Французские коммунисты остаются у власти в 1947 году
После окончания второй мировой войны началась другая, "холодная война" между недавними союзниками по антигитлеровской коалиции. Находившийся уже в отставке У. Черчилль в присутствии президента США Г. Трумэна 5 марта 1946 года в Фултоне (штат Миссури) произнес свою знаменитую речь о "железном занавесе". Он объявил, что на страны Восточной и Юго-Восточной Европы опустился "железный занавес", и что "христианская цивилизация" оказалась под угрозой со стороны Советского Союза; поэтому в целях противостояния этой угрозе необходим военный союз между Соединенными Штатами Америки и Великобританией. В многотомной советской "Истории США"подчеркивается, что "Фултоновская речь, по сути была призывом развернуть "крестовый поход" против социализма, интенсифицировать борьбу против прогрессивных сил во имя "спасения западной демократии" [История США. М., 1987, т. IV, с. 84]. Несколько иную оценку состояния позиций двух социально-экономических систем дает П. Джонсон, который пишет следующее: "Можно сказать, что холодная война началась непосредственно после Ялтинской конференции, точнее с марта 1945 года. Разумеется, в известном смысле. Советская Россия вела холодную войну еще с октября 1917 года: она была присуща историческому детерминизму ленинизма" (Джонсон П. Современность. Мир с двадцатых по девяностые годы. М., 1995, ч. II, с. 10].
Как бы там ни было, но "холодная война" действительно с ожесточением развернулась после второй мировой войны, и здесь тоже имелись свои неосуществленные сценарии движения цивилизации.
Один из таких гипотетических вариантов развития можно представить как такую цепь событий.
Вскоре после окончания второй мировой войны они начали развиваться с такой быстротой, что превзошли все ожидания мировой общественности. После фултоновской речи У. Черчилля, в марте того же 1946 года И. Сталин "забыл" вывести советские войска из Ирана и в конце концов сделал это после настойчивых требований Совета Безопасности только что народившейся Организации Объединенных Наций. Однако сразу же Советский Союз стал оказывать давление на Турцию, засылая туда несчетное число своих тайных агентов, что вызвало реакцию США в виде организации прототипа ЦРУ. В середине лета был восстановлен неофициально англоамериканский военный союз, и Г. Трумэн провел чистку своей администрации от просоветски настроенных высокопоставленных чиновников. Но самая безнадежная ситуация сложилась в Западной Европе из-за колоссальных военных расходов Британии, которая потратила на войну 30 млрд долларов, составляющих четверть ее национального богатства. Обессиленная войной, она уже не могла выступать в качестве мировой силы, обеспечивающей стабильность в Европе, Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Драматичность ситуации П. Джонсон описывает следующим образом: "Двадцать первого февраля англичане уведомили Трумэна, что будут вынуждены прекратить свои обязательства по отношению к Греции и Турции. Спустя три дня Трумэн решил, что он должен взять их на себя. Двадцать шестого февраля произошла напряженная встреча в Овальном кабинете, на которой идея была изложена перед ведущими конгрессменами. Генерал Маршалл, новый государственный секретарь, запутал дело, и его заместитель Дин Ачесон решил вмешаться. Он сказал, что "советское давление" на Восточную Европу и Ближний Восток дошло до такой точки, когда один-единственный прорыв "мог бы открыть три континента для советского проникновения". Как "яблочки в бочке, зараженные от одного гнилого", "разложение" Греции могло бы "инфицировать Иран и весь Восток". Это могло "занести заразу в Африку через Малую Азию и Египет" и "в Европу через Италию и Францию" [Джонсон П. Указ, соч., ч. II, с. 15]. В результате был принят знаменитый план Маршалла, который оказал существенную помощь в возрождении экономики 22 европейских государств.
Однако вспомним о "заразе" (здесь речь идет о коммунистической идеологии - В.П.), которая могла проникнуть на Запад "через Италию и Францию" (Дин Ачесон). Заместитель госсекретаря США Дин Ачесон был несколько некорректен в своем утверждении, ибо "зараза" уже находилась во Франции и вполне могла охватить ее всю.
