказа от сотрудничества населения для создания новой, более благоприятной для демократических сил, стратегической ситуации.

По мере увеличения влияния демократических сил, стратеги должны запланировать более широкий отказ от сотрудничества и неповиновение, ограничивающее источники власти диктатуры, целью становится увеличение политического бессилия и, в конечном счете, разрушение самой диктатуры.

Необходимо тщательно запланировать процесс ослабления демократическими силами сторонников диктатуры и групп, ранее подчиненных диктатуре. Будет ли их поддержка ослаблена путем разоблачения жестокостей, учиненных режимом, путем демонстрации катастрофических экономических последствий политики диктаторов, либо новым сознанием того, что диктатура может быть свергнута? Сторонников диктатуры необходимо хотя бы убедить оставаться "нейтральными" в своей деятельности ("сторонние наблюдатели"), предпочтительным же является превращение их в активных сторонников демократического движения.

В процессе планирования и реализации политического неповиновения и отказа от сотрудничества весьма важным является уделять пристальное внимание всем основным сторонникам и советникам диктатора, включая их внутреннюю клику, политическую партию, полицию и чинуш, и, в особенности, их армию.

Необходимо тщательно оценить степень лояльности вооруженных сил - как солдат, так и офицеров - диктаторам, сделав вывод о возможности влияния демократических сил на военщину. Может ли множество обычных солдат быть несчастными и притесняемыми новобранцами? Может ли множество солдат и офицеров быть недовольными режимом по личным, семейным или политическим мотивам? Какие еще факторы могут заставить солдат и офицеров попасть под демократическое влияние?

В самом начале освободительной борьбы необходимо разработать отдельную стратегию общения с войсками и чиновниками диктаторов. Демократические силы могут с помощью слов, символов и действий убедить войска в том, что освободительная борьба будет энергичной, решительной и упорной. Армия должна понять, что борьба будет носить особый характер, разработанный для подрыва диктатуры, а не для угрозы их жизням. Такого рода усилия будут направлены в конечном счете на моральное разложение армии диктаторов и на переподчинение их демократическому движению. Аналогичные стратегии могут применяться в отношении полиции и государственных служащих.

Однако попытка вызвать сочувствие и, в конечном итоге, неподчинение в силовых структурах диктаторов не должно восприниматься, как подстрекательство вооруженных сил к быстрому свержению существующей диктатуры путем военного переворота. При таком сценарии едва ли возникнет жизнеспособная демократия (как уже говорилась), так как переворот не изменит баланса сил между населением и правителями. Поэтому необходимо спланировать, каким образом заставить сочувствующих офицеров армии понять, что ни военный переворот, ни гражданская война против диктатуры не являются необходимыми или желательными.

Сочувствующие офицеры могут сыграть важнейшую роль в демократической борьбе, распространяя недовольство и неподчинение в вооруженных силах, поощряя умышленную неэффективность, тайное игнорирование приказов, и поддерживая отказ от участия в репрессиях. Военные также могут применять различные способы ненасильственной помощи демократическому движению, в том числе, обеспечивая безопасность передвижения, информацию, продукты питания, медицинскую помощь и т.д.

Армия является одним из наиболее важных источников силы диктаторов, так как способна использовать дисциплинированные части и оружие для непосредственного нападения на непослушное население и наказания его. Стратеги неповиновения должны помнить, что разрушить диктатуру будет чрезвычайно трудно или невозможно, если полиция, бюрократический аппарат и вооруженные силы останутся целиком на стороне диктатуры и послушными ее приказам. Поэтому стратеги демократического движения обязаны считать стратегию подрыва лояльности силовых структур диктаторов высоко приоритетной.

Демократическим силам необходимо помнить, что недовольство и неподчинение в вооруженных силах и полиции может оказаться весьма опасным для них самих. Они могут подвергаться жестокому наказанию за любой акт неподчинения и казни за любой акт мятежа. Демократическим силам не следует призывать солдат и офицеров к немедленному мятежу. Вместо этого, если имеются связи с ними, необходимо четко разъяснять, что существует множество сравнительно безопасных форм "скрытого неподчинения", которые можно применять на начальной стадии. Например, полиция и военные могут выполнять приказы неэффективно, не находить людей, находящихся в розыске, предупреждать участников сопротивления о планируемых репрессиях, арестах или высылках, а также не представлять важную информацию вышестоящим начальникам. Недовольные офицеры могут по очереди игнорировать передачу команд по инстанции на проведение репрессий. Солдаты могут стрелять поверх голов демонстрантов. Точно также государственные служащие могут терять папки с делами и инструкциями, работать медленно, "заболевать" и сидеть дома до "выздоровления".

