Князь Владимир не принял православия
Недавно было отпраздновано тысячелетие крещения Руси, определившего знаменательный актом князя Владимира судьбу нашего Отечества. Значимость фигуры князя подчеркнул метрополит Анастасий: "Немеркнущим светом равноапостольный Владимир сияет перед нами с небесной высоты, всеобъемлющий, всепроникающий и лучезарный, как солнце. В нем, как лучи в центре, соединились и отразились все лучшие качества нашего народного характера. От него пошла русская земля, для которой он навсегда предопределил пути ее дальнейшего духовного развития" [165,12]. Владимир первым из киевских князей взглянул на религию очами государственного деятеля крупного масштаба. Он понимал, что отход от язычества и принятие новой религии позволит Руси покинуть круг варварских государств и занять достойное место в цивилизованном мире.
Следует заметить, что обстоятельства крещения Руси окутаны некой легендарной дымкой. В знаменитой летописи "Повесть временных лет" говорится, что на восьмом году княжения князя Владимира Святославовича, в 986 году, к нему пришли четыре посольства из разных стран, каждое из них расхваливало свою религию и убеждало Владимира принять ее. Это были волжские булгары-мусульмане, призывавшие его принять ислам, хазарские евреи, посланцы Рима и Византии. Владимиру не понравилось, что по мусульманскому закону нужно совершать обрезание, нельзя есть свинины и пить вина. Здесь он произносит знаменитую фразу: "Руси есть веселье питье, не можем без того быти". Папских посланцев он отсылает с неясной мотивировкой: "Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого (Идете опять, яко отци наши сего не приняли суть)" [161, 60, 258]. Иудаизм Владимир отвергает, говоря, что раз своей земли у евреев нет, следовательно, бог их не любит, а значит, и религия у них ложная. Представители греков, "философ", произносит очень длинную и красивую речь, оказавшую сильное впечатление.
Затем Владимир уже сам посылает послов в разные страны, чтобы "посмотреть" их религии, причем о евреях на этот раз и речи не идет. Мусульманское богослужение показал ось послам смешным и нелепым ("поклонився, сядеть и глядить семо и овамо, яко бешен и несть веселя в них, но печаль и смрад велик"). Западное христианское -недостаточно красивым ("красоты невидехом некоеже") [161, 74, 274.
Греческое же очень понравилось, и Владимир совершает выбор - принимает православную веру.
Последствия этого выбора для русской цивилизации (А. Тойнби, как известно, считал Россию самостоятельной цивилизацией!) оцениваются неоднозначно. По мнению С. Аверинцева, благодаря принятию восточного христианства русская культура "... преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения", ибо "соприкоснулась с теми библейскими и эллинистическими истоками, которые являются общими для европейской семьи культур (и до известной степени роднят ее с культурами исламского круга)..." и "стала культурой в полном значении этого слова" [165, 52]. Именно через контакт с византийской культурой Русь подключилась к сокровищнице цивилизованного мира, отблеск которого виден на всем итальянском Возрождении (ведь в Византии сохранилась "золотая нить" античной цивилизации).
Несколько иную позицию занимает богослов Г. Флоровским, отмечающий безгласность и немоту древнерусской культуры: "Мысленная нераскрытость древнерусского духа есть следствие и выражение внутренних трудностей или "апорий". Это был полный кризис культуры, кризис византийской культуры в русском духе. В самый решительный момент русского национально-исторического самоопределения византийская традиция прервалась, византийское наследие было оставлено и полузабыто. В этом отречении "от грехов" завязка и существо московского кризиса культуры" [200, 2]. Это значит, что Древняя Русь не есть нечто единое - от Владимира Святого до Алексея Тишайшего, ибо она содержит в себе много миров.
Заслуживает внимания подход Д. Фурмана, согласно которому значение выбора Владимира настолько грандиозно, что "оценить его" до конца принципиально невозможно" [203, 93].
Принятие Владимиром восточного варианта христианства следующим образом повлияло на русскую историю".
Во-первых, православие способствовало возникновению мощного централизованного самодержавного государства - русские митрополиты, а затем и патриархи по византийскому образцу подчинились государям. Церковь создает идейные основания для самодержавия, прежде всего включающие идею четырех царств и трех Римов.
Во-вторых, православное духовенство, обремененное семьями и передающее свою профессию по наследству, не сдерживало злоупотреблений царской власти и не способствовало созданию в обществе атмосферы социальной защищенности различных сословий.