Действительно, Франция вышла из второй мировой войны сильно ослабленной в политическом и экономическом отношениях. Это проявилось в следующих фактах: во-первых, из-за немецко-фашистской оккупации и военных действий оказались разрушенными почти 50 тысяч промышленных предприятий; во-вторых, начала распадаться французская колониальная империя (отпали Сирия и Ливан, образовалась Демократическая Республика Вьетнам, усилилось освободительное движение народов Северной Африки, Мадагаскара).
К моменту освобождения Франции от немецкой оккупации, в расстановке политических сил произошли значительные изменения: с одной стороны, вырос авторитет демократических сил, участвовавших в движении сопротивления немецким захватчикам, с другой - оказались сильно подорванными позиции правых, реакционных партий, в годы оккупации сотрудничавших с фашистами. Четыре года не прошли бесследно для значительной части правого лагеря, чьи представители - монополисты, высшие армейские чины, священнослужители и чиновники - оказались скомпрометированными сотрудничеством с национальным врагом в глазах французов. Государственный аппарат, который на протяжении полутора столетий выдерживал любые социальные бури и потрясения, потерял свою устойчивость. К тому же система старых буржуазных партий развалилась. На неизбежность такого рода последствий указывал генерал де Голль уже в начале войны: "Те, кто надеется после того, как прозвучит последний выстрел, найти Францию в политическом, социальном и моральном отношении такой же, какой они знали ее прежде, глубоко ошибаются" [Gaulle de Ch. Discours aux Francais. 18 juin 1940 - 2 janvier 1944, Alger, s. d.,p. 203].
Во главе демократических сип Франции находилась компартия, которая стала самой массовой и авторитетной политической партией. В ее состав входили не только рабочие и крестьяне, прошедшие суровую школу антифашистской борьбы, но и представители науки, культуры и искусства. "В октябре 1945 года на выборах в Учредительное собрание компартия по числу поданных за нее голосов вышла на первое место. Под руководством коммунистов, которые занимали в правительстве важные экономические посты, французские трудящиеся в 1945-1947 годах развернули "битву за производство", имевшую целью восстановление экономики. Благодаря массовому трудовому героизму рабочего класса промышленное производство в стране к концу 1947 года достигло довоенного уровня" [Розанов Г.Л., Вощенков К.П., Меликсетов А.В. Новейшая история. М, 1967, с. 168)].
Однако этот экономический рост страны не смог устранить полностью тяжелые последствия войны. К тому же финансовая олигархия совершала различного рода махинации, пользуясь попустительством или прямым пособничеством министров-социалистов и министров-католиков, входивших в правительство. Все это тяжелым бременем легло на плечи рядовых французов, испытавших на себе и "скачущую" инфляцию, и увеличение косвенных налогов. В итоге только в течение 1946 года цены выросли на 50%, а реальная заработная плата уменьшилась наполовину по сравнению с довоенным уровнем.
И тем не менее во время вхождения коммунистов в правительство, Франция совершила поворот в своей многовековой истории. В течение немногим более двух лет были проведены в жизнь такие мероприятия, как национализация ряда ведущих отраслей промышленности и транспорта, введение системы социального страхования, пособий для многосемейных, значительное расширение прав профсоюзов и т. д. [см. Молчанов Н.Н Четвертая республика. М., 1963, с. 144-145]. Немаловажную роль здесь сыграли министры-коммунисты Морис Терез, Амбруаз Круаза, Жорж Марран, занимавшиеся созданием всеобъемлющей системы социального страхования, улучшением медицинского обслуживания, утверждением статусов государственных служащих, аренды и издольщины, а также Франсуа Бийну, Шарль Тийон и Марсель Поль, подготовившие коренной перелом в деле восстановления и реконструкции промышленного производства страны и начавшие успешную реорганизацию вооруженных сил. "Тем самым ФКП наглядно опровергла утверждения реакции о "неспособности" революционной пролетарской партии к конструктивной работе, о мнимом противоречии между социальным прогрессом и оздоровлением экономики... В результате реформ 1944-1947 гг., являвшихся непосредственным развитием мероприятий Народного фронта, Франция по развитию социального законодательства превратилась из самой отсталой в одну из самых передовых среди крупных капиталистических стран" [История Франции. М., 1973, т. Ill, с. 319].
Однако дни министров-коммунистов были сочтены в силу внутренних и внешних политических и экономических противоречий, присущих Франции в этот период.