 

 

Изменение стратегии

 

Стратегам политического неповиновения необходимо постоянно оценивать эффективность выполнения генеральной стратегии и стратегий конкретных кампаний. Например, возможно, что борьба проходит не так удовлетворительно, как ожидалось. В таком случае нужно рассчитать, какие требуются изменения в стратегии. Что можно предпринять, чтобы повысить силу движения и перехватить инициативу? В такой ситуации требуется выявить проблему, провести стратегическую оценку, возможно, передать задачи борьбы другой группе населения, мобилизовать дополнительный источник сил или разработать другое направление действий. После этого новый план необходимо немедленно реализовать.

С другой стороны, если борьба проходит намного успешнее, чем ожидалось, и диктатура распадается скорее, чем предполагалось ранее, как могут демократические силы использовать неожиданные победы и продвинуться вперед, чтобы парализовать диктатуру? Эти вопросы рассмотрим в следующей главе.

 

 

 

 

9. Развал диктатуры

 

 

Совокупным эффектом организованно проведенных успешных кампаний политического неповиновения должно стать усиление сопротивления, возникновение и расширение участков общества, в которых диктатура не имеет эффективного контроля. Такие кампании также дают важный опыт того, как отказываться от сотрудничества и как организовывать политическое неповиновение. Такой опыт окажет значительную помощь, когда наступит время для отказа от сотрудничества и политического неповиновения в массовом масштабе.

Как описано в главе 3, послушание, сотрудничество и подчинение являются важнейшими факторами силы диктаторов. Без доступа к источникам политической власти сила диктаторов убывает и, в конечном итоге, растворяется. Таким образом, лишение поддержки является важнейшей необходимой акцией для разрушения диктатуры. Полезно взглянуть, как источники силы подвергаются влиянию политического неповиновения.

Среди существующих средств подрыва морального и политического авторитета режима, его легитимности, имеются акты символического отречения и неповиновения. Чем выше авторитет режима, тем шире и надежнее послушание и сотрудничество с ним. Для того, чтобы создать серьезную угрозу существованию диктатуры, необходимо действенное выражение морального неодобрения. Для ликвидации доступа к другим источникам силы режима нужно лишить его сотрудничества и послушания.

Вторым важным источником силы являются человеческие ресурсы, число и значение людей и групп, которые подчиняются, сотрудничают и помогают правителям. Если широкие слои населения отказываются сотрудничать, для режима возникнут серьезные проблемы. Например, если государственные служащие работают с пониженной эффективностью или остаются дома, административный аппарат испытает серьезные затруднения.

Аналогичным образом, если среди отказавшихся сотрудничать находятся лица или группы, которые ранее обеспечивали специализированные услуги или знания, способность диктаторов выполнять свою волю будет значительно ослаблена. Даже их способность принимать решения на основе всесторонней информации и разрабатывать эффективную политику будет серьезно ограничена.

Если психологическое и идеологическое влияние, называемое нематериальными факторами, которое обычно заставляет людей повиноваться и оказывать помощь правителям, будет ослаблено или потеряет силу, население станет более склонным к неповиновению и отказу сотрудничать.

Доступ диктаторов к материальным ресурсам также оказывает прямое влияние на их власть. Если контроль финансовых ресурсов, экономической системы, имущества, природных ресурсов, транспорта и средств связи находится в руках действительных или потенциальных противников режима, еще один источник его силы становится уязвимым или теряется. Забастовки, бойкоты и расширяющаяся автономия в экономике, связи и транспорте ослабляют режим.