В-третьих, автокефальный характер православной русской церкви обусловил минимум контактов с иными православными нерусскими и иными церквями, что повлекло за собой определенную культурную замкнутость (сыграло свою роль и то, что богослужение велось на славянском языке, тогда как греческий и латинский языки открывали мир античной цивилизации и способствовали обмену информацией между различными частями мира)".
В-четвертых, православие на Руси усилило свойственный Византии традиционализм, что привело к забвению школьного и университетского образования, духовной свободы в виде разномыслия. В итоге это обусловило тенденцию к отставанию от Запада в области науки и техники и связанному с этим экономическому и военному отставанию. Проблема самосохранения России и вызвала преобразования Петра Великого.
В-пятых, формальная духовная монополия православия и весьма слабые позиции в реальной духовной жизни общества породили атеистические идеологии. В конечном счете Октябрьская революция является историческим "отголоском" принятия Владимиром православия (речь идет о религиозном факторе, сыгравшем свою роль в судьбах нашего отечества) [203, 96-102].
Во всяком случае несомненно, что Владимир мог выбрать не обязательно православие. Существовала вероятность и иного выбора, например, западного варианта христианства или ислама. Соответственно Россия имела бы иную культуру и историю; понятно, что и мировая история при "участии католической (или мусульманской) России была бы другою" [203,93].
Поэтому рассмотрим два несостоявшихся варианта развития нашего Отечества - Владимир в одном случае принимает католичество, во втором склоняется в пользу ислама.
Что же могло принести Руси принятие Владимиром западнохристианской веры? На истории нашей родины неминуемо сказались бы особенности католической церкви, чьи единство и ортодоксальность зримо воплощаются во власти римского папы как преемника апостола Петра, наместника бога на Земле. Папа Лев IX пишет константинопольскому патриарху Михаилу Керуляарию в 1054 г.: "Никто не может отрицать того, что как крюком управляется вся дверь, так Петром и его преемниками определяется порядок и устройство всей церкви... Петр и его преемники имеют право свободно произносить суд о всякой Церкви и никто отнюдь не должен возмущать или колебать их состояние, ибо верховная кафедра не судится ми от кого" [226, 295]. Это значит, что римская церковь представляет собою мощную централизованную систему, которая оказывает сильное влияние на власть светских правителей. А потому римско-католическая церковь выступает противовесом власти русского государя, не дает ему возможности подмять под себя духовную власть. В руках папы всегда находятся материальная сила других европейских владык, умеряющая аппетиты русского монарха - сначала князей, потом царей и, наконец, императоров.
В римской церкви существует в качестве нормы целибат14 для всего духовенства. Не делается исключения и для русского католического клера. Русское целибатное духовенство образовало сословие, которое подчиняется папской власти и само охраняет свои привилегии и права. Ведь целибат, как известно, выключает духовенство из "мирских" жизненных связей, оно блюдет интересы церковной организации и пополняет свои кадры за счет способных людей из "низов". Материально русское католическое духовенство обеспечивается за счет положенной ему десятины и хозяйственной деятельности аббатств. Интересы русского духовенства защищают от поползновений со стороны государства различного рода монашеские и полумонашеские-полувоенные ордена; они делятся на централизованные, подчиненные непосредственно папе, и "специализированные" во главе с местными проповедниками [156]. Существенным является то, что гарантированное прав русского католического духовенства оказывает влияние на остальные сословия и поэтому русские государи не смогли создать системы всеобщего подчинения всех государству.
Во всех церквях богослужение ведется на латинском языке, на нем же переписывается Священное писание и другие религиозные тексты. Латинский язык выступает в качестве языка богословия и науки. Благодаря ему русское духовенство постоянно обменивается и культурными достижениями с другими европейскими странами, и обращается к источникам дохристианской античной мысли. Русскую землю постепенно покрывает сеть университетов, подобных западным, и практически синхронно развивается теологически-схоластическая мысль. В результате она выходит за пределы католической церковности -к протестантизму и за пределы христианства - к светской философии и науке нового времени.
Нет ничего удивительного в том, что сформированный таким образом "менталитет" способствовал интересу к науке, знаниям, что церковь и общество на всех этапах истории нашего отечества не жалели денег и средств на богословское и школьное образование. В каждом университете, в каждом русском городе имеются свои богословские и философские школы, где в условиях духовной раскованности ведутся споры между сторонниками различных течений и направлений. И это свидетельствует о духовной мощи римско-католической церкви, умеющей извлекать из этого вполне весомую выгоду и усиливать свою власть над умами людей. Само собой разумеется, что Россия не только находится на одном уровне с остальной просвещенной Европой в области науки и техники, но и кое в чем опережает ее, ибо многие таланты получили возможность проявить себя, раскрыть свой творческий потенциал.