Во-первых, Франция и в первые послевоенные годы представляла собою капиталистическую страну, где ведущие позиции в экономике занимал финансовый капитал, который негативно относился к национализации ряда ведущих отраслей промышленности. Во-вторых, в государственном аппарате, армейской элите доминировало консервативно настроенное кадровое чиновничество и офицерство. Здесь следует подчеркнуть, что вполне определенные силы блокировали намечавшуюся чистку офицерского состава армии. В-третьих, конституция и законодательство о выборах носили половинчатый, компромиссный характер, в результате чего не ликвидированы префектуры и их функции не переданы выборным органам местного самоуправления и пр. В-четвертых, Франция оказалась вовлечена в систему замкнутых экономических и военно-политических блоков под эгидой США, что оказало существенное влияние на перегруппировку сил в стране, приведшую к кризису многоаппаратного парламентского режима. И наконец, в-пятых, французская внутренняя политика тогда очень чувствительно реагировала на колебания международной обстановки, которую определяли "доктрина" Трумэна и "план" Маршалла [см. История Франции, тЛН, с. 319-320].
"Доктрина" Трумэна провозглашала Соединенные Штаты Америки гарантом (раньше говорили "жандармом") мирового порядка, который следует защищать от коммунизма. В ней подчеркивается, что в нынешний момент мировой истории "каждый народ должен выбрать между двумя противоположными образами жизни", и поэтому политикой Соединенных Штатов должна быть политика поддержки "свободных народов", оказывающих "сопротивление попыткам подчинения вооруженному меньшинству или внешнему давлению" [цит.по: История США, т. IV, с. 89]. Фактически в "доктрине" Трумэна изложена стратеги" "сдерживание" социального процесса, удержания освободившихся от немецкого господства стран в рамках системы буржуазной демократии и свободного предпринимательства. В этой доктрине западноевропейский регион, в том числе и Франция, занимал первостепенное место. Практически осуществлением "доктрины" Трумэна являлся "план" Маршалла, обошедшийся США в 10,2 млрд. долларов.
Вся совокупность данных факторов привела к тому, что "в мае 1947 г. французской реакции, действовавшем по указке США, удалось исключить министров-коммунистов из состава правительства" [Розанов ГЛ., Вощевков К Л., Меликсетов А.В. Указ, соч., с. 169].
Теперь попытаемся промоделировать ситуацию, при которой министры-коммунисты остаются в составе правительства.
Фактически перед нами стоит задача страшен черт, т. е. западноевропейский коммунизм в его французской версии, как его малюют? Поэтому перейдем к изложению имеющегося материала в данном ключе. Для этого нам придется сделать целый ряд допущений.
Прежде всего министры-коммунисты (и стоящая за их спиной ФКП) весьма четко просчитывают политические тенденции в развитии Франции и обладают необходимой гибкостью для вступления в союзы с теми или иными политическими силами и партиями и достижения компромиссов. Они целеустремленно проводят линию на то, чтобы конституция Четвертой республики была очищена от половинчатого н компромиссного характера, получила завершенную форму.
Они сумели осуществить важные пункты программы Национального совета Сопротивления, принятой 15 марта 1944 года, а именно:
- ликвидация префектур и передача их функций выборным органам местного самоуправления - генеральным советам департаментов;
- практики отзыва изменивших своему долгу депутатов и другие меры. Этого удалось достигнуть благодаря поддержке де Голля, который 30 марта 1947 года на митинге в Брюневеле подверг резкой критике конституцию Четвертой республики: "Придет день, когда огромная масса французов покончит с бесплодной игрой, отбросит установления, в которых блуждает нация и теряет авторитет государство, чтобы вновь обрести Францию" [Gaulle Ci. de. Discours et messages. P., 1970, т. II, p.41-42].
Наряду с этим министры-коммунисты проводят весьма длительную и кропотливую работу по очищению офицерского корпуса армии от консервативно настроенных военных. Для этого пришлось выявить всех представителей воинских групп Сопротивления (французских внутренних сил, патриотической гвардии и милиции), которые в свое время (октябрь 1944г.) решением Временного правительства были разоружены, демобилизованы и рассеяны по обычным армейским частям. Все эти высококвалифицированные специалисты возвращены армию, и назначены на различные командные должности, что способствовало демократизации кадрового состава офицерского корпуса, не раз в истории Франции служившего оплотом правых антиреспубликанских элементов.