Как упоминалось выше, способность диктаторов угрожать или применять санкции, т.е. наказание упрямых, непослушных и отказывающихся сотрудничать слоев населения, является центральным источником силы диктаторов. Данный источник силы можно ослабить двумя способами. Во-первых, если население готово, как во время войны, пойти на риск вызвать серьезные последствия в качестве цены за неповиновение, эффективность существующих санкций будет значительно снижена (в том смысле, что репрессии диктаторов не обеспечат желаемый уровень подчинения). Во-вторых, если сами полицейские и вооруженные силы испытывают недовольство, они могут на индивидуальной или коллективной основе уклоняться или прямо отказываться от выполнения приказов на аресты, избиения или расстрел участников сопротивления. Если диктаторы более не могут полагаться на полицию и вооруженные силы для проведения репрессий, диктатура стоит перед серьезной угрозой.

Суммируя сказанное, успех борьбы против укоренившейся диктатуры требует, чтобы отказ в сотрудничестве и неповиновение сократили и блокировали источники силы режима. Без постоянного возобновления необходимых источников силы власть диктатуры ослабляется и в конце концов распадается. Таким образом, умелое стратегическое планирование политического неповиновения диктатуре должно быть направлено на важнейшие источники силы диктаторов.

 

 

Расширение свободы

 

Вместе с политическим неповиновением во время стадии выборочного сопротивления рост независимых социальных, экономических, культурных и политических институтов последовательно расширяет "демократическое пространство" общества и сокращает контроль диктатуры. По мере укрепления гражданских институтов, противостоящих диктатуре, население вопреки желанию диктаторов все быстрее строит независимое общество вне пределов их контроля. Если и когда диктатура вмешается с целью остановить "эскалацию свободы", можно применить ненасильственную борьбу в защиту данного завоеванного пространства, и перед диктатурой возникнет еще один "фронт" борьбы.

С течением времени такое сочетание сопротивления и институционального строительства может привести к свободе де факто, что сделает падение диктатуры и официальное введение демократической системы неоспоримым, так как соотношение сил в обществе претерпело коренные изменения.

Польша 1970х и 1990х годов являет собой яркий пример перехода функций общества и институтов под контроль участников сопротивления. Католическая церковь подвергалась преследованиям, но никогда не была полностью подчинена коммунистическому контролю. В 1976 г представители интеллигенции и рабочих образовали небольшие группы, такие как КОР (комитет защиты рабочих), для продвижения своих политических идей. Организация профсоюза Солидарность своим правом объявлять забастовки вынудило власти принять ее законы в 1980 г. Крестьяне, студенты и многие другие группы также образовали собственные независимые организации. Когда коммунисты поняли, что данные группы изменили соотношение сил, Солидарность опять была запрещена, и коммунисты прибегли к военному правлению.

Даже в условиях чрезвычайного положения, среди множества случаев тюремного заключения и жестокого преследования, новые независимые институты продолжали действовать. Например, продолжалась публикация десятков нелегальных газет и журналов. Нелегальные типографии ежегодно печатали сотни книг, в то время как известные авторы бойкотировали коммунистические издания и правительственные типографии. Аналогичная деятельность проводилась и в других слоях общества.

При военном режиме Ярузельского о военно-коммунистическом правительстве однажды сказали, что оно шагает по головам общества. Чиновники по-прежнему занимали правительственные здания и кабинеты. Режим еще был в состоянии атаковать общество наказаниями, арестами, тюремным заключением, захватом печатных изданий и т.п. Однако диктатура уже не могла контролировать общество. С этого момента полное свержение режима обществом стало лишь вопросом времени.

Даже когда режим еще занимает позиции в правительстве, иногда появляется возможность создать демократическое "параллельное правительство". Оно все больше действовало бы в качестве правительства-соперника, которое пользовалось поддержкой, одобрением населения и гражданских институтов, сотрудничающих с ним. В таком случае диктатура во все возрастающей степени теряла бы характеристики правительства. В конце концов параллельное демократическое правительство может полностью заменить диктаторский режим в качестве элемента перехода к демократической системе. Затем в должном порядке будет принята конституция и проведены выборы.

 

 

Развал диктатуры

 

В ходе институциональной трансформации общества движение неповиновения и отказа в сотрудничестве может расширяться. Стратеги демократических сил должны заранее предвидеть время, когда демократические силы смогут перейти от избирательного сопротивления к массовому неповиновению. В большинстве случаев потребуется время для создания, наращивания или расширения мощности сопротивления, а развитие массового неповиновения может произойти лишь через несколько лет. Во время такого промежуточного периода необходимо проводить кампании избирательного сопротивления со все более значительными политическими целями. Вовлекать в него необходимо более широкие массы населения всех уровней общества. При условии решительного и дисциплинированного политического неповиновения в ходе такого расширения деятельности, внутренняя слабость диктатуры должна стать все более очевидной.