Такая духовная атмосфера в русском обществе способствует усилению слоя интеллигенции. Она занимается производством и распространением знания, которое "тесно связано с производством и распространением власти" [242а, 45].
Функционирование социального слоя "клерков" неразрывно связано с образованием (богословским и светским), обучением письменности, математике и другим дисциплинам. Русские клерки начали в расширенном масштабе воспроизводить себя и непосредственно включаются в управление государством. Естественно, что народ уважал этих "клерков" или интеллигентов, занимающихся профессионально своим делом, их интересы в основном совпадали с интересами государства. Их деятельность динамизировала и одновременно стабилизировала русское общество, что в свою очередь обеспечивало его экономический и военный рост и могущество.
В России, подобно другим развивающимся европейским странам, возникает капитализм. В ней нашлись предприимчивые купцы, путешественники, фабриканты, сумевшие соединить воедино принципы Крестьянской общины творческую энергию отдельных индивидов. России уда лось обогнать Англию, Голландию и Францию в колониальной экспансии создала цепь своих, владений на американском континенте, в районе Тихого океана, Центральной, Азии и пр, И ныне наше отечество самое процветающее в мире благодари своему культурному; экономическому и научно-техническому потенциалу.
Теперь посмотрим другой возможный вариант развития русского общества в том случае, когда Владимир выбрал ислам и обратил в него весь народ. И это было тоже весьма вероятно, так как еще за сто лет до этого на восточной границе страны утвердился ислам и Киевская Русь уже испытывала влияние блестящей не столько арабский, сколько персидской культуры. В связи с этим Н. Моисеев пишет: "Значит, через Византию и Персию мы тоже наследники древнего эллинского мировосприятия, которое, по-видимому, довольно хорошо было освоено жителями Киевской Руси" [142, 58]. Иными словами, русские X столетия были уже подготовлены к восприятию ислама, который мог предопределить пути развития русской цивилизации.
Ислам имеет свои особенности, отличающие его от других мировых религий - христианства и буддизма: он не просто религия, а образ жизни. Уникальность ислама представляет собой целостную культуру - право и государство, философия И искусство, религия и наука, обладающие своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. И все эти черты и свойства ислама были восприняты Киевской Русью, придав своеобразие русской цивилизации, и в значительной мере определив пути ее развития.
Прежде всего существенно то, что согласно Корану - священной книге ислама, власть и законы происходят от Аллаха. Следовательно, нет основания для оппозиции между религиозным и светским содержанием власти. [16,139], Поэтому Владимир после принятия ислама становится халифом:-правителем правоверных русских, сосредоточившим в своих руках духовную и светскую власть. Русский халифат оказывается очень долговечным государственным образованием, ибо ислам соответствовал склонности к расширению связей русских и вообще славян. Они весьма мало похожи на тевтонских рыцарей, католических и лютеранских мессионеров в контактах с другими народностями. Ислам веротерпим к другим религиям и никого насильно не обращал в свою веру, что пригодилось русским при освоении обширных территорий Сибири, Дальнего Востока, Аляски, Кавказа и Средней Азии.
Русский халифат сыграл немалую роль в мировой истории, особенно в истории Запада. Ведь католическому миру пришлось умерить свой воинственный пыл в борьбе с мусульманской цивилизацией. Прежде всего испанские феодалы не смогли осуществить Реконкисту, ибо за их спиной чувствовалась мощь русского халифата, чьи границы простирались до Эльбы на западе (отважные русские мусульмане сразу же пресекли попытки экспансии германских князей и императоров на западнославянские земли) и доходили до берегов Балтики на северо-западе. Не удалось римским папам организовать серию крестовых походов против мусульманского Востока. К тому времени Византийская империя была поделена между арабским и русским халифатом, что усилило их экономический и военный потенциал. Благодаря русскому халифату, представлявшему собой мощное централизованное государство, войска Чингисхана не сумели прорваться за Волгу и были отброшены назад. В союзе с Оттоманской империей русский халифат разгромил империю Габсбургов, положил конец притязаниям Франции и Англии на господство в Европе. Закономерный результат описанных процессов - ныне это громадное государство, раскинувшееся на трех континентах- Европы, Азии и Америки.
Русская культура впитала все достижения арабо-мусульманской цивилизации в области науки, медицины, архитектуры, поэзии и пр. Немаловажен культ знания, поддерживаемый авторитетом Мухаммеда, что сделало Россию лидером в мире науки и обеспечило ее экономический расцвет и неслыханный взлет культуры и авторитет в мире.
Следует констатировать, что и этот сценарий мировой истории волею судеб не реализовался.
Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.
Рейтинг публикации:
|