Министры-коммунисты постоянно уделяют внимание прекращению и предотвращению войн со стороны Франции в отношении своих бывших и нынешних колоний. Особенно их беспокоила развязанная Четвертой республикой война в Индокитае, где 19 августа 1945 г. было провозглашено создание независимой Демократической Республики Вьетнам. В коллективной монографии "История Франции" данная ситуация, изложена следующим образом: "6 марта 1945 представители французского правительства Сентени подписал с вождем народно-освободительной борьбы вьетнамского народа Хо Ши Мином соглашение, официально признававшее Демократическую Республику Вьетнам в качестве "свободного государства, имеющего свое правительство, парламент, армию и финансы, входящего в Индокитайскую федерацию и во Французский союз". Однако уже три недели спустя верховный комиссар Франции адмирал Гьерри д'Аржанлье в нарушение мартовского соглашения инспирировал создание марионеточной "республики Кохинхины". Переговоры между вьетнамской и французской делегациями в Фонтенебдо, близ Парижа, не дали определенных результатов. 23 ноября 1946 г. французский крейсер "Сюффрен" подверг бомбардировке вьетнамские районы Хайфона, в ходе которой погибли 6 тыс. человек. Кабинет Блюма по сути дела задним числом санкционировал эту провокацию" [История Франции, т. III, с. 321].
Вполне естественно, что Французская коммунистическая партия и ее министры-коммунисты приложили максимум усилий, чтоб остановить грязную войну в Индокитае. Они развернули широкую кампанию за переговоры о прекращении огня и во многом способствовали тому, что эта война стала непопулярной среди французов. Многие французы участвовали на организуемых ФКП митингах, ставили подписи под петициями, устраивали демонстрации протеста против военных действий во Вьетнаме. Значительная часть французской буржуазии негативно относилась к индокитайской авантюре. Некоторые кадровые высшие офицеры пессимистично оценивали перспективы французско-вьетнамской войны. Мировая демократическая общественность также настойчиво требовала прекращения этой войны. Министры коммунисты своими действиями вынудили правительство Ж.Ланьена осенью 1953 г. заключить мир с Вьетнамом и вывести из войска.
Не менее серьёзную проблему для Франции представлял Алжир. Ей уже не хватало сил сохранить свои колонии. За этим фактом стояли вполне определенные демографические факторы. Колония считалась потерянной, подчеркивает В.Джонсон, если темп заселения превзойден естественным приростом туземного населения. Колониализм девятнадцатого века отражал огромное увеличение европейского населения. Деколонизация двадцатого века отражала демографическую стабильность в Европе и огромное нарастание местного населения. (Джовсон П. Указ. соч. ч. II, с. 77]. Именно Алжир и был классическим примером такого рода перелома в отношениях между метрополией и колонией. В XIX веке там было всего 1,5 млн. арабов и их число все время уменьшалось. Однако французские медицинские службы практически уничтожили малярию, пятнистый и брюшной тиф, что значительно снизило процент детской смертности среди неевропейцев. В итоге к середине XX столетия численность арабов достигла около 9 млн. человек, а колонистов-европейцев уже оказалось недостаточно, чтобы "можно было рассчитывать на образование анклава" [Джонсон П. Указ. соч. ч. II, с. 78].
Существенными оказались огрехи в функционировании избирательной системы, когда голоса избирателей фальсифицировались местными властями или не "срабатывали" реформы, принятые французским парламентом. Это выбило почву из-под ног многих высокообразованных арабов, стремящиеСЯ к взаимодействию французской и исламской культур и настроенных вполне умеренно. В итоге умеренные были оттеснены на задний план экстремистами, которые воспользовались майскими событиями 1945 г. в районе Константина. Тогда арабы убили свыше сотни европейцев, а французы в отместку подвергли бомбардировке и обстрелу свыше сорока арабских поселений, уничтожив десятки тысяч алжирцев. Вернувшиеся с военной службы арабы нашли свои семьи погибшими, а дома сравненными с землей, что подтолкнуло их образовать Фронт национального освобождения и сформулировать положение "Алжир для алжирцев". В результате через десять дет начались кровавые события в Алжире, подготовленные недальновидной политикой Франции.