Сочетание сильного политического неповиновения и создание независимых институтов со временем должно привлечь широкое международное внимание на стороне демократических сил. Оно также может привести к международному осуждению со стороны дипломатических миссий, бойкотам и эмбарго в поддержку демократических сил (как это произошло в Польше).

Стратегам необходимо учитывать, что в некоторых случаях падение диктатуры может произойти чрезвычайно быстро, как в Восточной Германии в 1989 г. Это происходит, если источники силы в массовом порядке перекрываются в результате неприятия диктатуры населением. Однако такие случаи редки и лучше планировать долгосрочную борьбу (но быть готовыми к короткой борьбе).

В ходе освободительной борьбы победы, даже по малозначащим случаям, должны отмечаться. Те, кто одержал победу, заслуживают признания. Празднования с пикетами также помогают поддерживать моральный дух, необходимый для будущих этапов борьбы.

 

 

Ответственное отношение к успеху

 

Составители генеральной стратегии должны заранее просчитать возможные и предпочтительные способы завершения успешной борьбы, чтобы предотвратить возникновение новой диктатуры и обеспечить постепенное установление долговременной демократической системы.

Демократам необходимо определить, как по завершении борьбы должен организовываться переход от диктатуры к временному правительству. В этот период желательно образовать новое действующее правительство. Однако это не должно быть старое правительство с новыми работниками. Нужно определить, какие отделы старой правительственной структуры (например, политическая полиция) должны быть полностью упразднены из-за их антидемократической природы, а какие отделы оставить для будущей демократической реформы. Полный правительственный вакуум может привести к хаосу или новой диктатуре.

Заранее необходимо продумать политику в отношении высших должностных лиц диктатуры после того, как ее власть падет. Например, следует ли судить диктаторов судом? Можно ли разрешить им навсегда покинуть страну? Какие другие варианты могут возникнуть, которые бы соответствовали политическому неповиновению, необходимости перестройки страны и установления демократии после победы? Следует избегать кровопролития, которое могло бы иметь трагические последствия для будущей демократической системы.

В то время, как диктатура слабеет или терпит крах, конкретные планы по переходу к демократии должны быть готовы к применению. Такие планы должны помочь предотвратить захват государственной власти путем переворота другой группой. Потребуются также планы установления демократического конституционного правления с полнотой политических и личных свобод. Изменения, завоеванные дорогой ценой, нельзя потерять из-за отсутствия планирования.

Перед лицом все возрастающей мощи населения и ростом независимых демократических групп и их институтов, которые диктатура уже не в состоянии контролировать, диктаторы обнаружат, что их авантюра идет к концу. Массовые закрытия учреждений, всеобщие забастовки, массовые невыходы на работу, марши неповиновения и другие акции все более будут подрывать собственную организацию диктаторов и связанные с ней учреждения. Вследствие такого неповиновения и отказа в сотрудничестве, разумно организованного и в массовом масштабе в течение длительного времени диктаторы потеряют силу, и защитники демократии отпразднуют победу без применения насилия. Перед населением, оказавшим сопротивление, диктатура падет.

Но не каждое усилие увенчается успехом, особенно легким успехом, и редко быстрым успехом. Необходимо помнить, что победителей в войнах столько же, сколько побежденных. Однако политическое неповиновение предоставляет реальную возможность победить. Как говорилось выше, данная возможность может быть значительно усилена подготовкой разумной генеральной стратегии, тщательным стратегическим планированием, упорным трудом и дисциплинированной мужественной борьбой.

 

 

 

 

10. Фундамент долговременной демократии

 

 

Развал диктатуры, естественно, представляет повод для торжественного празднования. Люди, страдавшие так долго и заплатившие за победу высокую цену, заслуживают период восторга, отдыха и признания. Они должны чувствовать гордость за себя и за всех тех, кто сражался рядом с ними за победу политической свободы. Не все доживут до такого дня. Живых и мертвых будут помнить, как героев, которые помогли создать историю свободы своей страны.