Фронт национального освобождения Алжира начал свои операции, подчиненные стратегии создания обстановки террора, чтобы убрать умеренных арабов, разгромив тем самым концепцию об ассимиляции и многорасовом обществе. Не следует забывать, что французское правительство во главе с радикал-социалистом П. Мендес-Франсон находилось в плену иллюзии, что "Алжир может стать настоящим многорасовым обществом, построенным на принципах свободы, равенства и братства" [Джонсон П. Указ, соч., ч. II, с. 81]. Однако реалии действительной жизни оказались совсем иными, ибо Фронт национального освобождения придерживался доктрины, сформулированной бразильским террористом Карлосом Маригелой: "Политический кризис должен превратиться в вооруженный конфликт посредством проведения насильственных действий, которые заставят тех, кто у власти, трансформировать политическую ситуацию в стране в военную ситуацию. Это настроит против них массы, которые с этого момента и далее восстанут против армии и полиции... Правительство может только усилить репрессии, сделав, таким образом, жизнь своих граждан тяжелее, чем когда бы то ни было... полицейский террор превратится в ежед-невие... Население откажется сотрудничать с властями, и тогда они увидят, что единственный способ решить свои проблемы - это физическая ликвидация оппонентов. Политическая ситуация в стране (тогда) превратится в военную" [Marighela С. For the Liberation of Brazil. Penguin, 1971].
Нет ничего удивительного в тон, что война в Алжире принимала все более жестокие формы, и как следствие правительство Э. Фора пало. В ходе парламентских выборов (январь 1956 г.) внушительную победу вновь одерживают коммунисты, социалисты и левые буржуазные партии. Ситуация складывается таким образом, что ФКП взяла власть в свои руки, и та самая "зараза", которой так опасался Дин Аче-сон, охватила Францию.
Как самая влиятельная партия страны, ФКП прежде всего прекращает войну в Алжире и предоставляет ему самостоятельность. Затеи она воплощает в действительность выработанную ею программу, согласно которой:
- осуществляется демократизация политической системы управления;
- запрещаются и распускаются профашистские правые партии;
-национализируются монополии в нефтяной, металлургической и химической промышленности, а также банки;
- проводятся в жизнь принципы уважения национальной независимости всех народов и сохранения мира в области международных отношений.
Французские коммунисты были реалистами - они не стремятся к установлению тоталитарного режима во Франции, считаясь с традициями политической культуры Запада. Ведь для них характерно то, что "Конституция устанавливает мирное соперничество за реализацию власти", что фиксированные или неписаные правила регулируют формы соперничества отдельных лиц и групп" [Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993, с. 63]. Не поддаваясь давлению со стороны советской коммунистической партии, а напротив, полемизируя с ней, правящая ФКП строит свою политику в духе еврокоммунизма, адекватного основным принципам западной цивилизации. Это означает, что во Франции функционирует смешанная экономика, когда конкурируют предприятия государственной и частной форм собственности. Это означает также и то, что во Франции (и этим она отличается от Советского Союза) между государством и индивидом находится гражданское общество со всем многообразием его общественных организаций и институтов. Не менее существенным моментом является вхождение Франции в качестве ассоциативного члена в НАТО, что диктуется всем ходом развития международной обстановки.
Основные направления политики правящей ФКП соответствуют тенденциям развития мира, вступившую в посткапиталистическую фазу исторического процесса. Ведь "это и есть та фаза, которая сменила капитализм, как и предвидел Маркс, но он совершенно не предугадывал, какие формы примет общество, необходимое возникновение которого им постулировалось" [Дьяконов И .М. Пути истории. М., 1994, с. 345]. Страны же с тоталитарными режимами отказались от тупиковой ситуации. Адекватным реалиям современного мира является посткапитализм, благодаря чему политика еврокоммунизма ФКП оказалась весьма эффективной. Следует иметь в виду, что аналогичных результатов достигла Итальянская коммунистичес-кая партия, чьи представители тоже вошли в послевоенное правительство Италии.
Однако данный сценарий развития хода событий во Франции (и также в Италии) оказался неосуществленным - коммунисты в силу ряда обстоятельств, в основном субъективного характера, не смогли удержаться у власти.
Источник: Библиотека "Полка букиниста". Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.
Рейтинг публикации:
|