К сожалению, еще рано терять бдительность. Даже в случае успешного свержения диктатуры с помощью политического неповиновения, необходимо принять все меры, чтобы не допустить возникновения нового режима угнетения в период неразберихи вслед за падением старого. Лидеры про-демократических сил должны быть заранее готовыми к дисциплинированному переходу к демократии. Диктаторские структуры необходимо сломать. Потребуется построить конституционную и законодательную базу, а также критерии функционирования долговременной демократии.

Не следует считать, что после падения диктатуры немедленно будет создано идеальное общество. Развал диктатуры дает только начальную точку, при условии расширения свобод, для долговременных усилий по усовершенствованию общества и надлежащему удовлетворению потребностей людей. Серьезные политические, экономические и социальные проблемы будут решаться годами, требуя сотрудничества множества людей и групп. Новая политическая система должна предоставить людям с различными взглядами и подходами возможность продолжать конструктивную работу и разрабатывать политику разрешения проблем в будущем.

 

 

Угроза новой диктатуры

 

Много лет назад Аристотель предупреждал, что "тирания может превратиться в тиранию" [ 14 ]. Имеются многочисленные исторические примеры Франции (якобинцы и Наполеон), России (большевики), Ирана (аятолла), Бирмы (СЛОРС) и других стран, когда падение режима угнетения рассматривается некоторыми личностями или группами лишь в качестве возможности стать новыми повелителями. Их мотивы могут быть различными, но результаты всегда примерно одинаковы. Новая диктатура может оказаться еще более жестокой, чем старая.

Еще до падения диктатуры члены правительства старого режима могут попытаться опередить борьбу за демократию, инсценировав государственный переворот, чтобы перехватить победу народного сопротивления. Они могут провозгласить свержение диктатуры, но на деле будут стремиться навязать новую подкрашенную модель старого режима.

 

 

Блокирование переворотов

 

Существуют способы, при помощи которых перевороты, направленные против нового освобожденного общества, могут быть предотвращены. Простое знание такой возможности защиты иногда достаточно, чтобы предотвратить саму попытку этого. Подготовленность может предотвратить переворот.

Немедленно после совершения переворота путчисты требуют признания легитимности, то есть признания их морального и политического права управлять страной. Поэтому первый основной принцип защиты от переворота - отказ в легитимности путчистам.

Путчистам также необходимо, чтобы гражданские лидеры и население оказывали им поддержку, колебались или оставались пассивными. Путчисты требуют сотрудничества от специалистов и советников, чиновников и государственных служащих, администраторов и судей, чтобы консолидировать свой контроль над ослабленным обществом. Путчистам также требуется, чтобы те люди, которые управляют политической системой, гражданскими институтами, экономикой, полицией и вооруженными силами, пассивно подчинились и выполняли свои привычные функции в соответствии с приказами и политикой путчистов.

Второй важный принцип защиты от переворота - оказать сопротивление путчистам путем отказа сотрудничать и неповиновения. В требуемом сотрудничестве и помощи следует отказать. Против новой угрозы можно использовать все те же средства борьбы, что и против диктатуры, но применять их немедленно. Если перевороту отказать в легитимности и сотрудничестве, он может погибнуть от политического истощения, и возможность построения демократического общества будет возрождена.

 

 

Разработка конституции

 

Новая демократическая система потребует конституции, устанавливающей желаемые рамки демократического правления. В конституции должны быть сформулированы цели правительства, границы государственной власти, способ и сроки выборов, в ходе которых будут отобраны правительственные чиновники и законодатели, неотъемлемые права граждан, а также отношения национального правительства с местными органами управления.

В пределах центрального правительства, если оно останется демократическим, должно устанавливаться четкое разделение власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Необходимо установить жесткие ограничения на деятельность полиции, службы разведки и вооруженные силы, запретив им любое вмешательство в политику.

В интересах сохранения демократической системы и предотвращения диктаторских тенденций и мер, предпочтительно, чтобы конституция устанавливала федеральную систему со значительными правами, делегируемыми региональным, районным и местным уровням управления. В некоторых случаях можно рассмотреть возможность использования швейцарской системы кантонов, в которой небольшие территории обладают основными полномочиями, оставаясь частью страны.

Если конституция, содержавшая многие из этих положений, существовала ранее в истории новой свободной страны, может оказаться предпочтительным ввести ее в силу вновь, внеся в нее необходимые и желательные поправки. При отсутствии пригодной старой конституции может оказаться необходимым использовать конституцию переходного периода. Но, может быть, придется разрабатывать новую конституцию. Подготовка новой конституции потребует значительного времени и размышлений. Участие народа в этом процессе является желательным и необходимым для ратификации нового текста или поправок. Необходимо весьма осторожно вводить в конституцию обязательства, которые позже может оказаться невозможно выполнить, или положения, которые потребуют высокой централизации правления, так как и то и другое может способствовать возникновению новой диктатуры.

Текст конституции должен легко понятным для большинства населения. Конституция не должна быть настолько сложной или двусмысленной, что только юристы и другие элиты способны ее понять.

 

 

Демократическая политика обороны

 

Освобожденная страна может оказаться перед угрозой извне, что требует оборонной мощи. Иностранные государства также могут попытаться установить экономическое, политическое или военное господство.

В интересах поддержания внутренней демократии, необходимо рассмотреть вопросы применения основных принципов политического неповиновения по отношению к требованиям национальной обороны [ 15 ]. Отдав способность к сопротивлению непосредственно в руки граждан, новые свободные государства смогут не прибегать к созданию мощных сил обороны, которые сами по себе способны угрожать демократии и требуют крупных экономических ресурсов, необходимых для других нужд.

Нельзя забывать, что некоторые группы проигнорируют любые положения конституции в своем стремлении стать новыми диктаторами. Поэтому население должно быть постоянно готовым сыграть свою роль и применить политическое неповиновение и отказ от сотрудничества против потенциальных диктаторов, а также сохранить демократические структуры, права и процедуры.

 

 

Почетная обязанность

 

Действие в ненасильственной борьбе заключается не только в ослаблении и устранении диктаторов, но и в наделении силой угнетенных. Данный метод позволяет людям, которые ранее чувствовали себя лишь пешками или жертвами, непосредственно применять власть, чтобы собственными усилиями завоевать свободу и справедливость. Такой опыт борьбы вызывает важные психологические последствия, укрепляя самоуважение и уверенность в себе ранее беспомощных людей.

Важным долговременным положительным последствием применения ненасильственной борьбы за установление демократического правления является то, что общество более способно решать текущие и будущие проблемы. Они могут включать злоупотребления и коррупцию в правительстве, жестокое обращение с любой группой, экономическую несправедливость, а также ограничения, накладываемые на демократические качества политической системы. Население, накопившее опыт использования политического неповиновения, менее уязвимо перед будущими диктатурами.

После освобождения знание ненасильственной борьбы предоставляет способы защиты демократии, гражданских свобод, прав меньшинств и полномочий региональных, районных и местных институтов управления. Такие способы также дают средства, с помощью которых отдельные лица или группы могут мирно выразить свое чрезвычайное недовольство по проблемам, представляющим такое значение, что оппозиционные группы из-за них прибегали к терроризму или партизанской войне.

Рассуждения при рассмотрении вопросов политического неповиновения или ненасильственной борьбы могут оказаться полезными для всех лиц и групп, которые стремятся снять диктаторский гнет со своего народа и установить долговременную демократическую систему, уважающую свободу человека, и участие народа в совершенствовании общества.

 

 

На основе идей, высказанных в настоящей работе, можно сделать следующие выводы:

 

Освобождение от диктатуры возможно;

Для достижения этого требуется весьма тщательный анализ и стратегическое планирование;

Потребуется бдительность, упорная работа и дисциплинированная борьба, часто с большими жертвами.

Широко цитируемое выражение "Свобода не бывает свободной" справедливо. Нет силы извне, которая дала бы угнетенному народу желаемую свободу. Людям необходимо научиться самим завоевывать ее. Это нелегкое дело.

Если люди поймут, что от них требуется для собственного освобождения, они смогут вырабатывать свои действия, которые, путем тяжелого труда, в конце концов, смогут дать им свободу. Тогда со всем усердием они смогут построить новый демократический порядок и подготовиться его защищать. Свобода, завоеванная в такого рода борьбе, может стать долговечной. Ее можно поддерживать с помощью сильных людей, приверженных ее сохранению и укреплению.

 

 

 



Рейтинг публикации:

Нравится5



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map